Подготовка к ОГЭ по русскому языку . Элективный курс«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Подготовка к ОГЭ по русскому языку . Элективный курс«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Нормативно-правовая база.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
общего образования ( приказ МО и НРФ от 05.03.2004г. №1089)
3. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования ( приказ МО и НРФ от 19.05.1998г №1089.
4. Примерные программы по предметам ( письмо Департамента государственной политики в области образования МО и РФ от 07.07.2005 года №03-1263).
5.Образовательная программа МБОУ СОШ №7
6. Локальные акты МБОУ СОШ № 7.
7.Проект перспективного развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №7» по реализации инициативы « Наша новая школа» на период 2011-2015 год.
8. Программа муниципальной инновационной площадки МБОУ СОШ №7 по теме :
« Школа – территория профориентации на местности».
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для учащихся 8а,8б класса.
№
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Тип, форма
уроков
Домашнее
задание
Дата
(по плану)
Дата
(по факту)
1.
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания
1
Лекция с элементами беседы
2
Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
2-3
Практикум
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов
3
Сжатое изложение. Редактирование изложения
4-5
Практикум
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов
4
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
6
5
Средства выразительности речи.
7-8
6
Стилистика русского языка
9-10
7
Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне.
11-12
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.
Н – нн в различный частях речи.
13
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование
№
Тема занятия
Виды работ
6
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
7-8
Средства выразительности речи.
9-10
Стилистика русского языка.
11-12
Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне.
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.
13
Орфограммы в приставках и суффиксах.
14
Н – нн в различный частях речи.
15
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.
16
Морфология, морфологические признаки частей речи.
Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.
17
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.
18
Виды односоставных предложений.
19
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
20
Характеристика предложений, синтаксический разбор.
21
Вводные слова и обращения.
22
Обособленные определение и приложения.
23
Обособленные обстоятельства.
24-25
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
26
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
27
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.
28
Классификация грамматических и речевых ошибок.
29
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.
30
Редактирование сочинения С2.1.
31
Редактирование сочинения С2.2.
32-33
Построение сочинения-рассуждения.
34
Итоговое тестирование.
15