Использования элементов проблемного обучения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Статья.


Использования элементов проблемного обучения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Рыбалко И.Н., зам. директора по УВР, учитель начальных классов школы-лицея №62 г. Астана
Общеизвестно, что основная задача начальной школы - создать базу для успешного дальнейшего обучения на последующих этапах. Опираясь на исследования психологов и собственный опыт многолетней работы в начальных классах, можно с уверенностью сказать, что дети младшего школьного возраста обладают значительными резервами и возможностями психологического развития, проявлению которых в определённой мере способствует проблемное обучение. Однако учитывая возрастные особенности и возможности учащихся младших классов, многие учителя и методисты ставят под сомнение то, что проблемный метод обучения можно сделать основным, пронизывающим весь учебный процесс на начальной ступени обучения. Одни считают, что приёмы, рекомендуемые этим методом, отнимают много времени для их применения и тем самым затрудняют процессы формирования умений и навыков, так необходимых для успешного усвоения и отработки учебного материала. Другие считают введение ученика начального звена в ситуацию исследования важным и необходимым условием успешного обучения, как на данном этапе, так и при дальнейшем обучении. Мне кажется, что основное преимущество использования приёмов данного метода заключается в том, что у учителя появляется возможность вводить их постепенно в зависимости от уровня подготовленности и активности учащихся в классе. Наблюдая за работой своих коллег, я вижу, что элементы этого метода используются на практике всё чаще и чащё. В основном учителя используют их при изучении нового учебного материала. Создавая на уроках проблемные ситуации, учитель пытается с их помощью активизировать мыслительную деятельность детей. Однако чаще всего после создания такой ситуации учитель сам сообщает новые знания. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает в должной мере активность познавательной деятельности большинства учащихся, что отрицательно сказывается на усвоении учебного материала средними и слабыми учениками. Происходит это, как правило, потому, что поставленную задачу в первую очередь решают сильные учащиеся, в то время как слабые испытывают затруднения. Это наводит на мысль, что при создании подобных условий на уроке самостоятельно усваивают знания только сильные учащиеся, все остальные получают их в готовом виде от своих товарищей или учителя при более детальном рассмотрении учебного материала. Анализируя данную ситуацию, приходишь к выводу о том, что сильные учащиеся при использовании проблемных ситуаций усваивают знания наиболее прочно и сразу готовы применять их на практике. Значит, организация проблемных ситуаций в целом даёт значительное повышение эффективности обучения, несмотря на то, что оно создаёт определённые трудности в усвоении учебного материала средними и слабыми учениками. Следовательно, введение ребёнка начального звена в ситуацию исследования является одним из необходимых условий активизации мыслительной деятельности учащегося. Однако учителю следует обращать особое внимание на последовательность создания проблемных ситуаций, выработать их определённую систему. Так правильно выработанная и рационально применяемая система создания проблемных ситуаций позволяет мне добиваться следующего: я имею возможность выявить индивидуальные возможности и особенности мыслительной деятельности каждого ученика;
- каждый ученик постепенно приходит к выводу, что если он подумает, применит ранее полученные знания, если будет внимателен на уроке, то он непременно справится с поставленной учителем задачей;
- своевременная и правильная подача подсказки со стороны учителя помогают учащемуся овладеть мыслительной операцией;
- в ходе работы воспитываются такие ценные качества, как способность к умственному труду, самостоятельность, трудолюбие;
- формируются устойчивые, прочные знания по изучаемому материалу.
В своей работе я в основном использую три основных уровня проблемного обучения: исследовательский уровень, привлечение учащихся к поиску, проблемное изложение материала. Данные уровни проблемности могут представлять собой несколько вариантов одного и того же задания и могут отличаться друг от друга как степенью обобщенности поставленной задачи так и степенью помощи или подсказки со стороны учителя. При этом, начиная с самого высокого и постепенно снижая трудность поставленной задачи, учитель помогает практически каждому ученику решить проблему. При этом у меня появляется возможность откорректировать ход решения проблемы с каждым ребёнком. Отличительные особенности каждого уровня проблемности заключается в следующем: исследовательский уровень - не содержит подсказки учителя. На данном уровне учащиеся сами намечают план поиска, высказывают свои предположения, обдумывают способы их проверки, наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы. На уровне привлечения учащихся к поиску - учитель ставит проблему, сам излагает учебный материал, но при этом ставит перед учениками вопросы, решение которых требует от них включения в процесс поиска и самостоятельного решения той или иной учебной задачи. При проблемном изложении знаний - учитель не только сообщает определённые знания по учебному материалу, но и ставит проблему перед учениками. При этом он может подсказать процесс её решения. Это учит детей мыслить, вести познавательный поиск. Использование элементов проблемного обучения в начальных классах убеждает в правильности следующих слов: «То, что ребёнок научится делать в сотрудничестве с одноклассниками и под руководством учителя, он со временем будет выполнять самостоятельно». Анализируя учебный материал по русскому языку и математике за курс начальной школы можно выделить достаточно большое количество тем, где просто необходимо использование проблемного метода обучения. Я считаю, что он даёт учителю возможность более рационально создавать условия для развития каждого ребёнка, охраняя при этом его психическое и физическое здоровье.
Литература:
Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва- 2001г.
А.М.Захарова,Т.В., Некрасова «Программы развивающего обучения»
Томск-1995г.
А.К.Колеченко « Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе»