Личностно-ориентированный подход — залог качества знаний на уроках математики
"Личностно-ориентированный подход - залог качества знаний на уроках математики"
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей обучающихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Такая дидактическая система изучается и в нашей школе.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого обучающегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка совершенствовать их.
Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:
- учёт личностных особенностей обучающихся;
- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта обучающегося;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование обучающимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.
1. Актуализация субъектного опыта учащихся:
Под актуализацией субъектного опыта обучающихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
1) способствовать восприятию обучающимися нового материала;
2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом.
2. Создание ситуации выбора на уроке:
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
3. Создание ситуации успеха:
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у обучающихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словам.
Речевые обороты для создания ситуации успеха:
НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться..”
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”
“Выполняя работу, не забудьте о…..”
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”
“Только тебе я и могу доверить…”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Вышеуказанная характеристика помогает:
ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата .
Данная диагностика способствует своевременному устранению “пробелов” знаний обучающегося в изучении данного раздела математики. На следующем этапе проводится диагностика результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализируется результат и планируется дальнейшая деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет учителю своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.
Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых обучающихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у обучающихся среднего и высокого уровня развития.
Этап актуализации субъектного опыта.
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого используются различные виды заданий: “Найди ошибку”. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий. Игра “Интеллектуальный марафон”. Обучающимся предлагается найти произведение всех чисел, сидящих на дереве. Данное задание можно оформить наглядно, что вносит свою изюминку.
Этап изучения нового материала.
Предлагается ученикам самостоятельно ознакомиться с темой по алгебре, геометрии изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта. Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности.
Этап применения знаний.
Используется группа карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала, пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.
К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.
К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике. Перед началом выполнения, чётко поясняется каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывается значимость его выполнения, раскрывается критерии оценивания каждой карточки.
Предлагается выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.
Этап проверки знаний.
На данном этапе используется различные тестовые задания. Обучающимся также предлагается набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их обучающимся: Таким образом, предлагаемые тесты ставят его в ситуацию выбора такого задания, с которым он обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих обучающихся. Для этого, после выполнения тестов обучающимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает.
При изучении нового материала необходимо “заразить”обучающихся поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика.
Закрепление изученного материала практически всегда сопровождается заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если обучающиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь . При закреплении решаем задачи, составленные самими обучающимися с использованием регионального компонента. Задач с региональным компонентом нет в учебнике и обучающиеся их составляют сами ,с родителями дома.
При проверке знаний обучающихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на выбор), выясняется степень усвоения материала обучающимися с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.
Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с обучающимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?”.
Всё вышеперечисленное повышает у обучающихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, получения прочных и глубоких знаний.