Орфографический самоконтроль на уроках русского языка (из опыта работы)
Орфографический самоконтроль
Проблема орфографического самоконтроля всегда была и будет актуальна, хотя и появились специальные компьютерные корректорские программы. Я считаю, что самопроверка письменных работ на уроках русского языка, в том числе контрольных диктантов, с использованием орфографического словаря и разных приемов намеренного перечитывания, развивает интерес к орфографии и самоконтролю, снижает риск ошибки и помогает воспитывать у учащихся чувство её неприятия.
Самоконтроль ученика предполагает применение ряда специальных приемов, которые я применяю на своих уроках:
- послогового орфографического проговаривания;
- пословного сравнения написанного с печатным текстом;
- проверка написанного с помощью орфографического словаря, морфемного членения
слов с целью нахождения орфограмм в выделенных морфемах.
При проверке грамотности использую контроль «по написанию», а не контроль «по смыслу». Ученики внимательно перечитывают свою запись по порядку письма – от первого слова к последнему. При этом используются приемы пословного и послогового перечитывания написанного.
Учащиеся получают задание подобрать словосочетания, предложения с трудными орфограммами на изученные правила (10-12 слов). После выборочного просмотра учителем они диктуют друг другу подобранные примеры, затем проверяют диктант, написанный товарищем: для этого им необходимо справляться в учебник, в словарь, в случае сомнений обращаться к учителю.
Стараясь найти ошибки, дети несколько раз по 15-20 минут сличают выполненное учеником упражнение с тестом. После того как учащиеся овладевают некоторыми умениями взаимоконтроля, они переходят к проверке собственных работ с опорой на рукописные словарики, куда записывались ранее особо трудные слова на правила и с непроверяемыми орфограммами, изученными «персонально».
При сличении написаний по правилу учащиеся учатся проверять слово целиком: запоминают графическую форму слова, произносят по написанию, затем проверяют в своей письменной работе.
Для тех, кто выполняет работу быстрее, у меня предусмотрены индивидуальные задания. Одни ученики сразу обнаруживают все ошибки, другие после 4-5 сличений, третьим такого количества бывает недостаточно, и я организовываю дополнительную работу. Обращаюсь к детям с просьбой помочь проверить тетради. Конечно, поощряю тех, кто находит и исправляет все ошибки.
Словесникам хорошо известно, что дети допускают больше ошибок в моменты усталости, при рассеянном внимании. Именно поэтому до проверки написанного учащимся нужна расслабляющая пауза, а в процессе самопроверки полезно использовать приемы тормозящего чтения. Например, чтение текста с конца, а не с начала.
Чтобы у детей сформировать полезные «ошибкоискательные» умения, я на своих уроках русского язык также применяю и рекомендую всем небесполезные рецепты.
Рецепт 1. Попросите ребят найти в любой книжке, которую они будут читать по внеклассному чтению (на выбор), орфографические, пунктуационные, стилистические и, если сумеют, фактические ошибки. Пусть они сдадут вам свои находки напечатанными или аккуратно написанными, а вы потом скомпонуете из них диктант. Тем, кто напишет без ошибок, допущенных в изданиях, вы присвоите звание кандидата в корректоры.
Рецепт 2. Подберите умную и интересную книжку, которую не стыдно порекомендовать ребятам, и устройте соревнование: кто наловит больше ошибок? Потом разберите корректорские огрехи всем классом. Затем можно написать выборочный диктант и проверить, кто лучше умеет не повторять чужих ошибок.
Рецепт 3. Подберите в хороших книжках примеры ошибок разных типов и составьте упражнения с заданием исправить их. Старайтесь брать широкий контекст, чтобы помочь ребятам лучше почувствовать и устранить уверенность в том, что в каждом предложении наверняка есть ошибка.
Завершая свои рекомендации из опыта работы, хочется сказать, что надо любить и хорошо знать русский язык и методику его преподавания, систематически изучать «старую и новую» профессионально-методическую литературу, позитивно-критически оценивать лингвометодическую информацию и применять её творчески.