Урок по истории для 10 класса по теме «Смута: единение народа или кризис власти?»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Смута: единение народа или кризис власти?»
Автор: учитель истории и обществознания Кондратюк Елена Сергеевна
Аудитория: 10 класс
Предмет:  История
Цель урока:  подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.
Задачи:
предметные 1. Определить причины, сущность и итоги Смутного времени;
2. Усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени.
метапредметные 1. Формировать и совершенствовать навыки групповой работы, навыки сравнительного анализа.
2. Развивать воображение, творческие способности.
личностные 1. Подвести учащихся к осознанию себя как гражданина, воспитывать понимание и уважение к прошлому своего народа.
2. Учить вырабатывать собственное отношение к понятиям: Отечество, патриотизм, национальное самосознание.
Тип урока: Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний. Данный урок относится ко второму типу дистанционных уроков, смысл которых заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены. Является вторым уроком в разделе «Смутное время»
Учащихся в классе (аудитории):  7
Используемые учебники и учебные пособия:  УМК А.Н. Сахаров, В.И. Буганов (профильный уровень) «История России с древнейших времен до конца XVII века»изд.«Просвещение», 2011 год
Используемое оборудование: Историческая карта “Смутные времена в России XVII века”, презентация, фрагменты исторических произведений и стихотворений, иллюстрации, фрагмент документального фильма «Освобождение Москвы. 1612» ЭОР, компьютеры
Технологическая карта урока
№ Этап урока Деятельность учителя
(с названием используемых ЭОР) Деятельность ученика
(название используемых ЭОР) Формируемые УУД Время
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих. Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу 1 мин.
2 Мотивация учебной деятельности
В истории нашей Родины есть много прекрасных славных страниц, которыми нужно гордиться. В истории каждого народа есть герои, которыми нужно восхищаться и помнить. Но бывало, что над Россией нависали такие черные тучи исторических событий, когда Россия стояла на краю пропасти, и вставал вопрос быть или не быть…
И вот об одном из таких исторических событий мы сегодня поговорим…
(На слайде №1 Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади)
Юный Виссарион Белинский в 1829 году написал: «Когда я прохожу мимо памятника этим двум исполинам веков, я думаю, о том, что они обессмертили свои имена пламенной любовью к милой Родине. Они всем пожертвовали ей: именем, жизнью, кровью... и спасли погибающую отчизну. Имена их бессмертны, как и дела их».
О каких двух исполинах русской истории идет речь?
Где расположен этот памятник?
Что написано на этом памятнике?
За что же Россия должна быть благодарной этим двум героям истории?
Слушают учителя
Ответ уч-ся: К. Минин и Д. Пожарский.
Ответ уч-ся: на Красной площади в Москве перед собором Василия Блаженного.
Ответ уч-ся: Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.
Ответ уч-ся: Освобождением Москвы от поляков.
Ученик читает из Станкевича Р. 1829 г.:
«Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли,- вам слава, достоянье!
Вам лучший памятник - признательность граждан,
Вам монумент - Руси святой существованье» Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;
умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина великой страны.
Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. 5 мин.
Актуализация знаний, целеполагание.
В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник. Что это за праздник?
За всю историю человечества борьба за власть, стремление избавиться от политических оппонентов, являются неотъемлемой частью жизни общества. Но никогда ранее политическая борьба за власть в государстве не доходила до такого ожесточения. Никогда раньше на историческую сцену не выходило такое количество жестоких, беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленение на отдельные территории.
Праздник народного единства, как и события русской Смуты в российской историографии оцениваются неоднозначно.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.
Но в то же время, Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу, к формированию национального самосознания.
Учитель загружает модуль №1 ФЦИОР «Смутное время. Кризис общества и государства России»
http://fcior.edu.ru/card/6492/smutnoe-vremya-krizis-obshestva-i-gosudarstva-v-rossii.htmlи предлагает, после просмотра, вопросы для обсуждения:
- Что историки вкладывают в историческое понятие Смуты?
- Так как же оценивать Смуту: как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение?
Учитель: Итак, давайте вернемся с вами на 400 лет назад, в глубину нашей истории.
1598 год – умирает последний царь династии Рюриковичей Федор Иоаннович.
Это катастрофа для России! Почему?
Учитель: Выбирают Б. Годунова. «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха». (А. С. Пушкин) (слайд №3)
Причины непопулярности Бориса Годунова?
Проблема легитимности власти?
Учитель предлагает: «Обратимся к рабочим листам, лежащим на ваших столах. И вспомним, что же тогда происходило»
_________________________
Учитель предлагает записать спорный вопрос в тетради, который и становится темой урока, не ставя на конце предложения знак препинания, объясняя, что поставить точку или оставить вопрос можно будет в конце урока. Ответ уч-ся: Один из самых молодых государственных праздников – 4 ноября - День народного единства. (слайд № 2)
После ознакомления
учащиеся дают неоднозначные ответы, которые и формулируют тему урока (слайд № 6)
Ответ уч-ся: Пресечение династии. Нет наследника.
Ответ уч-ся:
Начинаются голодные годы. И народ русский сразу вспоминает о том, что на престоле не настоящий царь, а царь - грешник, ему припоминают и татарское происхождение и гибель наследника Ивана Грозного - малолетнего царевича Дмитрия в Угличе и неспособность решить экономические проблемы – проблему голода.
И в истории России начинается одно из самых страшных событий российской истории - Смута.
Учащиеся анализируют содержание рабочих листов.
Учащиеся записывают «Смута – единение народа или кризис власти…»
Коммуникативные:
умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина великой страны.
Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).
Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. 8 мин
2
2.1.
Организационно-деятельностный этап
Работа с документом в группах Учитель: а теперь давайте на секундочку задумаемся, что происходит в Смутное время в России?
Народ не знает, кому верить? Кто из исторических персоналий самозванец, а кто истинный патриот. А теперь прибавьте сюда отсутствие достоверной информации, расползание по России всевозможных слухов.
Спрогнозируйте, что ждет Россию при таком раскладе исторических событий?
Тянулось бы это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
И вот в это момент на исторической арене появляется патриарх Гермоген.
(На слайде № 4-5 изображение патриарха Гермогена).
Комментарии учителя: Поляки патриарха арестовали и уморили голодом. За что?
Предлагает разделиться учащимся на две группы для работы с документом, подготовленным заранее.
О чем говорит Гермоген в своем призвании?
Можем ли мы назвать его поступок подвигом? Почему?
Учитель включает фрагмент документального фильма «Освобождение Москвы 1612 год»
После просмотра учитель задает вопрос: Кто возглавлял Второе ополчение?
Итак, в октябре 1612 года Второе ополчение подошло к Москве…
Ученики отвечают: Голод, восстание, самозванцы, интервенция, толпы грабителей.
Ученики отвечают: Потеря национальной независимости
Работа учеников с документом-
Грамотой патриарха Гермогена.
Учащийся, представитель от первой группы отвечает: Этот призыв не только направлял церковную власть в государственных интересах, отлучая от церкви врагов государства, но и сам патриарх принял на себя самые важные полномочия государственной власти – направить народ, все сословия и военные силы на спасение веры и Отечества.
Учащиеся второй группы отвечают: На призыв Гермогена откликнулись вожди Второго ополчения. Они стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение.
Ответ уч-ся: Минин и Пожарский
Опережающее задание. Учащийся демонстрирует подготовленную презентацию о Минине и Пожарском и создании Второго ополчения. (в приложении)
Москва была освобождена.
Освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие. Личностные: Понимание проблемы, национального самосознания;
Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;
Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. 8 мин.
2.2 Самостоятельная работа Учитель загружает модуль №2 ФЦИОР Практика. Смутное время
http://fcior.edu.ru/card/2445/praktika-smutnoe-vremya.htmlВыполнение практических заданий Познавательные: Совершенствование навыков самостоятельной работы с ЭОР;
Личностные: Понимание проблемы единения народа. 8
мин.
2.3. Физ. минутка Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз. 1 мин
4 Закрепление полученных знаний Учитель загружает модуль № 3 ФЦИОР Контроль. Смутное время http://fcior.edu.ru/card/4904/kontrol-smutnoe-vremya.htmlУчитель поясняет: Да период Смуты нельзя оценить однозначно это было время голода, восстаний, самозванцев, интервенций, по России бродили толпы грабителей. Где уж тут говорить о морали и нравственности.
Но народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взяв в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. Е. Забелин).
Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».
Это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.
Воевать шли не за царя - его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши предки шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни и города
В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе России.
На уроке «Первые Романовы» мы обсудим возможные варианты представителей на царский трон. Выполнение частичное контрольных заданий (по выбору учащихся), т.к. к данному модулю учитель и ученики обратятся на заключительном уроке
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
/Н. Майданик/
Вывод учащихся:
И этот день по праву называют Днем народного единства. Потому, что только благодаря сплочённости русского народа, его патриотизму, его самоотверженности и героизму.
Россия в который раз отстояла свою независимость.
Личностные:
Определение своей позиции в современном мире;
Познавательные: Способность к сравнительному анализу, умению делать выводы.
6 мин
4 Рефлексия
А теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу
Как же оценивать Смуту: как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение? Ответы учащихся:
- с одной стороны…
- с другой стороны…
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина великой страны.
Регулятивные:
Овладение логическими действиями обобщения. 4
мин.
5 Самооценка Критерии изображены на слайде:
1.Какое было задание?
2.Удалось ли добиться результата?
3.Сделали ли все правильно?
4. Самостоятельно или с помощью? Самооценку осуществляют учащиеся, выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах Регулятивные:
Объективность в оценивании своей деятельности. 2 мин
6 Домашнее задание.
Учитель предлагает подготовить вопросы для семинара:
Историческое содержание понятия Смута.
Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление.
Проблема самозванства в начале XVII в.
Смута - гражданская война?
Итоги Смутного времени для развития России. Фиксируют д/з. 2мин.
Приложение №1
ПЕРЕЧЕНЬ,ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ, ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ФЦИОР «Смутное время. Кризис общества и государства в России» информационный модуль №1 http://fcior.edu.ru/card/6492/smutnoe-vremya-krizis-obshestva-i-gosudarstva-v-rossii.html2 ФЦИОР Смутное время практический модуль №2 http://fcior.edu.ru/card/2445/praktika-smutnoe-vremya.html3 ФЦИОР Смутное время контрольный модуль № 3 http://fcior.edu.ru/card/4904/kontrol-smutnoe-vremya.html4 Презентация «Минин и Пожарский» Иллюстративно- познавательный
4 Презентация «К уроку «Смута…» Иллюстративно- познавательный
Приложение № 2 «Рабочие листы»
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ.
1598 г. – Пресечение династии Рюриковичей. Начало правления Бориса Годунова.
1601-1603 г.г. – характеризуются страшным голодом при Борисе Годунове в 1601 и 1602 годах (Великий голод). К 1602 году у населения иссякли все запасы продовольствия. Чтобы утолить муки голода, люди употребляли в пищу древесную кору и траву. Собаки и кошки были выловлены, и съедены. Голодная смерть стала, косить народ по всей стране. Нарастание социальной напряженности в России. Авторитет Годунова падает.
1605 г. – На границе Польши и России появляется самозванец Лжедмитрий 1, который, собрав войско движется к Москве. Смерть Бориса Годунова. Москвичи открывают ворота и запускают самозванца в Москву.
1605 год – восстание против Лжедмитрия 1. Он убит и на престол восходит боярский царь Василий Шуйский.
1606 – 1607 г.г. – восстание под руководством И. Болотникова, восставшие громят боярские усадьбы, растаскивают чудом сохранившийся хлеб, банды грабителей скитаются на дорогах, занимаясь грабежом и разбоем.
1607 г. – появляется новый самозванец Лжедмитрия II. («Тушинский вор»), он начинает военные действия против Василия Шуйского.
1609 г. – Василий Шуйский не в силах справиться с ситуацией, не решается обратиться за помощью к русскому народу. И втягивает Россию в гражданскую войну. Он обращается за помощью к шведам. Швеция вводит войска помогает Шуйскому справиться с Лжедмитрием Вторым. Но после этого Швеция не собирается выходит с территории России и заявляет об отторжении северо-западных земель России – новгородских земель.
Осень 1609 года – Поляки, завидев, что шведы хозяйничают на новгородских землях, задумали отобрать у России западные земли, включая Смоленск. Они подходят к Москве и занимают ее. Начинается польско-шведская интервенция.
1610 год – Начинается правление Семибоярщины, которая решает, кому отдать русский престол шведскому, польскому королю или сыну самозванца Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Приложение № 3 «Документ»
Грамота патриарха Гермогена.
«Благословение архимандритам, и игуменам, и протопопам, и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детям боярским, и всему миру - от патриарха Гермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение.Обращаюсь к митрополиту Ефрему, чтобы он писал в полки к боярам учительную грамоту, да и казацкому войску, чтобы они стояли крепко в вере, и боярам бы, и атаманам говорили бесстрашно, чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринкиного сына... (не брали) ... И на Вологду к властям пишите же, также бы писали в полки; да и к Рязанскому (владыке) пишите тоже, чтобы уняли грабеж, корчму и разврат, и имели бы чистоту душевную и братство и помышляли бы, как реклись, души свои положите за Пречистыя дом и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили; да и во все города пишите, чтобы простой народ поднимался за веру святую православную, за землю русскую. А вам всем от нас благословение и разрешение в сем венце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; а я должен за вас Бога молите».