Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС.


Личностно- ориентированный подход как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе есть средство его гуманизации, ориентации на личность учащегося, более полный учет его интересов, склонностей, способностей, жизненных планов, связанных с продолжением образования.
Необходимость индивидуального подхода к каждому ученику вытекает из имеющихся у детей различий, особенно это касается обязательного ЕГЭ по русскому языку, когда нужен особый подход в обучении. Кто-то может быстро усвоить материал, кому- то нужно гораздо больше времени, особенно если есть пробелы в знаниях.
Личностно-ориентированное обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Цель обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Учитывая все вышесказанное можно выделить три основных аспекта:
учет индивидуальных особенностей учащихся,
группирование учеников на основании этих способностей,
вариативность учебного процесса в группах.
Таким образом, в классе делим учеников на группы: ученик «должен» уметь и ученик «может» уметь.
Для осуществления обучения разработаны:
обязательные результаты обучения – базовый уровень, где четко указывается, что должен знать ученик по данной теме,
уровневые письменные задания и вопросы,
задания для тематического зачета,
алгоритм работы по индивидуальному подходу.
Организация учебного процесса предполагает не только обеспечение достижения учащимися обязательных результатов обучения, но и создание условий для усвоения материала на более высоком уровне.
Приведем алгоритм работы по индивидуальному подходу.
1 этап. Общий. Введение нового материала.
Учитель работает со всеми. У каждого ученика имеется опорный конспект – необходимое средство при обучении.
2 этап. Закрепительные упражнения.
Рабочие упражнения выполняются в рабочих тетрадях. Для закрепления возможна парная работа. Пара создается из сильного и слабого ученика. Дается общее задание. Задача данного этапа – научить слабого ученика выполнить задания обязательного уровня.
3 этап. Индивидуальные самостоятельные работы.
Лабораторные работы( групповые и индивидуальные) проводятся по индивидуальным дополнительным карточкам.
4 этап. Уровневый контроль усвоения темы.
Одной из форм контроля над усвоением учебного материала в условиях индивидуального подхода являются тематические зачеты.
При тематическом зачете ученик выполняет столько, сколько может. Тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной.
В результате ученик работает в своем темпе. Создается благоприятное условие для обучения всех школьников с учетом уровня их развития, возможностей и интересов.
Ориентация на достижение всеми учащимися обязательного уровня по психологической установке « Выбери столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного».
При индивидуальном обучении традиционный урок малоэффективен. Предлагаем алгоритм изучения темы:
Введение новой темы. Дополнительная литература.
Вопросы и задания к практикуму.
Консультации.
Практикум.
Задания к зачету.
Тематический зачет.
Учет ЗУН.
При такой работе особое значение имеет подача материала укрупненными или блочными единицами. Работает принцип «от общего – к частному».
При индивидуальном обучении ведется систематический контроль и учет ЗУН учащихся. В центре внимания учителя находится зона ближайшего развития учащегося. Контроль над каждой операцией, когда на любой ступеньке можно обнаружить ошибку или пробел в знаниях, приводит к высокой эффективности обучения. Итоги работы на всех этапах прохождения новой темы отражаются учителем в тематическом учете ЗУН учащихся.Очень важно, чтобы при этом осуществлялся регулярный контроль над работой ученика, а значит, и своевременная «диагностика» различных ошибок или пробелов в знаниях. Предлагаем вариант Тематического учета ЗУН учащегося:
Тема.
Тренировочные упражнения.
Контрольные упражнения ( с оценкой)
Сквозное повторение (с оценкой)
Практикум.
Зачет. Оценка.
В заключении следует сказать, что реализация индивидуального подхода в обучении требует: во-первых, тщательного подбора дидактического материала, оформления карточек с индивидуальными заданиями, подбора и составления системы познавательных задач. Оснащения справочной и научно-популярной литературой, четкого продумывания структуры занятий.
Но это трудоемкая работа, как показывает практика, окупается сторицей и оказывает благотворное воздействие на развитие ученика как личности, призванной «создать образ самой себя», т.е. получить образование.
(При составлении данной статьи были использованы методические пособия по личностно-ориентированному обучению).