Урок по теме: Путешествие по Древней Греции
Открытый урок в 5 классепо истории Древнего мира
Тема урока: «Путешествие по Древней Греции»
Цели урока:
· Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древней Греции.
· Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
· На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Задачи:
Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся о Древней Греции;
Развивающая: развивать умение работать в группе; чётко и ясно высказывать собственное мнение; развивать умение работать по карте, отвечать на поставленные вопросы, давать определение терминам..
Воспитательная: Воспитывать уважение к культурному наследию древних греков.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Оборудование: презентация «Путешествие в Древнюю Грецию, венки, лавровые листочки, чистые листы с номером команды, клубок ниток.
Подготовительная работа: на предыдущем уроке классу было дано следующее домашнее задание:
Придумать по 2 вопроса по теме «Культура Древней Греции»
Заполнить в тетради таблицу «Выдающиеся греки»
№ п/п Имя выдающегося грека Кем был?
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы совершим путешествие по Древней Греции, пройдемся по самым знаменитым местам.
Проблемное задание
По окончанию нашего путешествия, мы с вами ответим на вопрос
- Почему мы говорим о Древней Греции, как о великой цивилизации прошлого?
Греция оставила большое культурное наследие всему человечеству. Одним из которых является поэмы Гомера.
- Какие поэмы он написал?(Илиада, Одиссея)
- О чем поэма Одиссея? Рассказ Зубаревой Валерии (о возвращении Одиссея с Троянской войны в Итаку, на Родину)
На его пути было много трудностей и преград.
И наше путешествие будет не простым, на пути нам встретится много препятствий. Но я уверена, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии, я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете прикрепить на венки, которые находятся на ваших партах.
Вы поделены на команды. В конце нашего урока вы сможете сами увидеть, чья команда была самой активной.
-Кстати, почему лавровый лист выбран как приз? (Учащиеся отвечают, что из листа лавра в Древней Греции делали венок для победителя)
В добрый путь, отправляемся в путешествие по Греции.
Итак, где же располагается Греция? (Все объекты ученикам предлагается показать на карте)
- А где располагается Древняя Греция? (Балканский полуостров)
- На какие части делиться Древняя Греция? (Северная, Средняя, Южная)
- Где располагается Южная Греция? (полуостров Пелопоннес)
- Какими морями омывается Греция? (Ионическое, Эгейское, Критское)
Итак, мы с вами в Греции. Я предлагаю вам совершить небольшую остановку. Наша первая остановка «Афины».
Афины являются Родиной демократии.
Что такое демократия? (власть народа)
Что значит власть народа? (возможность народа участвовать в управлении государством)
Каким образом афиняне могли участвовать в управлении полисом? (участвуя в Народном Собрании)
Кто участвовал в Народном собрании?(только полноправные греки)
Как на Народном собрании принималось решение? (путём голосования)
Один древнегреческий писатель сказал: «Ты чурбан, если ты не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» Давайте и мы пройдемся по городу.
- Как называется главная достопримечательность Афин? (Акрополь)
- Что вызнаете об Акрополе? (рассказ Галдиной Анжелики об Акрополе)
Задание.
На слайде представлены достопримечательности Акрополя. Ваша задача подобрать к изображениям их названия.
Парфенон
Статуя Афины-Промахос (Воительница)
Храм Ники (бескрылой)
Молодцы, вы справились с заданием. Оправляемся дальше в путь. А где. Мы остановимся, отгадаете сами.
Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына».
– Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому - то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» (Спарта)
У этого города не было стен. Как вы думаете почему? (Потому что стенами этого города была доблесть воинов)
Задание.
Составить рассказ из 5 предложений о Спарте в течении двух минут и записать на листке. Рассказ зачитывает один человек от команды. За правильное выполнение получаете лавровый лист. (Где располагается, что за город, чем знаменит?)
Отправляемся дальше. Следующую остановку мы сделаем в городе, в котором проходили Олимпийские игры.
- Как называется этот город? (Олимпия)
Задание.
Вам предлагается ответить на вопросы об Олимпийских играх и за правильные ответы получить лавровые листочки.
Где располагается Олимпия?
Показать на карте г. Олимпия.
Когда состоялись первые Олимпийские игры?
К какому веку относиться этот год?
Кто мог участвовать в Олимпийских играх?
Сколько дней продолжались Олимпийские игры?
Назовите состязания олимпийских игр в Греции.
Что получал победитель?
Чтобы отправиться к следующему пункту нам нужно пройти испытание.
Задание.
Поочередно называю командам термины, а они должны объяснить их смысл. Если команда затрудняется, могут ответить другие команды.
Полис, триера, демос, илоты, дорический стиль, комедия, колония, гоплит
Молодцы вы справились с заданием, и мы отправляемся туда, где, как считают греки, живут Боги.
- Что это за место? (гора Олимп)
- Кто сможет показать на карте ее расположение?
Задание.
Греки веровали во множество богов. Давайте их вспомним. Для этого вам предстоит отгадать загадки.
1. Ясный безоблачный день. Вдруг небо закрыла тяжёлая, тёмная туча, засверкали молнии, загремел гром. Кто из богов посылает эти молнии? (Поднять табличку с цифрой правильного ответа – Зевс)
2. Плывут на корабле греческие мореходы. Хмурится небо, поднимается сильный ветер. Море, прежде спокойное, становится неузнаваемым… Люди в ужасе: они чем-то прогневали бога… Какого? (Посейдон)
3. А на этого бога как-то рассердился Зевс и так толкнул его, что тот полетел вверх тормашками с Олимпа и навсегда остался хромым. (Гефест)
4. Эта богиня по преданию греков родилась из пены морской, и именно она получила яблоко с надписью «Прекраснейшей» от греческого юноши Париса. (Афродита)
5. Это очень весёлый бог. В честь него греки устраивали дважды в год праздники с песнями и танцами, вино лилось рекой.(Дионис).
6. Кто из героев мифов мог бы так сказать: «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть же завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!» (Мать Персефоны богиня земледелия Деметра)
7. Она жена Зевса, греки считают ее защитницей семьи. (Гера)
8. Это дочь Зевса родилась из его головы в полном вооружении. Ей поклоняются, как богине мудрости. (Афина)
А теперь мы с вами поплывем на самый большой греческий остров.-Как он называется? (Крит)
С этим островом связан миф оТесеи и Минотавре.
- О чем этот миф? (рассказ Котиной Марии)
- Кто такой Тесей? (это афинянин, который был прислан в качестве дани вместе с другими юношами и девушками на съедение чудовищу с телом человека и головой быка – Минотавру)
- Как удалось спастись Тесею? (с помощью клубка ниток, который ему дала Ариадна, дочь царя Миноса)
- От этого мифа пошло крылатое выражение «нить Ариадны». Что оно означает? (это то, что помогло выйти из затруднительного положения)
Надеюсь, что вот этот клубок вам тоже сейчас поможет.
Задание.
Нужно называть по цепочке известных греков, и чем они прославились, передавая этот клубок. Чья команда не называет, выбывает из игры. Кто последний назовет, тот и победит и спасется от Минотавра.
Как хорошо бы не было в Греции, а дома лучше. Чтобы вернуться нам нужно пройти последнее испытание.
Ребята вы дома подготовили по 3 вопроса по теме «Культура Древней Греции». Выберите сейчас два самых интересных и задайте команде сопернице. Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)
Ну, вот наше путешествие подходит к концу. Пора домой.
Рефлексия.
Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция - великая цивилизация.
- Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? (потому что Греция дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры, т. е. оставила большое культурное наследие для всего мира).
Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке. Давайте посмотрим, кто же сегодня стал среди вас победителем. Как и в любом состязании, кто должен быть сильнейшим, они получают оценку «5».(подсчет лавровых листочков). За второе и третье место оценку «4».
Домашнее задание.
Составить рассказ «Древняя Греция», в котором вы опишите то, что больше всего вам запомнилось в истории Греции.