Статья Реализация личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе.
Реализация личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе.
Пусть растут все цветы .
Из Евангелия
Школа - модель общества. А поскольку в условиях демократизации в нашей стране главной ценностью становится «свободная творческая личность, себя созидающая и осуществляющая свою судьбу»(Н.А.Бердяев), личность незаурядная , то перед школой поставлена задача развития индивидуальных творческих способностей учащихся, воспитания свободных людей, способных к преобразованию общества и самих себя. Этой задаче отвечает личностно ориентированный подход в обучении-такая организация учебного процесса, где в центр всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечиваются комфортные, бесконфликтные условия её развития, реализации её природных потенциалов. Каким образом мы, учителя русского и литературы, осуществляем личностно ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе ?
Личностно ориентированный подход в обучении предусматривает , что учебный материал , характер его предъявления, должен обеспечивать выявление субъектного опыта ученика. Необходимо, излагая материал , опираться на жизненный опыт детей. Часто надо задавать вопросы : «Как бы ты повел себя в такой ситуации?» , «С вашей точки зрения, верно ли поступил герой?», «Встречались ли вам в жизни подобные люди?»... Формулируя цель урока, надо дать понять детям, что полученные сегодня знания, пригодятся им в жизни. Например, « Сегодня вы узнаете, какой должна быть идеальная женщина...», « Как складывается судьба незаурядных личностей?- вот вопрос, на который мы должны ответить».
На личностно ориентированном уроке ученик может вместе с учителем выбирать способы учебной работы. Выявление этих способов , устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных способностей. Поэтому мы должны спрашивать у детей: « Какие задания вам интересны?», «Понравился ли вам урок? Почему?», «Какие формы работы вы хотели бы выбрать?»,«Какие произведения вы хотели бы изучить?»
Личностно ориентированное обучение предполагает помощь учеников учителю. Так в начале каждого урока русского языка консультанты ( они каждый день меняются) говорят учителю о готовности класса к уроку, о том, как выполнено письменное домашнее задание (они его проверили на перемене), с какими трудностями учащиеся столкнулись в работе. Целесообразно проводить в тех классах, где тетради проверяются не каждый день.
Также можно доверить старшеклассникам проверять отдельные работы учеников среднего звена (тесты, олимпиадные, творческие работы ).В старших классах дети могут написать рецензию на сочинение своего товарища. Лингвистические разминки в начале урока, викторины по литературе тоже могут быть подготовлены детьми.
Считаем, что такая форма работы делает детей более ответственными, самостоятельными, они ощущают себя полноправными участниками учебного процесса.
Мы применяем нелинейную конструкция урока, которая состоит из двух частей: часть первая- обучение всех, часть вторая- два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками.
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий ( На одном уроке ребята по желанию могут работать с учебником, словарем, карточкой, выполнять творческое задание, вести запись под диктовку, работать в паре и т. п.)
При повторении материала применяем методику свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта- уровня дидактического материала для самостоятельных работ. Первый соответствует обязательным результатам обучения. Второй предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий- заданий из вспомогательной учебно-методической литературы Часто дети сами выбирают задания того уровня, который им покажется посильным.
Технология личностно ориентированного обучения предполагает создание дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, форм контроля за личностным развитием ученика.
Дети используют алгоритмы- определенные предписания, которые определяют последовательность умственных или практических операций по решению орфографических или пунктуационных задач.
На учебных занятиях мы применяем проблемный подход к обучению, что позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. Реализуем мы его через проблемные вопросы, использование проблемных творческих заданий.
Личностно ориентированный подход предусматривает работу в группах, где каждый ученик выполняет своё задание. Особенности организации групповой работы: класс делится на группы, и каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное), выполняет его сообща под руководством учителя или руководителя группы; задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Учитель во время работы группы контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует споры.
В личностно ориентированной системе обучения важное место отводится нетрадиционным формам организации учебного процесса. Они выявляют индивидуальные особенности ребенка. Одной из форм является урок с использованием элементов психотерапии. Необычно поставленные парты, негромкая музыка, использование релаксации, использование безоценочного подхода к процессу усвоения знаний, возможность пользоваться дополнительной литературой при ответе -всё снимает эмоциональную напряженность и создаёт благотворную атмосферу для сложной работы. Подобные элементы эффективны на «уроках погружения»: хорошо осваиваются трудные темы,с большим объемом дополнительного материала. Подобные занятия формируют у школьников филологическую, литературоведческую, коммуникативную и, конечно, общеучебную компетенцию.
На личностно ориентированном уроке мы должны стимулировать речевую активность детей. Этому способствует создание ситуации диалога , общения. Так,обучение может происходить не на основе учебника, а на основе текстов, дается установка на самоизложение и восприятие текста ребенком. Идет утверждение множественности истин.
Созданию прекрасной творческой атмосферы на уроке способствуют уроки-концерты (с их помощью ребенок развивает индивидуальность средствами искусства: музыкой, живописью, художественным словом), уроки- выставки творческих работ учащихся( поделки из пластилина, глины, соленого теста, оригами).
Мы используем все виды нетрадиционных уроков: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований ;уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного прогресса: урок мудрости, урок любви, урок- откровение; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс- конференция , «живая газета»,устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок- сказка, урок- сюрприз; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций; уроки, имитирующие общественно- культурные мероприятия: заочная экскурсия, урок- путешествие, литературная прогулка, гостиная .
Личностно ориентированный подход в обучении предполагает развитие творчества - «способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, быть нацеленным на открытие нового и способным к глубокому осознанию своего творчества» (Э.Фра). Поэтому мы используем все формы работы, которые способствуют воспитанию творческой личности: проводим КВН, брейн- ринги, участвуем в конкурсах сочинений, чтецов, ставим спектакли, организуем выставки детских работ, оформляем стенды, рисуем стенгазеты, ставим литературно- музыкальные композиции.
Дети часто рисуют иллюстрации к произведениям , изучаемым на уроках литературы. Рисунки- личностное восприятие творчества писателя, художественного произведения или эпизода. Такая форма работы снимает нервное напряжение, дает возможность даже робкому ребенку проявить свои коммуникативные возможности. Рисунки- провокация ребенка на высказывание; необходимы для того, чтобы достичь речевой активности.
Необходимо чаще будить воображение детей, их фантазию. Используем элементы игры: «Представьте, что мы находимся в театре», «Что бы вы сделали, если бы оказались в подобной ситуации», « Как, с вашей точки зрения ,будут развиваться события?»
На уроках литературы можно «поиграть в героев», например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» дается задание изобразить одну сцену: тонкий узнает о чине толстого. После класс обсуждает выражение лица героя и пытается разобраться, что же происходит в его душе.
Работа с музыкой часто применяется на уроках: ученики должны подобрать подходящую по тональности музыку к художественному произведению и мотивировать свой выбор или прочитать стихотворение под выбранную ими мелодию.
Инсценировка отрывка литературного произведения привлекает ребят активных, любящих двигаться, перевоплощаться. Пусть ребята играют самих себя, выбирают таких героев, которые им ближе, понятнее. В некоторых инсценировках просматриваются элементы «режиссуры», что также способствует проявлению личности ребенка.
Все эти приемы необходимы для творческого роста детей: они сами начинают создавать небольшие произведения, у них развивается нестандартное мышление, развиваются коммуникативные способности: они становятся более раскрепощенными. На уроке все дети активны, заинтересованны.
Необычные темы сочинений, которые мы предлагаем , их вариативность дают тоже возможность каждому ребенку проявить свою личность.
Развитию личностных особенностей способствует использование приемов интенсивного обучения учеников : мнемотехнические приемы, коммуникативная атака, элементы игры, изомузыко- терапии для включения в работу различных каналов восприятия информации, использование рекламы книги, которую дети изучают. Используется модель холистического обучения: работа с левым и правым полушариями (рисование абстрактных понятий, например, любовь, Родина; драматизация, визуализация, эмоциональность, латеральное мышление(юмор ,творчество). Для того, чтобы сделать детей активными, надо оценивать результаты их работы: хвалить любую инициативу, организовывать выставки работ. Необходимо повышать социальную значимость детей, желающих учиться.
Личностно- ориентированный подход предполагает работу с умственно одаренными, творчески одаренными детьми, а также с неуспевающими. Мы проводим групповые, индивидуальные занятия с этими категориями учащихся.
Все эти формы, приемы мы используем в своей работе. Они учитывают природу ребенка, предоставляют условия для оптимального развития его способностей, обеспечивают ему возможность самообразования, самовыражения, помогают личности познать себя.