Статья на тему «Обеспечение личностно-ориентированного подхода через коррекцию и развитие речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях».



Тема: «Обеспечение личностно-ориентированного подхода через коррекцию и развитие речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях».
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Индивидуальность – обобщённая характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учёт индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ученика, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей.
Понятно, что при таком подходе необходимо совсем по-иному строить весь образовательный процесс. Необходимо наличие специального дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, иные формы контроля за личностным развитием ученика, т.е. контроль не только результата, но главным образом, процесса учения, рефлексии и многое другое.
Таким образом признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированный подход.
Индивидуальность – обобщающая характеристика особенностей в т.ч. и речевых каждого ребёнка.
Как осуществляется индивидуально-личностный подход в процессе коррекции речевых нарушений в условиях школы VIII вида?
Одной из главных особенностей логопедической работы в школе VIII вида является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.
Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются как по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений.
Нет классов, где у всех детей был бы однородный речевой дефект (т.е. классов по типу речевого дефекта, что предусмотрено и инструкцией школы VIII вида). В реальной же жизни крайне сложно сформировать подобный класс, где у всех были бы одинаковые речевые и прочие нарушения.
Как же при этом осуществляется индивидуально-личностный подход в логопедической практике?
Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза.
Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах учащихся служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и механизма) нарушений речи у детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе, если таковая проводилась ранее до поступления в школу, а также речевом окружении, социуме ребёнка.Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на начало года для каждого, а не только для вновь прибывших с целью установления полной клинической и структурно-лингвистической картины имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту (и в речевой профиль класса). Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе.
На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по горизонтали).
На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого учащегося, учитывающий программные требования соответствующего класса, а также структуру, особенности речевого дефекта этого ученика, проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.
О занятиях: одной из ведущих и преобладающих форм коррекционного воздействия в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является индивидуальная форма занятий (особенно в подготовительном – 1-х классах). Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.
Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса и.т.д.
В более старших классах задачи, решаемые на индивидуальных занятиях иные: это развитие всех видов связной речи, коррекция специфических ошибок чтения и письма, работа над сложными грамматическими конструкциями, переносным значением слова и др.
Какую работу ещё проводит логопед в рамках индивидуально-дифференцированного подхода? Это:
Индивидуальные регулярные консультации педагогов по различным вопросам коррекции речи. На них речь идёт, как правило, о преодолении конкретных речевых затруднений конкретного ребёнка. Частота таких консультаций варьируется от 2-3 в день до 3-4 в неделю (по мере надобности).
Обучающие спецсеминары для педагогов школы проводятся практически с этой же целью. На них учителя и воспитатели школы VIII вида могут теоретически познакомится с ведущими речевыми нарушениями наших детей, с основными способами их преодоления.
Сюда же следует отнести занятия- практикумы для педагогов.
Организация посещений педагогами логопедических занятий, где педагоги (учителя и воспитатели) могут уже практически освоить основные логопедические приёмы и методики, чтобы впоследствии использовать их в структуре своего урока или внеклассного занятия, а также получить подробные разъяснения сущности различных приёмов работы с тем или иным ребёнком класса, группы.
На начало учебного года логопед составляет речевые памятки (для класса или группы), где содержатся рекомендации по речи по классу в целом и по каждому отдельному ученику.
Ежегодный контроль за соблюдением требований единого речевого режима со стороны школьного методического объединения школы-интерната. Практически всеми учителями посещаются неоднократно уроки в своих классах с целью проверки выполнения требований единого речевого режима (ЕРР). Проводится подробный анализ уроков с точки зрения соблюдения ЕРР и организации индивидуального подхода к ребёнку-логопату на уроке.
Немного поподробнее остановлюсь на ЕРР, т.к. он является неотъемлемой частью в деле организации индивидуально-личностного подхода. Что же такое ЕРР?
Для прочного устранения речевых нарушений весьма важно не только воспитать у детей – логопатов правильные речевые навыки, но и в достаточной степени закрепить, автоматизировать их, ибо только при этом условии дети получают реальную возможность постоянно пользоваться ими в повседневной жизни.
Однако обеспечение такой автоматизации в условиях логопедического кабинета невозможно по следующим двум причинам:
Для полной автоматизации правильных речевых навыков недостаточно времени, отведённого учебным планом для индивидуальной логопедической работы, т.е часов, которые учащийся занимается у логопеда.
Слабый самоконтроль. Дети младшего школьного возраста ещё не в состоянии в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсутствует (особенно наши дети, у которых не сформированы должным образом многие психические функции, в т.ч. регуляторного характера).
Из всего вышесказанного следует то, что логопеду необходимо активное сотрудничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. Кто же это? А это учителя, воспитатели и родители. Именно они могут оказать наиболее действенную помощь в деле воспитания правильной речи.
Этого взаимодействия можно достичь при условии готовности учителя, воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе. Подобное сотрудничество с педагогами должно быть плановое, т.е. систематическое, повсеместное и продуманное, потому что неправильный подход к ребёнку со стороны учителя, воспитателя, родителей может свести на нет всю работу логопеда, нанести непоправимый вред данному ребенку.
Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ученику-логопату. Суть единого речевого режима - единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя к речевой работе с детьми-логопатами, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы. Что является в конечном итоге залогом успеха в деле исправления речи.
Проще сказать ЕРР - это, когда логопед дает навыки правильной речи, а учитель в классе, воспитатель во внеурочное время закрепляют их, чтобы полученные навыки правильной речи автоматизировались, стали нормой.
С чего начинать педагогу школы-интерната эту систематическую работу?
Со сбора подробных анамнестических сведений, необходимых для организации правильного индивидуального подхода к ребёнку с тяжелыми нарушениями речи (медкарта, диагноз ПМПК, беседа с родителями, логопедом класса, группы…).
Знание речевых особенностей каждого ребёнка и класса (группы) в целом. Что именно надо знать:
Вид речевого нарушения.
Какие звуки отсутствуют, какие находятся в процессе постановки, автоматизации, какие звуки смешивает, имеющиеся нарушения звуко-слоговой структуры и.т.д.
Знать на каком этапе коррекции находится каждый ребёнок.
Какие нарушения письма и чтения есть
Степень речевых затруднений при ответах и.т.д.
В соответствие с этим выбирать способ опроса на уроке (письменный, устный, иной), правильно подбирать, дозировать речевой материал в соответствии с возможностями речи и степенью выраженности речевого дефекта. Иными словами осуществлять правильный индивидуальный подход на уроке (и вне его) к детям с разными речевыми патологиями.
Пример: ребёнок с заиканием.
Всем известно, что заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
Педагогам необходимо проявить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, создать для него благоприятные условия в классе (группе):
- правильное отношение товарищей и всех окружающих без фиксации внимания на его речевом недостатке, следить, чтобы его не дразнили другие дети;
- или, наоборот, устранить излишние проявления сочувствия.
Особое внимание учителю и воспитателю следует обратить на выяснение различных недоразумений и конфликтов с целью их последующего устранения (а лучше избегать таких ситуаций по мере возможности), ибо для заикающихся с их эмоциональной неустойчивостью такие ситуации – стресс, они усугубляют течение заикания.Говорить с таким ребёнком надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но, ни в коем случае не по слогам.
Уметь подбодрить, при ответе дать время подумать, не торопить. Таких детей нежелательно спрашивать первыми на уроках. Начало речи всегда вызывает трудности, поэтому, если ребёнок не может начать говорить, или начал, но плохо, запинаясь (что часто бывает при судорожности), педагог должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
Требовать несколько замедленной, плавной речи, ответа с соблюдением его “речевых правил” (как для заикающихся, так и для всякого другого ребёнка), что не только облегчает речь ребёнка, но и повышает ответственность за овладение правильной речью) Уметь вовлечь детей с речевым негативизмом (в т. ч. заикающихся) в посильную работу на занятии и вне его с целью изжития у него чувства неполноценности, неуверенности, с целью его речевой адаптации.
Желательно на празднике, утреннике в группе предоставить возможность выступить, дабы вселить уверенность в свои силы. Привлекать к пению (хоровому, сольному). Для заикающегося ребёнка чрезвычайно важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны и дополнительные занятия по пению – кружковая работа (“Посиделки”, “Весёлые нотки” и проч.)
Помнить, что у заикающихся детей ослаблена нервная система. Для них требуется индивидуальный подход, индивидуальные задания, использование различных форм работы с разными детьми, различные виды помощи, спокойная и комфортная обстановка на занятиях.
Через что обеспечивается соблюдение требований ЕРР?
Через регулярные консультации у логопеда;
через взаимосвязь (в младших классах) через индивидуальную тетрадь по коррекции речи, где обозначены все речевые “трудности” и этапы коррекции;
“речевые памятки педагога” на каждого ребёнка;
посещение индивидуальных логопедических занятий с целью накопления практического опыта, знания основных методик и приёмов, которые можно использовать в структуре занятия;
участие – активное в обучающих спецсеминарах, занятиях-практикумах и др. подобных мероприятиях.
Коррекционный мониторинг. В целях организации индивидуального, дифференцированного подхода логопедами школы осуществляется коррекционный мониторинг - ежегодный целенаправленный контроль за состоянием произносительной стороны речи каждого ученика подготовительного - первых классов. Ведущими логопедами школы составляются справки на начало конец учебного года с данными по речи каждого ребёнка, динамикой их речевого развития. Помимо этого в справках даются подобные рекомендации всем участникам коррекционного процесса (учителям, логопеду, воспитателю), высказываются предложения по усилению эффективности коррекционного воздействия, по совершенствованию организационной стороны занятий и.т.п. Материалы справок обсуждаются на совместных заседаниях ШМО, а также на микропедсоветах внутри каждого класса. В справке пишутся выводы и предложения по каждому ребёнку и классу в целом. По мере необходимости составляются аналогичные справки о состоянии произносительной стороны речи. Чтения и письма учащихся вторых классов. Ежегодно составляется и анализируется не менее 10 подобных справок.
Помимо справок, ежегодно проводится анализ состава всех учащихся школы по логопедическим диагнозам на начало учебного года. Статистические данные представляются в виде таблиц и диаграмм.
Индивидуализировать процесс коррекции речи, повысить эффективность работы логопеда помогает и использование информационных компьютерных технологий, как дополнительного средства работы на логопедических занятиях. Это:
повышает мотивацию к логопедическим занятиям;
формирует новые формы общения, сотрудничества между логопедом и ребёнком;
создаёт положительный эмоциональный настрой в процессе урока;
развивает моторику пальцев рук;
формирует и совершенствует совместную координацию в деятельности зрительного и моторного анализаторов, что крайне важно для детей с ТНР.
Никакая индивидуализация в логопедической коррекции невозможна без тесной взаимосвязи с родителями, особенно на начальных этапах коррекции. Это и сбор анамнеза, и индивидуальные консультации, просвещение родителей, посещение открытых логопедических занятий.