Психологический практикум для родителей «Детско-родительские отношения














































Цели:
1. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
2. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Оборудование: мультимедиа для демонстрации презентации, экран; плакаты с детскими рисунками: «Моя семья»; аудиозапись инструментальной музыки.
Ход собрания:
Ввод в работу. Этот тренинг предназначен для совместной работы родителей и детей.
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка.
Ребенок растет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения.
А для этого необходимо учиться понимать близких и любимых людей, смотреть и видеть, слушать и слышать друг друга.
Процесс воспитания - длительный, сложный и обязательно взаимный. Ребенок учится у взрослых элементарным нормам и правилам проживания в этом мире, а взрослый учится у ребенка той непосредственности, той чистоте и мудрости, которую он принес в эту жизнь.
Если родителями осознается это обоюдное взаимовлияние, то детско-родительские отношения строятся на основе сотрудничества и приобретают яркий позитивный окрас.
Навыки эффективного взаимодействия со своими детьми не появляются по мановению волшебной палочки.
Можно осваивать их самостоятельно, опираясь на опыт знакомых и друзей, читая специальную литературу, учась на собственных ошибках, с трудом выкраивая время для душевного общения с ребенком в рутине повседневности.
А можно вместе с ребёнком погрузиться в пространство совместной деятельности!
Сотрудничество в едином пространстве, в формате детско-родительского тренинга снимает многие психологические барьеры, укорачивает дистанцию непонимания взрослых и детей.
Тренинг «Детско-родительские отношения» направлен на приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимания в семье.
Этот тренинг - увлекательный процесс познания себя, своего ребенка и окружающего мира в интерактивной форме, который даст родителям возможность вернуться в детство и вновь побыть ребенком.
И через это состояние Вы:
подарите себе новый опыт общения с ребенком;
научитесь прояснять и выражать свои чувства;
поймете и примите внутренний мир своего ребенка;
укрепите доверие и улучшите взаимоотношения в семье.
Вашим детям тренинг поможет:
развить творческую активность и получить возможность
самовыражения;
научиться доверять окружению и комфортно чувствовать себя
в коллективе;
развить чувство ответственности и самоконтроль
сформировать положительное отношение к своему Я;
увидеть в родителях не только родителей, но и просто людей, которые
тоже были маленькими;
эффективному взаимодействию детей и родителей на тренинге
способствуют совместное творчество, телесные практики, игровая деятельность, ролевые игры; в них родители могут превратиться на время в детей, а дети попробуют стать родителями.
Давай сделаем это вместе!
Сообщение темы встречи - психологический практикум для Вас,
родителей «Детско-родительские отношения».
- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей.
Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример.
Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.
Мы убеждены в том, что каждый из Вас, нас - искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания.
- Работать мы будем сегодня в группах, используя форму деловой игры – делового общения – делового тренинга.
1. Психоэмоциональный настрой.
Приветствие. Назвать своё имя и улыбнуться собеседнику, сидящему рядом.
Рефлексия: Отлично, можем начинать!
2. Упражнение «Принятие себя» - Встреча с ребенком внутри себя.
Описание упражнения:
«Начнём с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышишь, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку... Попытайся вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где Вы чувствовали себя очень комфортно.
Вспомните себя таким, каким ты был в раннем детстве.
Представьте, что этот малыш стоит сейчас перед Вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».
После этих слов представьте, что малыш улыбается Вам в ответ и обнимает Вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что Ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Теперь сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза.
Скажите себе: «Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастлив».
Рефлексия. По завершению упражнения уделите внимание тому, насколько отчётливо вам удалось увидеть себя в детстве, и что при этом почувствовали. Постарайтесь ответить для себя на вопросы:
- Что вызывало наибольший интерес и удовольствие, а что было трудно?
- Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить?
- Что в данный момент вам хотелось бы сделать или сказать?
Примечание:
3. А сейчас для детей и Вас, взрослых упражнение «Закончите предложение»:
Рефлексия: Вы отлично справились с заданием!
4. Мини-дискуссия
- Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос Как вы думаете, что это за вопрос?
- Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?».
А вот как же мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то и задумываться не приходится.
А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы или родных остается ежедневно всего лишь 17 минут.
Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Поэтому Вам, родителям, нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни.
Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью.
Групповая работа.
Инструкция – «Родители, Вам необходимо выделить «3 основные ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали».
- А дети тоже подумают о том, какие же ошибки совершают родители, воспитывая их.
Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3 общие ошибки в воспитании.
Рефлексия: Вызвало ли это задание дискомфорт, затруднение?
«В каких проявлениях любви нуждаются дети».
- Было бы неправильно оставить все так, как есть.
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.
- Возьмите небольшие листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка, все ваши достоинства. (Лучики у общего солнышка прикреплены английскими булавочками).
А теперь – общая картина - общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей.
Рефлексия - Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время.
Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, просто так, безусловно.
Поэтому, для безболезненных, полноценных детско-родительских отношений важна, прежде всего, любовь, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.

































А вот дети – Инструкция для детей «Если бы, ты, был мамой (папой), то как бы, ты/ проявил свою любовь к ребенку ».
Рефлексия: Ребята, Вы, молодцы!

Упражнение «Игра без правил»
С помощью выражения «Я люблю, когда ты...». Дети и родители, обращаясь друг к другу, высказывают свое мнение.
Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т.д.).
Рефлексия: У Вас это здорово получилось!
Упражнение «Самый счастливый день в моей семье».
Рефлексия: Какие же вы классные! Давайте покажем – да, мы, классные!
ИТОГ: Рефлексия. Обмен впечатлениями (обратная связь) – аромасвеча.
- У нас с вами действительно получился насыщенный разговор, в конце которого мне бы хотелось предложить вам закончить следующие предложения:
· В процессе совместного общения мне понравилось
· или мне не понравилось
Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.
- В заключении мне хочется сказать: «Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь.
Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.
Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя. Помните: Без любви все – ничто!».































Психологический практикум
для родителей
«Детско-родительские отношения»


Подготовила:
педагог-психолог Е.А.Корженевская



15