Рабочая тетрадь по всеобщей истории по теме Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века
Рабочая тетрадь по всеобщей истории по теме: «Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века».
[Год]
Расулова Светлана Викторовнаuser
Амвросиевская общеобразовательная школа – интернат № 4
rightcenter
Моя умничка!
Плодотворно проработав над темой:
«Политическое развитие стран Восточной
Европы в первой половине ХХ века» ты
узнаешь:
- какие страны получили шанс на независимость и появились на карте Европы;
-как распределялись территория и население;
-каково было государственное устройство этих стран и что за личности их возглавляли;
сможешь:
- оценить деятельность руководителей государства во внутренней и внешней политике;
- проанализировать политическое развитие, выделить черты авторитарного и демократического режимов в этих странах;
-закрепить навыки работы с картами;
- применять новые понятия и термины: режим «санаций», авторитаризм, федерация, конфедерация, Венгерская советская республика.
Желаю успехов в овладении знаниями, а задания помогут тебе развить твой творческий потенциал!
Я хочу заработать такую оценку:
Государства, которые были созданы на территории Австро – Венгрии:____________________________________________
Моя оценка:
Соотнесите договоры и государства Восточной Европы, чьи территориальные интересы в них рассматривались:
А . Сен –Жерменский 1. Польша___________
Б . Трианонский 2.Болгария__________
В. Нейиский 3. КСХС______________
Г . Версальский 4.Венгрия____________
Д. Рапальский 5.Чехословакия_______
6.Румыния___________
Моя оценка:
Разграничение привело к образованию национальных меньшинств.
Министр иностранных дел Великобритании лорд Дж. Керзон сидя в своем кабинете нарисовал на карте и предложил этническую границу Восточой Европы с Советской Россией, которая была названа «линией Керзона». Выскажите свое мнение по поводу доверия стран Антанты к новым государствам.
Моя оценка:
Составь диаграммы по таблицам.
Таблица № 1. Национальные меньшинства в странах Восточной Европы.
Страна Титульная нация, % Национальные меньшинства, %
Польша 69 31
Чехословакия 69 31
Румыния 72 28
КСХС (Югославия) 39 42 + 12
На диаграммах укажите титульную нацию и народы – национальные меньшинства.
Моя оценка:
Таблица № 2. Выплата репараций побежденными странами странам – победителям.
Страна Репарации (млрд. франков золотом)
Австрия и Венгрия 0,75
Болгария 2,25
Чехословакия 0,75
Моя оценка:
5. Работа с документами. Ответьте на вопросы.
А. Изо всех государств – преемниц в Румынии проживает самые многочисленные национальные меньшинства. По Сен – жерменскому договору были предусмотрены специальные мероприятия для их защиты.
Дюрозель.
- Как называлась и в чем заключалась политика по отношению к национальным меньшинствам в Румынии?
- В каком новосозданном государстве правительство больше вкладывало в развитие национальных меньшинств, чем изымало?
Б. Проект мирного договора – один из самых ужасных. Мы знали и ожидали, что будем осуждены, и нам, болгарам, будет вынесен приговор, но никогда не предполагали, что этот приговор будет так несправедлив и жесток.
А. Стамболийский
- Насколько справедливы были договоры с точки зрения демократии?
- Кто был наказан: народ или развязавший войну правящий режим?
Моя оценка:
6. Работа с терминами.
А. Сепаратистское движение - _____________________________ __________________________________________________________Б. Шовинизм_______________________________________________
В.Реваншизм_________________________________________________________________________________________________________
7.Порассуждайте:
А. - Как повлияла выплата репараций на экономику государств – должников,
- способствовало ли это положение стабильности и престижности страны,
- была ли связь между несправедливым разграничением территорий и населения, выплатами репараций и таким политическим явлением как реваншизм, а затем и агрессивной внешней политикой государства?
Моя оценка:
Б. Согласны ли вы с причинно – следственными связями в пирамиде? Ответ аргументируйте.
Моя оценка:
Дополните «Дырявый текст»
Ю. Пилсудский установил режим _____________ (оздоровления). Он заключался в ограничения_______________________________ _______________________________________________________________________________________.Культ личности Пилсудского существовал параллельно с __________________________________ Отсутствовало_______________________управление, существовали_______________________формы собственности. Это был ___________________________политический режим.
Моя оценка:
9. Сравните два документа.
А. У. Черчилль. Беседа с И. Риббентропом.
Однажды в 1937 г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Германия хочет дружбы с Англией. Возврат немецких колоний не столь важен. Важнее то, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для будущего существования германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества, не вмешиваться.
Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласиться на это. Мы ненавидим коммунизм не меньше, но Англия не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить господство над Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».
- О каких исторических процессах говорится в документе?
-Как формулируется позиции Германии и Англии?
- Как вы можете оценить позицию этих стран?
-Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны. Проанализируйте их.
- Оцените важность событий, о которых идет речь.
- Германия поглотила Польшу через 2 года после встречи. Что было сделано для предотвращения этого?
Б. «Начальник Польши» в 1918 – 1935 гг. Ю. Пилсудский.
В«Вам этой Польши не удержать…Нынешняя Польша жизнеспособна лишь в какой – то счастливый золотой период истории… Я проиграл свою жизнь. Не удалось мне воплотить крепкой федеральной связи, с которой мир должен был бы считаться».
- Как связаны крепкая федеральная связь и статус государства в мире?
- Предсмертное предчувствие или политический расчет Пилсудского помогло предугадать судьбу Родины?
- Прямая или косвенная вина Англии, СССР и Германии в разделе Польши в 1939 г.
Моя оценка:
Коммуникативно – ситуативное упражнение.
Разыграйте диалог между Президентом Чехословакии Э. Бенешем и лидером Судетско – немецкой партии К. Генляйном по поводу необходимости проведения плебисцита в Судетской области по вопросу отделения от Чехословакии.
Моя оценка:
Составьте предложение со словами:
А .Конфессии, внутренняя стабильность, шовинизм, межнациональные проблемы.
Б. Террорист - профессионал, 1934 г., марсельская набережная, затоптан, застрелен, умер в больнице, умер на месте, Александр, Л. Барту, В. Георгиев.
Составьте аналогичный набор слов для одноклассника.
__________________________________________________________________________________________________________
Моя оценка:
12. Коммуникативно –ситуативные упражнения
А. Разыграйте сценку заседания ученого совета историков по вопросу политического развития Венгрии:
а) при сохранении и развитии диктатуры венгерского пролетариата;
б) если бы ее вовсе не было, а у власти оставался демократический режим графа Каройи.
Б. Распределите роли, подготовьте вопросы журналистов и аргументированные ответы руководителя Венгерской советской республики 1919 г. Бела Куна и регента без короля адмирала М. Хорти. Разыграйте пресс – конференцию о судьбах Венгрии.
В. Ролевая игра. Вы – старый венгерский дипломат, знающий много государственных секретов. К Вам обратился киносценарист, желающий снять фильм о 1918 -1940 гг. Кроме биографических данных он попросил вас заполнить схему исторических событий, чтобы разобраться в причинах диктоторского фашистского режима М .Хорти и последствиях его агрессивной внешней политики.
Моя оценка:
13. Работа со схемами.
А. По курсу правоведения вы изучили следующие форм государства. Устно приведите примеры каждой формы.
Формы государства : форма правления,
форма политического режима,
форма территориального устройства.
14 .Заполните графы в таблице:
Государство,
дата создан. Форма правления Политический режим Территориальное устройство
Польша унитарная
Чехословакия 1918 республика Венгрия Королевство без короля Болгария, 1878 Авторитарный, монархо - фашистский Румыния, 1878 монархия Югославия Унитарная по Конституции
Моя оценка:
Б. Впишите недостающий термин и дайте его определение:
____________________________________________________________________________________________________________________
Моя Моя оценка:
16. Ток – шоу «Причины Второй мировой войны. Все ли виновники наказаны?»
План.
Виновники в начале Второй мировой войны: 1931 г. Япония в Китае, 1938 – 1939 гг. Германия в Чехословакии и Польше, 1919 -1938 гг. Англия и Франция от Версаля до Мюнхена.
Против кого создавался Антикоминтерновский пакт и какие государства решились и почему на агрессивную внешнюю политику в 30 гг.
Причины расчленения Чехословакии:
– слабость демократии внутри страны из – за длительного отсутствия опыта независимого существования;
-слабость демократии в Англии и Франции, потакавшим агрессорам;
- демократия не при чем, дело в Версальской системе международных отношений, спровоцировавшей реваншизм.
Общий. Насколько прав был французский маршал Фош, сказавший при подписании Версальского договора: «Это не мир. Это перемирие на 20 лет».
Моя оценка:
Кольца Венна: впишите общее и различное в политическом развитии
А. Югославии, Польши и Чехословакии.
Площадь сравнения:
Год создания.
Форма государственной власти.
Опыт независимости до 1918 г.
Судьба в конце 30 –х годов.
Выплата репараций
Многонациональность
Внешнеполитическая ориентация.
Б. Румынии, Болгарии, Венгрии.
2. 3. 4.
Бела Кун Пилсудский Бенеш Стамболийский
5. Кароль и Михай 6.Масарик 7. Борис
8.Александр 9. Антонеску 10. Хорти
Вопросы:
1.Руководители единственного демократического государства__________
2. Монархи__________
3. Руководители крестьянской или пролетарской диктатуры______________
4. «Начальник государства»_______
5. Регент без короля________________
6. Генерал___________________
7. Адмирал______________________
8. Были убиты______________________
9. Его сердце было похоронено рядом с прахом матери, а траур объявили Германия, СССР и Франция_____________
10. Он не смог предотвратить раздела своей Родины__________________________
11. Глава государства, объявившего траур на 20 лет после подписания Трианонского договора___________________
12. Он проводил «режим санаций»____________________
13. Он запрещал национальным меньшинствам говорить на родных языках__________________________________
14. Создатели монархо – фашистских режимов____________________________________________
15. Руководители, приведшие свои страны в Антикоминтерновский пакт______________________________
16. Монарх, переживший два государственных переворота____________________________________________
17. Лидер многонационального государства, который вкладывал в нацменьшинства больше, чем изымал______________________________________________1
18. Лидеры. Проводившие политику шовинизма и унификации в своих странах________________________________________
19. Кто так и не принял Конституцию страны________________________________________________
20. В своих странах авторитарный режим установили____________________________________________
Моя оценка:
Обобщение. Выскажитесь, вставив пропущенные слова.
А. Главным результатом политического развития восточноевропейских стран в конце мировой войны стали_____________________________________________________________________.Результаты развития имели разное значения для государств________________________________, потому что____________________________________________.
Б. Проблема противостояния внутри стран приверженцев демократического и авторитарного режимов появилась (когда?)___________________________. Она состояла в том, что их интересы пересекались вокруг (чего?) _____________________________________________Процесс разрешения этой проблемы начался_____________________________________________ и развивался в направлении______________________________
Моя оценка:
Соотнеси:
Польша а. Советская республика
Болгария б. регенство без короля
Венгрия в. режим санации.
Югославия г. демократический режим
Чехословакия д. авторитарный режим
Румыния е. шовинизм
Ж. унификация
З. член Антикоминтерновского пакта
И. выплата репараций
К. член малой Антанты
Л. Монархо – фашистские режимы
М. были оккупированы агрессорами
1. 2. 3. 4. 5. 6. Моя оценка:
21. Подводим итоги.
Предлагаю выразить свое отношение к изучаемой теме с помощью 6 шляп творчества Едварда де Боно.
Факт Создание государств
Чувство ____________________
Позитивное ____________________
Негативное ____________________
Новая идея ____________________
Значимость _____________________
Моя средняя оценка:_________
Результативность урока (мнение ученика):
Мне понравилось___________________________________
Я узнал(а)__________________________________________
Я научил(а)ся________________________________________
Я смог(ла)__________________________________________
Я хотел(а) бы быть на месте___________________________
Мои ожидаемые от урока результаты___________________
Мне больше всего понравилась работа_________________
Аргументация учителя_______________________________
Домашнее задание.
Обязательное. Прочитать параграф учебника, выучить основные даты и термины, ответить на вопросы в конце параграфа, заполнить контурные карты по теме.
Тренировочное. Подобрать исторический, литературный, художественный материал об изучаемом периоде.
Творческое. На выбор:
- написать эссе, сочинение – рассуждение или ролевое сочинения о людях, живших в этот период;
- нарисовать плакаты, комиксы;
- составить кроссворды;
- придумай любое.
Дополнительная информация к домашнему заданию.
Царь Борис ІІІ был царем болгар, но не болгарином и даже не славянином. Его с детства готовили быть царем, он был единственным из детей Фердинанда І православным. Герцога Саксонского, князя Тырнова современники характеризовали как талантливого, но нерешительного государственного деятеля, интеллигентного, увлекавшегося иностранными языками, биологией, автомобилями, железнодорожной техникой, охотой, альпинизмом, любителя водить паровоз. Почему же он возглавил монархо – фашистский режим в Болгарии накануне Второй мировой войны?..
После подписания Трианонского договора 1920 г. Венгрия потеряла две трети территории и населения. После Венгерской советской республики была создана Малая Антанта под эгидой Франции. В нее вошли соседи Венгрии и была она направлена против Венгрии. Адмирал М. Хорти объявил национальный траур с 1920 по 1938 гг. Все государственные флаги были приспущены, а ученики ежедневно по утрам читали молитвы о воссоединении Родины. Предвоенное поколение выросло с чувством реваншизма. Как это способствовало началу Второй мировой войны?
Катафалк.
Снова за стеною до рассвета
Звуки молотка
Словно заколачивают где – то
Кости бедняка.
Звезды виснут на ветвях дубовых,
До земли их гнут.
Мимо дома этой ночью снова
Черный гроб везут.
И, вскочив, как от удара палки
Я в окно смотрю.
Там везут на черном катафалке
Родину мою.
1939 г. В. Незвал, перевод с чешского К. Симонова.
Какие исторические события воодушевили на создание этого стихотворения? Что хотел сказать автор? В какой еще стране могли сказать о своей Родине такие же слова?
Из 6 восточноевропейских государств 3 были уничтожены, а 3 стали агрессорами. Исследуй причины.
Прокомментируй слова польского лидера Ю. Пилсудского, выигравшего советско – польскую войну: «Без независимой Украины не может быть независимой Польши».
6. Прокомментируй слова Александра Карагеоргиевича: « Парламентаризм стал помехой для всякой плодотворной деятельности в государстве». Что привело Югославию к фашизму?
Спасибо за плодотворную работу
Мои пожелания для домашнего задания____________________________________________
Мои пожелания на следующий урок_______________________________________________