Тема самообразования: «Личностно-ориентированный подход к одаренным воспитанникам в условиях школы-интерната»


Частное общеобразовательное учреждение «Школа—интернат №18
среднего общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Тема самообразования:
«Личностно-ориентированный подход
к одаренным воспитанникам
в условиях школы-интерната»
Воспитатель:
А.С. Манасыпова,
I квалификационная категория
Барабинск,
2016 – 2017 уч. год
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Сухомлинский В.А.
Тема: Личностно-ориентированный подход к одаренным воспитанникам в условиях школы-интерната.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
1) выявить одарённых детей и создать систему работы с ними;
2) отобрать средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества во внеурочной деятельности;
3) организовать разнообразную внеурочную деятельность воспитанников.
Актуальность темы. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И воспитатель должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
Предполагаемый результат:
повышение степени самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности;
организация сотрудничества воспитателя и воспитанников, воспитанников между собой;
творческая активность воспитанников.
Этапы работы:
№ Содержание работы Сроки
1 Теоретический этап.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
Поиск материалов в Интернете. В течение года
2 Практическое решение проблемы.
Проведение мониторинговых исследований.
Проведение практических занятий.
Подготовка к конкурсным мероприятиям:
Литературному баттлу «Родиной гордимся», посвящённый 80-ти летию Барабинского района.
Поэтическому дорожному конкурсу к 120-летию ЗСЖД, «Путь длиною в 120 лет».
Конкурсу среди учащихся негосударственных общеобразовательных школ и школ-интернатов ОАО «РЖД» на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте.
Осенней спартакиаде допризывной молодёжи.
Литературному конкурсу для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - ЭПОС РОССИИ.
Творческому конкурсу "ПОБЕДИТА"(Компьютерная графика).
Творческому конкурсу «Млечный Путь».
Творческому конкурсу «Новогоднее волшебство».
Выставке художественных произведений детей ЛИДИЦЕ 2017 (рисунок, фото и видео).
Творческому конкурсу "Талантида" (Литературное творчество).
Международному квесту «Сетевичок». В течение года
3 Оценочный этап.
Анализ работы по теме самообразования.
Апрель – май
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
1)специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2)повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);
3)индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
· средств массовой информации;
· вычислительной и оргтехники;
· библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий;
· научных, технических, художественных, спортивны обществ,
· исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
· общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово - контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.
Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации школы:
1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений по вопросам обмена опытом самообразования.
2. Индивидуальные беседы руководителей школ с педагогами об основных направлениях самообразования.
3. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
4. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
5. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
6. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.