Методическая разработка по теме Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Методическая разработка
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Работа выполнена
Липатовой Натальей Евгеньевной,
учителем начальных классов
МОУ СОШ № 9
Г. Переславль - Залесский
Переславль-Залесский
2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД) в педагогической и методической литературе
1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий
1.3. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных универсальных учебных действий
ГЛАВА 2 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая задача поставлена в новом образовательном стандарте.[18].
Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова [8].
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования универсальных учебных действий, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования»[22].
Поэтому, выбранная мною тема, актуальна и значима.
В связи с работой по Федеральному государственному образовательному стандарту мне пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции нового стандарта. Формированию универсальных учебных действий у детей уделяю внимание на всех уроках. Уроки русского языка имеют большие возможности для формирования познавательных УУД.
Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.
Задачи работы:
1) Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия», выделить характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2) Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
3) Показать эффективность проделанной работы.
Данная работа может представлять интерес для педагогов начальной школы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД) в педагогической и методической литературе
Термин универсальные учебные действия принадлежит Асмолову А. Г. До него этим вопросом занимался Гальперин П. Я. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
•Личностные универсальные учебные действия
•Регулятивные универсальные учебные
•Коммуникативные универсальные учебные действия
•Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий
Остановимся поподробнее на составе познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают
Общеучебные.
К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область[8].
Логическими УУД являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков( существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование [9].
Действия постановки и решения проблем
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [5].
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал[15].
1.3 Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных универсальных учебных действий
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,) [1].
Для успешного обучения немалое значение имеет формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе. С первых уроков отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.
Глава 2 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
В начале 2012 года мной было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 1 класса.
Исследование состояло из двух этапов:
1 этап – Стартовая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (начало учебного года);
2 этап – Повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (конец первого года обучения).
Для определения уровня сформированности познавательных УУД на старте использовала различные методики (приложение 1).
В процессе отбора методик для диагностики предпочтение отдавалось тем, которые удобны для проведения и обработки, не требуют большого количества стимульного материала, могут проводиться фронтально не только психологом, но и любым учителем начальных классов.
Цель проводимой диагностики: выявление развития познавательных учебных действий.
Оцениваемые УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, моделирование;
логические –обобщение и классификация, синтез, сравнение;
способ решения проблемы.
Диагностика оценки сформированности познавательных УУД у обучающихся 1 класса 2012 года (1)
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития познавательных УУД на достаточно низком уровне. Среди общеучебных действий на низком уровне поиск и выделение необходимой информации, среди логических действий на низком уровне обобщение и классификация, синтез, сравнение. Достаточно низкий уровень формулирования проблемы.
Проанализировав данные, я пришла к выводу, что сформированность познавательных учебных действий в начале учебного года находится на низком уровне. В возрасте 6-7 лет дети легко создают чувственные и визуальные модели, тяжело знаково - символические, словесно- логическое мышление только формируется. Дети способны называть несколько источников информации, но самостоятельно пользоваться не могут ещё. Дети проблему видят вербально, но не формулируют её.
Система работы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета « Русский язык»
Поставила для себя задачу подобрать приемы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета «Русский язык».
Проанализируем приемы и типы заданий учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 1-го и 2 – го класса ( «Школа 2100»). Само содержание учебника, его методический аппарат позволяет работать над формированием познавательных УУД. Условные обозначения учебника помогают детям ориентироваться в содержании и искать нужную информацию в учебнике. При работе с условными обозначениями формируются знаково- символические УУД и умение искать информацию. В учебнике дети встречаются с героями, некоторые помогают создать проблемные ситуации. Таким образом формируется умение формулировать проблему и создавать пути выхода из проблемных ситуаций.(Приложение 2)
Использование занимательных элементов как средство формирования познавательных УУД
Задания учебника достаточно разнообразны, многофункциональны, но чтобы у детей вызвать интерес и мотивацию к изучению данной темы, подбираем упражнения, которые тоже направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использую на уроке занимательные элементы. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, творческие словари, творческие задания на дом, игры, которые кроме определенной обучающей функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету и помогают формировать познавательные УУД.
Решать задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами (см. приложение 3).
Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия. Работа с ребусами , кроссвордами помогает анализировать, преобразовывать информацию, формировать знаково- символические действия, синтез. Кроссворды можно использовать на разных этапах урока ( для проверки знаний, для актуализации знаний)
Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать работу с анаграммами. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «ОРКЕЬН, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Корень, нота, калькулятор, слух. Корень- это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.».
При выполнении таких заданий учащиеся формируют умение анализировать, синтезировать.
Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык»
Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
В.А. Сухомлинский, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
Больше всего мне близка точка зрения К.Д. Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс[3].
Атмосфера творчества на уроках русского языка способствует не только формированию познавательных универсальных учебных действий , но и положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости
учеников и учителя.
Данная работа помогает развитию орфографической зоркости и запоминанию словарных слов.
«Картинный словарь» ( способствует формированию поиска информации, знаково – символических действий, сравнение)
Ребята рисуют сюжетную картинку, подбирают такие предметы, которые бы ассоциировались с той буквой, которая является ошибкоопасным местом в слове.
При работе со словарными словами использую разные игры.
«Толковый словарик» (способствует формированию анализировать, сравнивать, классифицировать).
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.
«Схемы- угадайки» (способствуют формированию знаково- символических действий)
О___О___ (воробей, молоко…)
_______СС__ ( касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
«Лишнее слово» (способствуют формированию логических действий: сравнение , классификация, построение логической цепочки)
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
СОРОКА
ДОРОГА
Нужно подбирать слова так , чтобы можно было выделить не одно .
Игра « Дополни до целого слова ». (способствуют формированию логических действий: синтез)
Детям даётся ряд слогов и они дополняют их, образуя слова.
ка , ко, ку , ки. Дети не только учатся читать сло - ги, но и подбирают слова, в которых есть данные слоги ( карандаш, картина, яблоко, курица, кукушка.)
Все выше описанные упражнения, задания и приёмы способствуют формированию познавательных УУД, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики, которая была проведена в конце первого года обучения.
Диагностика оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса 2013 года( 2)
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. На 15% улучшились показатели по действию моделирования, на 10% обобщение и классификация, значительное улучшение логического действия- синтез на 20% .
Заключение
В данной работе решался ряд задач.
Решая первую задачу, были рассмотрены сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников. В результате в сфере познавательных универсальных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Решая вторую задачу, я постаралась обосновать возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников познавательных УУД, навыков и способов деятельности:
•интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
•познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
•организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Решая третью задачу, в работе был представлен мой педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка. Я пришла к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий.
Творческий подход к детям поможет решить эти задачи, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Информационные ресурсы
1.Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] c.
2. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. - 307с.
3. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996. - 462 с.
4. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
5.. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
6. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. - М., 1993.
7. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010г.
9. Коточигова Е. В. Научу учиться. Формирование универсальных учебных действий у учеников начальной школы. Методические рекомендации-Ярославль: ГОАУ ИРО, 2011. – с.68
10. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
11. «Начальная школа» №7-2010г. Е.М. Тихомирова «Занимательный материал по русскому языку», с.29-33.
12. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
13. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010. – (Стандарты второго поколения.)
15. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А. Иванова. Волгоград: Учитель, 2011г.
16. “Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения”. Под ред. М. С. Соловейчик. Москва, 2000, с. 23.
17. Степанова Е. Ю. «Оценка метапредметных и личностных результатов обучающихся 1-х и 2-х классов в условиях реализации ФГОС» г. Переславль-Залесский, 2012 Под общ. редакцией Н. А. Кук. Рецензент: Е. В. Коточигова — заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО Институт развития образования, доцент, кандидат психологических наук.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.
19. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.
20. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
21. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
22. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010.
23. Сластенин, В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - [3-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2004. – 512 с.
Приложение 1
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»(Оценка вербально-логического мышления)
Цель: оценка уровня способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия.
Возраст: дети 6 - 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Описание задания: Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Выделите слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок.
1) Книга, портфель, чемодан, кошелёк2) Печка, керосинка, свеча, электроплитка3) Часы, очки, весы, термометр4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед5) Самолёт, пчела, гвозь, вентилятор6) Бабочка, циркуль, весы, ножницы7) Дерево, полка, метла, вилка8) Дедушка, учитель, папа, мама9) Иней, пыль, дождь, роса10)Вода, ветер, уголь, трава11)Яблоко, книга, шуба, роза12)Молоко, сливки, сыр, хлеб13)Берёза, сосна, ягода, дуб14)Минута, секунда, час, вечер15)Васлий, Фёдор, Семён, ИвановИнтерпретация. Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла.Ключ. 1)Книга, 2)свеча, 3)очки, 4)лодка, 5)пчела, 6)бабочка, 7)дерево, 8)учитель, 9)пыль, 10)ветер, 11)яблоко, 12)хлеб, 13)ягода, 14)вечер, 15)Иванов.Вариант 2
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
лист, почка, кора, дерево, сук
дом, сарай, изба, хижина, здание
береза, сосна, дерево, дуб, ель
ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
неудача, крах, провал, поражение, волнение
молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
минута, секунда, час, вечер, суткиКлюч1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнени Оценка результатов:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов
Интерпретация:.
10 — 8 баллов — высокий уровень развития обобщения и классификации;
7 — 5 баллов — средний уровень развития обобщения;
4 и менее баллов — способность к обобщению и классификации развита слабо — низкий уровень.е,14)гвоздь,15)вечер
Методики для оценки уровня сформированности
знаково-символических
Методика 1
УУДЦель: выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.
Инструкция:
— Посмотри на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметь крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.
913765180340
Оценка:
3 балла — ребенок отметил первую машину.
2 балла — ребенок отметил третью машину.
1 балл — ребенок отметил вторую машину или все три.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные структурные компоненты (в данном случае, части машины — кузов, кабину, колеса и др.). Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку (высокий уровень).
Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом. Они затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей (средний уровень).
Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действиями соотнесения заданной схемы с реальным предметом (низкий уровень).
Методика 2
Цель: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлены части будущей 3625215213360постройки.
Инструкция:
— Рассмотри грузовую машину, нарисованную на картинке. Отметь крестиком те детали, которые необходимы для ее постройки.
Оценка:
3 балла — ребенок отметил большой и маленький куб, полуцилиндр, пластину.
2 балла — ребенок допустил 1 — 2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю.
1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т. е. владеют действиями перцептивного моделирования (высокий уровень).
Оценку 2 балла получают дети, которые затрудняются в анализе общей конфигурации предмета, делении его на составляющие части и допускающие ошибки при подборе деталей (средний уровень).
Оценку 1 балл получат дети, которые не способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т. е. не владеющие действием перцептивного моделирования (низкий уровень).
Проверка умения выделять необходимую информациюиз текста художественного произведения (общеучебные УУД)2 класс
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник. Старик говорит:
— Переломите веник.
Сыновья сказали:
— Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
— Ломайте прутья! — сказал старик.
Сыновья все прутья переломали. Старик говорит:
— Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(103 слова)(Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Обведи букву того утверждения, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) старик, трое сыновей; Б) старик, один сын; В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) часто ссорились; Б) жили дружно; В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей, проставив цифры в пустых квадратиках.
А) всем будет худо;Б) все разделятся;
В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово «худо»?
А) скучно; Б) плохо; В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) на примере прутьев в венике показать, что необходимо поддерживать друг друга;Б) переломить веник;В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;Б) Где мир и лад, не нужен и клад;В) Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось;Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?_______________________
______________________________________________________
8. Понравилось ли тебе произведение и чем?________________
______________________________________________________
Правильные ответы к заданиям
А Б В Г
1. +
2. +
3. 3 1 2
4. +
5. +
6. + +
7. Умение дружно жить
8. Самостоятельное высказывание
Результат:
За каждый правильный ответ даётся 1 балл. За 8 задание — 1 балл, если дан односложный ответ; 2 балла, если ответ развёрнутый.
8 — 9 баллов — высокий уровень умения извлекать информацию из текста
5 — 7 баллов — средний уровень
0 — 4 баллов — низкий уровень
Методика «Составление целого из частей»
Цель: выявление степени овладения зрительным синтезом, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей
Инструкция:
— Рассмотри карточку и найди и отметь галочкой те части, из которых получится изображенная слева фигура.
Интерпретация результатов:
Дети с высоким уровнем развития операции синтеза проявляют выраженный интерес к заданию и понимают, что от них требуется. Происходит целенаправленный поиск подходящих частей. Возможен один ошибочный вариант.
Дети со средним уровнем развития операции синтеза понимают смысл задания, правильно находят части хотя бы для одной фигуры.
Дети с низким уровнем развития операции синтеза либо не понимают смысл задания, либо неправильно находят части для всех фигур.
Приложение 2
Задания и упражнения, способствующие формированию общеучебных познавательных УУД:
1. Обучение работе с разными видами информации: поиск информации.
Работа с толковым словарём проводится регулярно. Почти на каждом уроке, в период обучения грамоте, встречаются слова, не понятные детям. Во 2 классе в самом учебнике есть выписки из словаря.
а) работа с информацией, представленной в форме иллюстраций
Данная иллюстрация помогает работать с понятием корень
б) оценка достоверности получаемой информации - задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа:
«Вова Колесников считает, что слова жёлтый и желтеет отвечают на один и тот же вопрос какой?, потому что все они обозначают цвет. Прав ли Вова?»;
«Вова и Петя получили задание составить предложение со словом замок. Правильно ли Вова и Петя выполнили задание?»
« Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом-ок-. Петя подобрал слово листок, а Вова предложил слово поток. Кто из ребят прав?»
2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач:
Стр. 153 ( 2класс)
« Чтобы тебе было легче проверять написание буквы согласного в конце слова, выбери один из трёх способов»
3. Знаково-символические действия:
В период обучения грамоте знаково-символические действия формируются на каждом уроке (моделирование, формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций); формируем умение представлять информацию в виде схемы)
Тема: «Животные и растения вокруг нас. Слова-названия»
Дети писать не умеют, а уже записывают слова в виде схем:
На доске схемы слов:
насекомые птицы звери
Дети подходят к доске и называя слово той или иной группы, чертят его.
Тема: «Природа вокруг нас. Знакомство с предложением»
Произнесём: Белка сушит гриб.
- Сколько слов мы произнесли? Запишем эти слова.
- Я выложу карточки на доске, а вы у себя на парте.
На доске запись:
- Назовите 1-ое слово, 2-ое, 3-е.
- А теперь посчитайте, сколько я произнесу слов?
Лось ест листву. (3)
- О ком я хотела вам рассказать в своём высказывании? (О лосе)
- Что я вам рассказала о лосе? (Что он ест листву)
- Запишем схему.
- Сколько схем слов записано на доске? (6)
- А сколько высказываний (мыслей)? (2)
- Покажите, где начало высказывания (мысли).
- Где конец?
- А как же нам это показать на наших схемах? ( проблемная ситуация)
В результате появляется схема:
.
Тема: « Гласные звуки»
Дети работают на парте с кружками.
Послушайте слова, назовите первый звук в каждом слове и обозначьте его белым кружком (учитель ВЫДЕЛЯЕТ голосом первый звук): облако, арка, улица, это, искры, рыбы
- Сколько разных звуков получилось? (6.)
- Сколько кружков получилось? (6.)
- Кто может назвать звуки? ([о] [а] [у] [э] [и] [р].)
- У детей на парте 6 белых кружков из раздаточного материала.
- Где мы нашли эти звуки? (Мы их услышали в словах.)
- А есть ли среди этих звуков лишний?
- Давайте называть каждый звук. Поднесите ладонь к горлу, легко обхватите его пальцами.
- Произнесите гласный звук [о]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)
- Произнесите другие звуки. Что почувствовали? (Когда произносим звук [р], внутри дрожит звонче и сильнее, во всех остальных случаях одинаково.)
- Почему же так происходит? (проблемная ситуация)
На одном задании можно формировать сразу несколько познавательных УУД.
Когда дети начинают знакомство с буквами появляются схемы - человечки для характеристики звуков. Они используют на протяжении всего обучения грамоте.
Во 2 классе составляю модель по теме « Части слова»
Задания и упражнения, способствующие формированию логических познавательных УУД:
1. подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему (1 класс)
Звуки(42)
Ударные звонкие
Гласные согласные глухие
Безударные твёрдые
мягкие
2. подведение под правило;
«- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?» (1 класс)
«Что такое суффикс? Как его найти в слове?»
3. установление причинно-следственных связей (например: упр.№ 215 (2 класс) местом ударения в слове и значением слова, например: замок ; сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием её в словах, омонимичных данным словам; местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; ребенок должен установить зависимость: качества согласного звука (по линии звонкости/глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с Ь и Ъ или без них); между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д; слова- омонимы например: Тигр и тигр, Лев и лев.
4. формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное:
Упр. « 143 ( 2 класс)
« Что общего между азбукой и алфавитом? Чем они различаются?»
Упр. № 133 ( 2 класс)
« Что общего у всех этих слов: доплыл, доскакал, долетел, добежал?»
5. Синтез.
« Составление деформированного предложения ( букварь стр. 74)
На ромашки лугу и растут маки
Капли на упали Сани куртку
текста упр. № 43 ( 2 класс) »
Упр. № 161( 2 класс)
« Составление текста по картинке.
По заданию нужно было составить маленький текст, а у многих ребят получился достаточно объёмный текст. Это связано с тем, что дети хорошо знакомы с текстом –описания, повествования.
Пример текста:
( 1 класс)
« Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой. О каком времени года в нём говорится?
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Представьте, что осень пришла в сады. Расскажите, какую картину вы увидели. Составление предложений на тему « Осень»
6. Классификация
упр.№ 61 (2 класс)
«Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»;
Упр. № 79(2 класс)
«Прочитай текст. Найди слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? и какой? какая?, какое?, какие? Выпиши слова парами с вопросами»
Задания и упражнения, способствующие формированию познавательных УУД постановки и решения проблемы:
Учебная проблема может существовать в двух формах: как вопрос не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание, и как тема урока.
-Прочитай предложение.( 2 класс)
Рыжик лежит в корзинке.
- о котёнке или о грибе говорится в предложении? Что ты можешь предположить?
- Как узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что?
Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».( 1класс)
Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.
Приложение 3
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ
К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.
1. Порядок. 2. Старт. 3. Шум. 4. Правда. 5. День. 6. Проигрыш. 7. Помеха. 8. Старик.
Ответы
1. Ералаш. 2. Финиш. 3. Тишь. 4. Ложь. 5. Ночь. 6. Выигрыш. 7. Помощь. 8. Малыш. Ключевое слово: антонимы.
Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИМЯГКОСТИ
1. Ей бродить ничуть не леньРядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, Как ее вам не найти.
2. И железные рога, И железная нога, На цепи на дно пойдет, Остановит пароход.
3. Распустился ландыш в мае В самый праздник – в первый день. Май цветами провожая,Распускается ... 4. То толстеет, то худеет, На весь дом голосит.
5. Если вдруг в январе Лужи видим во дворе,Снег внезапно тает, Порою дождь бывает,Начинается капель, Словно к нам пришел апрель,Это значит ...
6. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили?
Ответы
1. Тень. 2. Якорь. 3. Сирень. 4. Гармонь. 5. Оттепель. 6. Картофель.
В каком из слов-отгадок количество букв совпадает с количеством звуков?
Части слова
о
а
в
о
л
с
с
1111
а
т
в
Общая часть родственных слов.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Часть слова без окончания.
Ребусы по теме « Заглавная буква в именах людей»
По теме « Части слова»
,, р ,
, , , фф X
2+ 3=5 ,,, ,,,
Приложение 5
Лист оценки уровня сформированности познавательных УУД (начало года 1 класс)
- Поиск и выделение необходимой информации Моделирование Логические УУД Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Общий уровень
Обобщение и классификация Синтез Сравнение Класс _______________ Учитель_____________________
Условные обозначения:
— — низкий уровень овладения + — средний уровень + + — высокий ур
Лист оценки уровня сформированности познавательных УУД (конец года 1 класс)
- Поиск и выделение необходимой информации Моделирование Логические УУД Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Общий уровень
Обобщение и классификация Синтез Сравнение Класс _______________ Учитель_____________________
Условные обозначения:
— — низкий уровень овладения + — средний уровень + + — высокий уровень
Лист оценки уровня сформированности познавательных УУД (начало года 2 класс)
- Поиск и выделение необходимой информации Моделирование Логические УУД Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Общий уровень
Обобщение и классификация Синтез Сравнение Класс _______________ Учитель_____________________
Условные обозначения:
— — низкий уровень овладения + — средний уровень + + — высокий уровень
Лист оценки уровня сформированности познавательных УУД (конец года 2 класс)
- Поиск и выделение необходимой информации Моделирование Логические УУД Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Общий уровень
Обобщение и классификация Синтез Сравнение Класс _______________ Учитель_____________________
Условные обозначения:
— — низкий уровень овладения + — средний уровень + + — высокий уровень