Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями через художественно-творческую деятельность.

Тема: Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями через художественно-творческую деятельность.
“Эстетическое воспитание школьника начинается с входа в школу”. Красивое оформление всех школьных помещений – классов, спален, залов, столовой, поддержание в них чистоты и порядка, опрятная и скромная одежда учащихся и педагогов воспитывают  аккуратность, бережливое отношением к школе, вещам. Ведь  и “стены могут воспитывать”, и “одежда свидетельствует о культуре человека”.
Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Комплексный подход способствует эффективному воздействию на развитие эмоционально-волевой сферы, на формирование чувств и убеждений.
В школе - интернате эстетическое воспитание - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий  дети с интеллектуальными нарушениями значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.
Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
Задачи.
Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, повседневной жизни.
Способствовать коррекции дефектов физического и психического развития школьников.
Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу школьников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей).
Новизна работы заключается в следующем: эстетическое воспитание призвано корректировать дефекты психического и физического развития, заботиться о становлении личности каждого ребенка подготавливая его к самостоятельной жизни.
Этому способствует умелое сочетание методов эстетического воспитания, которые условно подразделяются на:
-словесные,
-наглядные,
-практические.
Реализуя систему художественно-эстетического воспитания мы применяем три формы организации этой работы:
массовая (общешкольные праздники, утренники, вечера, творческие отчеты, соревнования и т.п.);
групповая (занятия кружков, студий, секций и т.п.);
индивидуальные ( кружки  по лепке, по выразительному чтению)
Средства художественно-эстетического воспитания:
предметно-развивающая среда;
эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;
дополнительное образование.
самодеятельность
Эстетическое воспитание с интеллектуальными нарушениями детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудовые навыки.
В процессе творческих занятий дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность.
Изучение народного творчества, народных художественных промыслов и ремёсел, участие в творческих конкурсах и выставках – эффективное средство формирования у старшеклассников мотивов выбора профессии. Оно не только способствует развитию трудовых умений и навыков, но и играет большую роль в формировании нравственно-эстетических качеств личности обучающихся.
Стремление к красоте и эстетической потребности формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.
Особая роль в эстетическом воспитании детей в коррекционной школе принадлежит занятиям музыкой, танцами, художественной и театральной деятельностью (подготовка к концертам, вечерам отдыха, дням именинников). Целью этих занятий является воспитание эстетических чувств обучающихся и развитие их творческих способностей.
Результаты диагностики показывают, что в процессе занятий музыкального и художественного творчества у детей активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Творческие дела дисциплинируют детей, воспитывают организованность, у них накапливается определённый запас музыкальных представлений, развивается воображение, появляется потребность выразить своё творчество в танцах, рисунках, поделках.
Художественно-творческие дела учащихся выступают как способ коммуникации и социальной адаптации в коррекционной школе.
Занятия художественной деятельностью создают основу для полноценного и содержательного общения детей с интеллектуальными нарушениями между собой и со взрослыми, а в коллективной творческой деятельности формируются умения продуктивного взаимодействия детей и педагогов.
Изобразительное творчество детей, и их «словесное выдумывание» основывается на воображении. Рисунок предстаёт, как особый вид речи, с его помощью ребёнок пытается рассказать о предмете.
Занятия художественной деятельностью развивают образное мышление, восприятие, воображение, память. Любая художественно-творческая деятельность основывается на психологических процессах, без развития которых её успешное осуществление становится невозможным. В классе проводятся различны конкурсы рисунков: «Зимний пейзаж», «Весна», «Литературные герои». Участвовали в конкурсе «Цвети, мой край!», посвященный 95-летию образования Республики Марий Эл, «Живые ремесла». Выпустили коллаж: Мы за здоровый образ жизни», «Скажем нет наркотикам».
Занятия кружка "Вязалкино" повышают эстетическую восприимчивость детей, развивают их творческие способности. Овладевают умениями и навыками в процессе вязания крючком (развивается глазомер, чёткость и полнота зрительных представлений, чувство цвета, ритма, умение планировать последовательность операций и т. д.) Связали прихватки, салфетки, панно для украшения комнат в общежитии. Приняли участие в выставке декоративно-прикладного искусства в Сернуре.

Заключение
Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.
 Вывод: все эстетические мероприятия учат общению, дают возможность проявить свои способности, самоутвердиться, получить заряд бодрости и радости. Добились: воспитанники могут чувствовать и понимать красоту в жизни, понимают роль коллективного труда, дисциплины на мероприятиях, самостоятельности.



Литература:
1. Печко Л.П., Морозова З.П. Теоретические основы формирования эстетической деятельности школьника, приоритет, проблемы эстетического воспитания школьника / Л.П. Печко, З.П. Морозова // М.142 с.
2. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.142 с
3. С.М. Миловская в статье “О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы”.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой М.: Школа-Пресс, 2014. 416 с.
5. Комарова Т.С., СавенковА.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое    агентство, 2008.