Презентация к проектной работе Социализация как одно из направлений воспитательной работы
Проектная работа на тему:«Социализация как одно из направленийвоспитательной работы: формы и виды деятельности» Выполнили: Акбарова Рашидам Махмутовна заместитель директора по воспитательной работе Алматинская область Енбекшиказахский район с. Ташкенсаз СШ имени Х. Абдуллина Бейсебаева Айнур Балтагазиевна заместитель директора по воспитательной работе Алматинская область Илийский район с. Междуреченск СШ № 16 им. Ю.А. Гагарина с ДМЦ
ОглавлениеІ. Введение.ІІ. Основная частьРаздел 1. Социализация личности1.1 Понятие и сущность социализации1.2 Факторы социализации1.3 Агенты социализацииРаздел 2. Школа как фактор социализации личности2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций2.3 Основные формы и виды организации педагогической поддержки социализации обучающихсяРаздел 3. Проблемы социализации детей в школе3.1 Группы сверстников3.2 Воспитательные организацииІІІ. ЗаключениеСписок используемой литературы
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.Собственно главной задачей воспитателей является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, обще необходимых умениях и навыках, отношениях.
Но в последние годы особенно проявляются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств. Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство. Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнуться, возникновение эмоциональной и социальной изоляции. Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее предрасположенность к суицидальным попыткам. Отсюда возникает следующее противоречие между организацией процесса обучения и не освоением культурных норм, правил и стереотипов поведения учащимися.
Исходя из этих противоречий можно сформулировать проблему: Факторы, снижающие влияние школы на воспитание и социализацию человека.Объект исследования: Социализация как одно из направлений воспитательной работыПредмет исследования: Школа как фактор социализации личности Цель: Определить степень влияния воспитательной работы на социализацию учащегося.Задачи: Изучить понятие и сущность социализации личности.Рассмотреть факторы социализации детей в школе.Продемонстрировать формы и виды деятельности по социализацииИзучить проблемы социализации детей в школе.
Понятие и сущность социализации Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества
Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Этапы социализации.В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Факторы социализацииПервый – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Второй – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)Третий – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Агенты социализацииВажнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, внепосредствен-ном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, т.д.
Социально-психологическая адаптация учащегося Как уже говорилось ранее, социализация и социальная адаптация личности неразрывно связаны между собой, а школа выступает как важнейший институт создания условий для успешной социализации и адаптации личности человека.Социально-психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными мотивами, потребностями и интересами.Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.Образование в буквальном смысле слова “формирование образа” мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях.
Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций. Базовым условием эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций можно считать реализацию организаторами-руководителями-воспитателями личностного подхода в воспитательном процессе.Личностный подход в воспитании – последовательное отношение к воспитуемому как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.По отношению к личности личностный подход предполагает помощь: в сознании воспитанником себя личностью; в выявлении, раскрытии и развитии ее возможностей; в становлении самосознания, в осуществлении субъективно и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Основные виды организации педагогической поддержки социализации обучающихся Ролевые игры: процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущемПедагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности: методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материалаПедагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности: важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности: социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету
Формы работыГрупповая ПарнаяКоллективная
Виды работыСпортивныесоревнованияРазличные конкурсыВстречиЭкскурсияБеседаПутешествиеСюжетно-ролевые игрыВыставки, ярмарки
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека получение первоначаль-ных представлений о Конституции РК, ознакомление с государ-ственной символикой – Гербом, Флагом РК, ознакомление с героическими страницами истории Казахстана, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотичес-кого долга, с обязанностя-ми гражданина Воспитание нравственных чувств и этического сознания:получение первоначаль-ного представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных мораль-ных нормах народов (в процессе изучения учеб-ных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкаль-ные композиции, худо-жественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов РК)расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизниВ процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессийВоспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов РК, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмовВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):получение элементар-ных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры РКознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами
Проблемы социализации детей в школеНаиболее существенную роль группы сверстников играют в жизни и в социализации подростающих поколений, особенно в подростковом и юношеском возрастах. Подростки и юноши одновременно входят в несколько групп – формализованные и неформализованные, общение в которых может иметь существенные различия.В формализованных группах бывает явное расслоение по разным основаниям. Иногда - по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются группы, где компания складывается “по одежке” в прямом смысле слова.Подростки и юноши, не удовлетворенные своей позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свой контакт с ее членами, ищут компенсации в неформальных группах
ЗаключениеСоциализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Обучение процесс социальный, обязательно включающий в себя воспитательные функции и направленный на образование человека, развитие его задатков и способностей, формирование гармонически развитой личности, формирование его нравственных и культурных качеств и соответствующего поведения в обществе. А частью процесса социализации является воспитание и обучение, которые образно выражаясь, можно назвать окультуриванием человека, т.е. прививанием ему заранее заданных культурных черт.Характерная черта подростков – стремление жить в своем обществе. Причем в таком, где тебя принимают и где есть особые правила жизни, которые хочет соблюдать и создавать их самим. Такие условия способна создать школа. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал нам насколько он несовершенен в школах: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих, оно ориентируется на “среднего” ученика.
Список используемой литературыВасилькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001.Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002Мудрик А.В. – Введение в социальную педагогику. – М., - 1997.Мудрик А.В. – Социальная педагогика. – М., - 2002.Овчарова Р.В. – Справочная книга социального педагога. – М., 2003.Осипов П.Н. – сам себя воспитать должен. – Казань, “Карпол” 1995.Пашков С.В. – Формирование толерантного сознания будущего учителя в культурной и образовательной среде малого города. – Доклад на конференции” Становление и развитие университетского комплекса в условиях малого города.Реан А.А. – Социально педагогическая психология. – Издательство “Питер” 1999.
Степанов В.Г. – Психология трудных школьников. – М., 1998.Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель – М., - 1996., 352 с.Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970; Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1976. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.