Представление собственного педагогического опыта по проблеме «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».
Представление собственного педагогического опыта.
Г. А. Токарева - учитель биологии Педагогическая проблема, над которой я работала в течение 3-х лет (2011-2014 уч. г): «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению». Актуальность обусловлена тем, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально–экономических и политических ситуациях должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее страны. Школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё проходит все население. В законе РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательных учреждений за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем как одна из главных задач школы.
В 2013-14 уч. году тема моей проблемы тесно связана с методической темой школы: « Организация здоровьесберегающей среды в едином образовательном пространстве».В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя биологии должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно - ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Своеобразие и новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся. За прошедшие десятилетия накоплен определенный материал по оценке влияния обучения на здоровье детей.Теоретической базой опыта явились работы М.В.Антроповой, М.М.Безруких, требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Сравнительно недавно российские учёные Н.М.Амосов, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. В основе организации жизнедеятельности школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:- принцип демократичности и гуманности реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А. Амонашвили).- принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик- принцип личностно-ориентированного подхода.- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, её глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведёт к формированию у ребёнка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци). Ведущая педагогическая идея - создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация). Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.Оптимальность и эффективность средств. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного здоровья.4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье ученика:- Состояние физического развития;- Уровень физической подготовки и воспитания;- Состояние лечебно-оздоровительной работы;- Состояние внеурочной воспитательной работы;- Уровень учебной и других нагрузок на организм учащихся;- Уровень психологической помощи школьникам;- Влияние внешней социальной среды;- Условия жизни и воспитания в семье;- Состояние окружающей природной среды;- Уровень здоровья родителей и наследственность. Как видим, значительное место среди этих факторов принадлежит учреждениям образования. Образовательные учреждения, в том числе и школы, - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны.Среди них:• Организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);• Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;• Психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);• Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);• Двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);• Рациональное питание (меню и режим питания);• Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1 класс, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка).2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.)4. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).Здоровьесберегающий урок построен с учётом базовых потребностей детей:Потребности в саморазвитии Потребности в игреПотребности в подражанииПриобретение опыта Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:-объём учебной нагрузки–количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;-нагрузка от дополнительных занятий в школе;-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Большое значение имеет психологический климат на уроке. Детям необходима эмоциональная разрядка, положительно окрашенный эмоциональный фон, принятие учителем их эмоционально-психологического состояния. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Я считаю, урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, музыкальных минуток. Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся уже в среднем звене. И чтобы этого не произошло, регулярно выполняются элементы зрительной гимнастики. В концепции здоровьесберегающего обучения можно выделить следующие составляющие:- организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;-игровые технологии; -весёлые физкультминутки на уроках в среднем звене;-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках; -дыхательная гимнастика;-формирование навыков здорового образа жизни;-взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни. В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, такие, как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, уровень психологического здоровья. На своих уроках я применяю приём взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. Технологии развивающего обучения ориентация на "зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объёму, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать.
Модульно-рейтинговая технология. Используется систематически. Внедрение и использование этой технологии, а особенно рейтинговая оценка знаний являлись моей предыдущей методической темой и имело положительный результат. Преподавание курса биологии в 6-9 классах ведется по разработанным модульным программам тем и модулям уроков (на основе УМК Н.И. Сонина). Оценивание – по 5 балльной шкале.
В 2013-2014 учебном году в 10-а и 10-б весь учебный год велось преподавание по модульной программе с использованием рейтинговой (12 балльной) отметки знаний (на основе УМК В.В. Пасечника). Применение модульного обучения и рейтингового контроля знаний позволяет организовать обучение учащихся через деятельность. Учащийся учится сам, а учитель осуществляет управление его учением через учебный модуль. Модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь. При использовании этой технологии каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, продвинуться на более высокий уровень, что способствует мотивации обучения.
Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведёт к сохранению его здоровья. Исходя из этого, применяю различные формы проведения уроков. Своим девизом считаю слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. Я считаю, что физминутка помогает ученикам быть жизнерадостными, активными, любознательными. Опыт работы многих педагогов показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Результативность опыта.Опыт работы показывает, что здоровьесберегающие технологии способствуют повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить качество знаний. Кроме того, у детей отмечается рост мотивации к обучению, в классе благоприятный эмоционально-психологический климат. (Приложение 1)
Использование здоровьесберегающих технологий даёт стабильные результаты. Среди причин позитивного отношения к предметам биологии учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.
Результативность применения данной проблемы проявляется в участии детей в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня (Приложение 2).
С целью повышение мотивации учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья мною был разработан элективный курс «Валеология» для 8 классов, который был введён в учебный план в 2011-12 учебном году. Результатом элективной деятельности стали проектно - исследовательские работы учащихся, представленные на школьной конференции научного общества «ШАНС». (Приложение 3).
В нашей школе ежегодно проводятся недели здорового образа жизни, в которых активно участвуют мои ученики и я. В 2013-2014 учебном году я стала разработчиком и куратором общешкольного проекта «Азбука здорового питания»!(Приложение 4).
Опыт школы по данной проблеме был представлен на Районном семинаре директоров и завучей по воспитательной работе по теме:«Питание школьников как фактор формирования здоровье сберегающей образовательной среды».
В должности заместителя директора по УВР осуществляла методическое сопровождение предметных недель по физической культуре «Виват, олимпиада!» и безопасности жизнедеятельности «Помоги себе сам!» (Приложение 5).
Возможность тиражирования. Над внедрением здоровьесберегающих технологий работают многие педагоги нашей школы. Опыт работы по данному направлению был представлен мною в 2013 году на методическом семинаре «Активизация познавательной деятельности учащихся по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни». В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в системе образования. Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.• Материалы педагогической деятельности на сайте МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова
• страничка на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»