Проект программы организации летнего отдыха детей ГБОУ РХ Хакасской национальной гимназии-интернат им.Н.Ф.Катанова (Путешествие по эпохам Хакасии)

Министерство образования и науки Республики Хакасия
РГОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»







Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря
«Юный гимназист»















Абакан, 2010
Содержание
Пояснительная записка ..3
Визитная карточка ДОЛ
Содержание программы .6
Механизм реализации. Этапы реализации программы 10
Ожидаемые результаты 11
Литература.12
Пояснительная записка
Современные социо-культурные изменения, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и реализации. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам.
Характерной чертой нынешнего периода является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий, суть которой состоит в ценностном отношении к детству.
Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) выступают как важнейшие социальные институты, способствующие воспитанию и оздоровлению детей.
Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. После учебной монотонной деятельности детям совершенно необходима смена впечатлений. Каникулы – это всегда зарядка новой энергией, настроением, это приобретение новых сил, продолжение освоения мира, богатейшее время для реализации своих способностей. Пребывание в ДОЛ:
- развивает творческие способности ребенка через участие в различных видах деятельности;
- способствует его оздоровлению, закалке;
- чувство коллективизма, вырабатывает коммуникативные навыки и т.д.
Все вышеназванное подтверждает актуальность организации ДОЛ.
Цель программы – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей, сплочение временного детского коллектива.
Задачи:
развивать личность каждого ребенка через познавательную, интеллектуальную и творческую деятельность;
создать условия для развития и укрепления физических способностей и здоровья;
формировать национальное самосознание и толерантное отношение к культурам других народов;
способствовать развитию коммуникативных навыков общения детей в условиях временного коллектива и его сплочению.
Задачи для педагогов и сотрудников:
обеспечение сохранности жизни и здоровья каждого ребенка;
индивидуальный подход к каждому ребенку;
удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных видов деятельности;
исключение какого-либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;
оформление отрядного уголка в соответствии с тематикой смены и программы лагеря.
Основные ценности лагерной жизни:
оздоровление и социализация участников смены;
развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и неповторимости;
ориентация ребенка на общечеловеческие и духовные ценности;
саморазвитие, самоопределение личности посредством различных видов деятельности.
Основные нормативно-правовые документы для педагогического коллектива.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
Положение о лагере
Акт приемки лагеря СЭС.
Заявление от родителей.
Списки детей, утвержденные директором.
Программа жизнедеятельности ДОЛ «Юный гимназист»
График работы педагогов, утвержденный директором.
Должностные инструкции работников ДОЛ «Юный гимназист»
Тетрадь «Меню».
План-сетка работы ДОЛ «Юный гимназист»
Тетрадь посещаемости детей.
Методические разработки воспитательных дел.
Приказы директора:
О назначении начальника лагеря.
О назначении зам. Начальника, воспитателей и других работников лагеря.
Об утверждении Положения о лагере.
Об утверждении должностных обязанностей.
Об утверждении режима дня.
Об утверждении списка учащихся, посещающих лагерь.
Должностные инструкции (ДИ):
ДИ заведующей столовой.
ДИ заведующей хозяйством.
ДИ воспитателя.
ДИ уборщика.
ДИ начальника лагеря.
Инструкция по ТБ:
По пожарной безопасности в учреждении.
По охране труда при уборке помещений.
По охране труда при занятиях гимнастикой.
По охране труда при проведении прогулок, экскурсий.
По охране труда при перевозке воспитанников автомобильным транспортом.
По охране труда для воспитателя.
По охране труда при работе с аппаратурой.
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап:
Подбор педагогических кадров для работы в ДОЛ.
Подготовка и обучение педагогических кадров для работы в ДОЛ.
Разработка программы ДОЛ «Юный гимназист».
Подготовка методического материала для работников лагеря.
Составление необходимой документации для деятельности ДОЛ (положение, должностные обязанности, инструкции и.т.д.).
Организационный этап.
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских, творческих способностей у детей.
Знакомство детей с правилами жизнедеятельности ДОЛ.
Запуск программы «Юный гимназист».
Формирование органов самоуправления (дети и педагоги) и начало их деятельности.
Основной этап.
Реализация основных положений программы.
вовлечение детей в различные виды индивидуальной, групповой деятельности, КТД.
Заключительный этап.
Подведение итогов по программе, итогов смены.
Обобщение итоговой деятельности.
Визитная карточка лагеря
Название лагеря: Летний оздоровительный лагерь «Юный гимназист».
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный.
Полное название лагеря: Летний оздоровительный лагерь «Юный гимназист» при РГОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова».
Кадры: педагогические работники, медицинский, технический персонал.
Продолжительность смены: 21 день.
Количес
·тво смен: одна смена.
Адрес проводящей организации: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 35.
Телефон: 8 (39022) 22-20-95.
Возраст участников: дети от 7 до 15 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к пребыванию в детских оздоровительно-образовательных учреждениях.
Сроки проведения: с 1.06.2010 года по 24.06.2010 год.
Условия участия в проекте: добровольность, взаимопонимание, соблюдение должностной субординации.
Источник финансирования: средства из бюджета республики Хакасия, фонды социального страхования, средства родителей (законных представителей).
План воспитательной работы
Направления
Задачи
Способы

Оздоровление детей
Укреплять здоровье детей. Формировать умения и навыки заботы о своем здоровье
- утренняя зарядка
- спортивные соревнования
- вовлечение и спортивные секции
- выпуск стенгазет о здоровье
- беседы о ЗОЖ (здоровый образ жизни)

Нравственно-эстетическое направление
Развитие творческих, интеллектуальных способностей детей
- конкурсы тематических рисунков, стенгазет,
- конкурсы чтецов
- занятие в ДШИ (детская школа искусств) по направлениям: игра на муз. Инструментах, худ. Школа, хореография
- шахматно-шашечные турниры
- посещение театра, кино, выставок


Формирование коммуникативных навыков
Развитие таких качеств как толерантность, умение сопереживать, строить межличностные отношения в коллективе, выходить из конфликтных ситуаций, умение работать в группе, команде, развитие способности к организации коллектива и самоорганизации каждого из его участников.
- Беседы
- Игры
- Выступления
- Конкурсы
- Подготовка и проведение КТД (коллективное творческое дело)
- Отрядные «огоньки»


Работа с активом
Развивать лидерские и организаторские качества у детей
- выбор совета лагеря
- выбор актива отряда
- обсуждение плана работы
- подготовка к мероприятиям
- оформление отрядных уголков и.т.д.

Работа с родителями
Тесное взаимодействие, сотрудничество для оперативного решения возможных проблем детей в ходе пребывания в ДОЛ
- встречи с начальником лагеря, воспитателями
- индивидуальные беседы с психологом
- индивидуальные беседы с социальным педагогом
- участие в различных мероприятиях
- оказание спонсорской помощи

Индивидуальная работа с детьми
Профилактика возможных негативных ситуаций
- беседы по правилам поведения и культуре общения


Примерный распорядок дня
8:00 – 8:30 – прием детей, утренняя линейка
8:30-9:00 – зарядка
9:00-9:30 – завтрак
9:30-13:00 – отрядные дела
13:00-13:30 – обед
13:30-14:30 – отрядное мероприятие
14:30-15:00 – линейка с подведением итогов, уход домой.
Знаменательные даты
1 июня – День защиты детей.
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
6 июня – Пушкинский день России.
12 июня – День независимости России.
19 июня – День Святой Троицы.
22 июня – День памяти и скорби.
23 июня – Международный олимпийский день.
26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
27 июня – День молодежи.


План мероприятий ДОЛ « Эколого-краеедчекий»
23.06.Заезд. Операция «Уют». Экскурсия по лагерю. Медицинское обследование. Игры на сплочение коллектива.
24.06.Подготовка к открытию лагерного сезона. Выбор органов самоуправления. Знакомство с правилами поведения в ДОЛ. Проведение КТД «Открытие лагеря».
25.06. Мероприятие, направленное на сплочение коллектива (ролевые игры, межотрядные эстафеты). Выявление творческих особенностей.
26.06.Выезд на экскурсию в музей под открытым небом с. Уст-Сос. Встреча с информаторами. Игры на свежем воздухе.
27.06. Встреча с учащимися с. Куйбышева. Концерт, спортивные состязания. Встреча с информаторами. Заезд в лагерь.
28.06. Подготовка фото и видео материалов для исследовательских работ.
29.06. Выезд в с. Ефремкино в лагерь «Сталкер» туристической фирмы «Вершина-Тур.
30.06. Экскурсия г. Сундуки
01.07. Экскурсия «Тропа шамана»
02.07. Экскурсия «Белая лошадь»
03.07. Экскурсия «Туимский провал»
04.07.Сплав по реке «Белый Июс»
05.07. Экскурсия в «Кашкулакскую пещеру»
06.07. Экскурсия «Озеро Тус»
07.07. Отъезд из лагеря «Сталкер» туристической фирмы «Вершина-Тур».
08.07.Работа с фото и видеоматериалами.
Подготовка презентаций по исследовательской работе.
09.07.Защита презентаций. Награждение.
10.07.Закрытие лагеря.









Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление детей.
Приобретение детьми конкретных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской.
Привитие коммуникативных навыков на основе толерантности и совместного творчества.
Формирование чувства личной сопричастности к жизни лагеря, ответственности в поступках за себя и своих друзей.
Литература.
Торгонский В.В. Организация летнего отдыха детей на школьной площадке. // НМЖ Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - №1-2009, стр. 90. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск».
Косова В.В. Организация воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере, 2006.
Шмаков С.А. Ее величество – Игра. – М.:1992
Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе». 2005-2008г. Изд-во М.: НОУ Центр «Педагогический поиск».
Журнал «Последний звонок», №4 – 2008.
Журнал «Народное образование», №3 – 2008.
Журнал «Воспитательная работа в школе», №2 – 2005.









13PAGE 15


13PAGE 141215




15