Рабочая программа Психологический практикум 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет
Психологический практикум
Указание класса, параллели, уровня образования
9 класс (Адаптированная образовательная программа)
Количество часов - годовых и недельных
9 класс – 34 учебных недель в год; 2 часа в неделю, 68 часов в год
Срок реализации программы
2016-2017 учебный год
Год разработки программы
2016 год
Содержание:
Разделы
Страницы
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
3 стр.
2. Содержание учебного предмета
5 стр.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы
7 стр.
4. Приложение:
Календарно - тематическое планирование в 9 классе
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.
развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.
Предметные результаты
Минимальный уровень
умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
умение практически примененять правила самоорганизации и саморегуляции личности;
умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;
умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
умение выделять существенные свойства предметов, явлений;
умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
умение образовывать понятия формулировать определения понятий;
умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Достаточный уровень
аргументированно оценивать поступки героев одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
умение критически подходить к решению задачи, проблемы, определять собственное отношение к явлениям жизни;
умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.
2. Содержание учебного предмета
Развитие интеллектуальной сферы
Диагностика. Диагностика переключения и распределения внимания. Диагностика уровня развития внимания и зрительной памяти. Диагностика переключения и распределения внимания. Диагностика устойчивости и распределения внимания. Диагностика кратковременной памяти.
Игры. «Кирпич», «Телеграмма» «Калейдоскоп», «Бег ассоциаций», «Домино», «Сочинитель», «Лесенка», «Поиск аналогов», «Исключение лишнего», «Взаимоисключение», «Логическая связь», «Цепочка из слов», Какое слово зашифровано», «Алфавит», «Муха», «Лабиринт», «Чехарда», «Телепатия», «Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Термометр», «Антивремя», «Пульс», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало», «Высокая энергия».
Беседы. «Тренировка ума», «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами», «Обобщение и ограничение понятий», «Определение правильных обобщений», «Память», «Развиваем внимание», «Воображение», «Развиваем воображение», «Мышление», «Развиваем логическое мышление», «Развиваем быстроту мышления», «Обобщение и ограничение понятий», «Существенные и несущественные признаки понятия», «Определение понятий», «Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».
Упражнения. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти. Упражнения на развитие устойчивости и распределения внимания. Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой. Упражнения на развитие умения находить сходство не только в самих объектах, но и в отношениях между ними. Упражнения на развитие мыслительных действий обобщение и ограничение понятий. Упражнения на развитие умений находить новые свойства предметов, развитие творческого мышления. Упражнения на развитие ассоциативного мышления. Упражнения на развитие памяти. Упражнения на развитие активного словаря. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением). )«Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Термометр», «Антивремя», «Пульс», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало», «Высокая энергия»).
Задачи. «Кожаные перчатки», «Фараон и боги», «Конный завод», «Кошки», «Футболисты».
Развитие навыков конструктивного общения
Беседы. «Мои проблемы», «Обиды», «Критика», «Комплименты или лесть», «Груз привычек», «Азбука перемен», «Что значит быть вежливым?».
Упражнения. «Геометрические обиды», «Письмо обидчику», «Сказка», «Комплимент», «Насколько я их знаю», «Скульптор и глина», «Мои проблемы», «Список претензий», «Гора с плеч».
Игры. «Марионетки», «Отказ», «Чехарда», «Трудно быть богом».
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы
Диагностика. Диагностика изучения школьной мотивации учеников. Диагностика школьной тревожности Филипса.
Беседы. «Что такое ответственность», «За что уважают человека», «Самоуважение», «Чувства «полезные» и «вредные»», «Что значит общение в моей жизни?», «Что значит общение в моей жизни?», «Нужно ли управлять эмоциями?», «Что такое «запретные «чувства?», «Стыдно ли бояться?», «Страхи и страшилки», «Побеждаем все тревоги», «Стресс в жизни человека», «Способы борьбы со стрессом», «Злость и агрессия», «Как справиться с собственной агрессивностью?», «Гнев-это хорошо или плохо? «Особенности моего гнева: в чем причины его порождения и способы его проявления?», «Искусство контакта», «Как найти общий язык с людьми?», «Что такое эмпатия?».
Сказки. «Емелино настроение» В. Симонова, «Страна чувств» Т. Зинкевич-Евстигнеева, «Легкое лечение» Н. Пезяшина, «Тонино-неведимка», «Медведь – липовая нога» А. Кожевникова.
Упражнения.«Чудеса техники», «Синестезии», «Синестезии-2», «Перевоплощения», «Перевоплощения-2», «Рефлексия», «Клад», «Выбор», «Робот», «Робот-2», «Клешня», «Стыковка», «Анабиоз», «Тахистоскоп», «Стоп», «Разведчик», «Мне интересно с тобой», «Что с тобой происходит?», «Шарик и гиря», «Слово», «Зазеркалье», «Я - высказывания», «Фантом», «Избавление от тревог», «Хрустальное путешествие», «Сон на берегу моря», «Строй», «Ботинки», «Кочки», «Пирамида», «Свеча доверия», «Путаница».
Игры. «Групповая картина», «Групповая картина-2», «Монета», «Шеренга», «Стена», «Слалом», «На страже», «Дискуссия», «Понимаем с первого слова», «Угадайка», «Угадай по рисунку», «Решение психологических задач», «Бумажное зеркало», «Маска», «Копилка эмоций», «Страшилка», «Клопы».
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы
№
п/п
Название разделов, темы уроков
Количество часов
1.
Развитие интеллектуальной сферы
24
2.
Развитие навыков конструктивного общения
8
3.
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы
36
Итого:
68
Приложение к рабочей программе
по психологическому практикуму
в 9 классе на 2016-2017 учебный год
Календарно - тематическое планирование в 9 б классе
Номер занятия
Дата занятия
Тема
занятия
Корректировка
программы
По плану
По факту
Развитие интеллектуальной сферы (24 часа)
1.
Тренировка ума
2.
Признак и свойства предметов и объектов
3.
Активный словарь
4.
Признаки, свойства и качества предметов и объектов
5.
Сравнение
6.
Сходство (аналогия)
7.
Решение нестандартных задач по схеме
8.
Род-вид
9.
Обобщение и ограничение понятий
10.
Родовые отношения. Отношения. Определение правильных обобщений
11.
Обобщение и ограничение понятий
12.
Родовидовые отношения
13.
Существенные и несущественные признаки понятия
14.
Существенные и несущественные признаки понятия
15.
Определение понятий
16.
Определение понятий
17.
Расположение понятий от более частных к более общим
18.
Система родовидовых отношений
19.
Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков
20.
Логические отношения между понятиями
21.
Логические отношения между понятиями
22.
Классификация
23.
Классификация
24.
Многоступенчатые классификации
Развитие навыков конструктивного общения (8 часов)
25.
Мои проблемы
26.
Обиды
27.
Критика
28.
Комплименты или лесть
29.
Груз привычек
30.
Азбука перемен
31.
Вежливость
32.
Вежливость
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы (36 часа)
33.
Я расту, я меняюсь
34.
Мои интересы и увлечения
35.
Мои достоинства и недостатки
36.
Мы и наши близкие
37.
Что такое ответственность
38.
За что уважают человека
39.
Самоуважение
40.
Мои мечты
41.
Мои цели
42.
Что я люблю
43.
Любовь к Родине
44.
Любовь к семье
45.
Чувства «полезные» и «вредные»
46.
Что значит общение в моей жизни?
47.
Нужно ли управлять эмоциями?
48.
Что такое «запретные «чувства?
49.
Какие чувства мы скрываем?
50.
Стыдно ли бояться?
51.
Страхи и страшилки
52.
Побеждаем все тревоги
53.
Что они обо мне подумают?
54.
Стресс в жизни человека
55.
Способы борьбы со стрессом
56.
Способы борьбы со стрессом. Аутотренинг
57.
Злость и агрессия
58.
У меня появилась агрессия
59.
Как справиться с собственной агрессивностью?
60.
Гнев-это хорошо или плохо?
61.
Особенности моего гнева: в чем причины его порождения и способы его проявления?
62.
Искусство контакта. Как найти общий язык с людьми?
63.
Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия?
64.
Развиваем эмпатию. Эмпатия в действии
65.
Способы выражения чувств
66.
Тренировка «Я - высказываний»
67.
Комплименты. Счастье - как настроение
68.
Подведение итогов
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415