Статья: «Реализация требований ФГОС: личностно-ориентированный подход в обучении музыке, как средство развития индивидуальных творческих способностей ребенка».
«Реализация требований ФГОС: личностно-ориентированный подход в обучении музыке, как средство развития индивидуальных творческих способностей ребенка».
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования устанавливает требования к результатам и фиксирует внимание на личностных результатах.
Принципиально важным моментом для достижения личностных результатов является выбор педагогической технологии в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Педагог в своей практике может использовать несколько технологий. Таким образом, применение разных педагогических технологий позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, повышает качество обучения и стабилизирует результативность качества обученности в целом.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития и реализации природных потенциалов. Представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Здесь личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях.
На уроках музыки возможна реализация гуманно-личностной технологии, отличающийся прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. "Исповедующей" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Использование личностно-ориентированных технологий позволяет достичь хороших результатов в различных направлениях учебной деятельности, сделать процесс обучения музыке интересным для обучающихся.
В ГБОУ лицее № 144, на уроках музыки использование технологий личностно-ориентированного обучения позволяет задействовать различные направления учебной деятельности, заинтересовать обучающихся.
Активная научно-исследовательская деятельность (каждый год призовые места на конференциях разного уровня), олимпиадно - конкурсное движение (2016 г – 1 и 2 место в районе), формируют ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Участие в концертах и конкурсах разного уровня позволяет задействовать разные «слои» учащихся, сделать обучение интересным и результативным для каждого ученика. Участие в муниципальном конкурсе «Звезда удачи», сольные и коллективные выступления (призовые места). В конкурсе «Патриотической песни» - 1 место в районе (воспитание чувства долга перед Родиной).
Ежегодно традиционно проводятся открытые интегрированные уроки с заслуженным учителем России (музыка и литература), где учащиеся по новому открывают для себя грани литературы и музыки, формируя целостное мировоззрение. Активно проявляют себя на конкурсных уроках, семинарах, которые проходят в лицее, имея возможность показать свои разносторонние знания.
Важным вопросом является привлечение учащихся к самостоятельному слушанию музыки, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Ведь с каким увлечением, желанием и радостью ребята слушают современную музыку, т.к. их сумели заинтересовать и сделать привлекательной средства массовой информации, мода и т.д. Задачей учителя музыки является создание положительного слушательского опыта учеников и, таким образом, переключая на самостоятельный поиск, желание слушать и, главное, получать удовольствие.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а чему он научился. В данном случае рассматривается вопрос, сумел ли педагог организовать и направить деятельность учащихся, для обеспечения успешного обучения на следующем уровне общего образования.
Одна и та же технология может осуществляться различными педагогами точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Возможно использование элементов нескольких технологий. И для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?.М:.- СВЕТ, 2014
2. Прокопишина Н.А.«Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения»: Метод. пособие по личностно-ориентированной технологии активизации учебной деятельности.- Новочеркасск, 2005.- 32с. с прилож.