Доклад: Личностно-ориентированный подход в укреплении и сохранении здоровья учащихся через использование биологических знаний и навыков.


Личностно-ориентированный подход в укреплении и сохранении здоровья учащихся через использование биологических знаний и навыков.

Цель: Создать условия для активной деятельности учащихся на уроке, формированию ценностных ориентаций и выбора ими жизненных позиций в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма.(сл 2)
Задачи:
Повышение качества образовательного процесса на основе
внедрения здоровьесберегающих технологий и личностно-
ориентированного образования.
Создание оптимальных условий для самореализации личности.
Гуманизация воспитательного процесса выражающаяся
в создании условий для всестороннего развития личности
Для организации личностно-ориентированного образования методы активного обучения должны отвечать следующим требованиям:
Формировать у школьников потребность в новых знаниях.
Направлять обучение на связь с жизнью.
Направлять мышление учащихся на решение общих и частных познавательных задач с целью творческой переработки учебной информации.
Способствовать вооружению школьников простыми знаниями и навыками, а также умению переносить их на новые условия.
Создавать максимальные условия для активной учебно-познавательной деятельности каждого ученика.


Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле. (сл 3)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». . (сл 4)
Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое и питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.
В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Проблемы здоровья школьников
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.
Ж. Ж. Руссо

(сл 5) Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: (сл 6)
физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические
Недостатки или хронические заболевания;
90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;
только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
А как же обстоят дела в нашей школе? (сл 7)

Наименование заболеваний
2008-2009
2009-2010
2010-2011

Количество учащихся в школе
512
448
417

Общее число заболевших
245
(47,8%)
223
(49,7%)
201
(48%)

Грипп
3
6
5

ОРВИ
227
193
165

ЛОР
13
20
15

Пневмония
0
0
1

Хирургические заболевания
0
1
2

Инфекционные заболевания
1
1
4

Другие заболевания
1
2
9

Здоровые (неболевшие) дети
267
(52%)
225
(50,2%)
216
(51,7%)


Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается
человек в процессе своего становления. Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию. А напротив, стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья? (сл 8)
В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:
«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней».
В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения. (сл 9)
Средствами педагогического воздействия служат:
- воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
- учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
- контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).
Отправными направлениями деятельности» являются: (сл 10)
- сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
(сл 11) - формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
- рациональная организация учебного процесса.
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока (сл 12)



Факторыурока
Уровни гигиенической рациональности урока



Рациональный
Недостаточно
рациональный
Нерациональный

1
Плотность урока
Не менее 60 %
И не более 70 %
85-90 %
Более 90 %

2
Количество видов учебной деятельности
3-7
2-3
1-2

3
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11-15 мин.
Более 15 мин.

4
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7-10 мин.
Смена через 11-15 мин.
Смена через 15-20 мин.

5
Количество видов преподавания
Не более 3-х
2
1

6
Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10-15 мин.
Через 15-20 мин.
Не чередуются

7
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)
2-3
1
Нет

8
Место и длительность ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
С частичным соблюдением гигиенических норм
В произвольной форме

9
Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
На 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
Одна физкульт-
Минутка с неправильным содержанием или продолжительностью
Отсутствуют

11
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеются случаи отрицательных эмоций.
Преобладают отрицательные эмоции

12
Момент утомления учащихся по снижению учебной активности
Не ранее 40 мин.
Не ранее 25-27 мин.
До 30 мин.


Ожидаемые результаты: (сл 13)
- формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.


Думается, многие согласятся с нами в том, что мы, педагоги, давая детям знания, забираем у них здоровье (конечно, не по своей вине).
Поэтому весь дидактический материал урока должен соответствовать возрастным особенностям. Необходимо строить урок так, чтобы детям было интересно и комфортно. В этом нам помогают разные виды уроков (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-мастерские, уроки-КВНы и др.), инсценировки, упражнения игрового характера, ситуации успеха и многие другие творческие формы работы.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, это питание. Потребность в основных пищевых ингредиентах, витаминах, минеральных и балластных веществах остается неизменной. В рационе должны присутствовать продукты с богатым содержанием ценных питательных веществ. Поэтому особенно важно убедить детей питаться в школьной столовой. Нам это удалось. Из 417 человек охвачены 355 горячим питанием . Дети довольны: недорого и вкусно!

(сл 14) Одной из важнейших составляющих физического воспитания является внеклассная спортивно – массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организованы различные спортивные секции, куда ученики ходят с удовольствием. Хореографический ансамбль «Жемчужина».
(сл 15) Ребята выступают на городских, областных, республиканских соревнованиях и радуют своих родных, учителей своими достижениями.
Здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается привлекательностью, заряжая окружающих своей энергией.
(сл 16) В нашей школе традиционным стаёт акция «Зелёный росток». Учащиеся вместе с учителями участвуют в озеленении рекреаций школы и классных комнат.

День здоровья
Закончилось лето. Начался новый учебный год. Школа ожила. Традиционно первым мероприятием после летних каникул был День здоровья. Несколько лет подряд мы проводим его не на территории школы.
День здоровья – это праздник дружбы и объединения, праздник доброты и выносливости, душевной щедрости и физической силы.
Наш девиз: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
Заключение
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного нами вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
рациональная организация учебного процесса;
внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных тематических часов и др.);
работа с детьми во внеурочное время;
использование оздоровительных процедур вне школы.
Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15