«Личностно-ориентированный подход на уроках к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА КИРИЛЛОВИЧА ПРОСОЕДОВА
«Личностно-ориентированный подход на уроках к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности»
учитель начальных классов
Рязанцева Ю.А.
2013- 2014 уч. год
«Не нужно доказывать, что образование
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы, и бедны,
и несчастны».
Н.Г.Чернышевский
Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Организация личностно-ориентированного урока.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «Версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя- выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
· использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна : им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
Каждому учителю хорошо известно, что учить легче, чем переучивать, а не дать ослабеть учебному интересу, способствовать повышению учебной мотивации легче, чем работать над их возобновлением.
Именно поэтому нужно думать об устранении пробелов в готовности ребёнка к школьному обучению с первых уроков. С детьми пришедшими в школу с низким уровнем готовности к обучению, в решении этого вопроса есть явное противоречие: восполнение пробелов требует дополнительного времени, дополнительных усилий со стороны как самого ребёнка, так и взрослых, которые его окружают.
В то же время наиболее частыми причинами, приводящими к низкому уровню готовности к школе, являются ослабленное здоровье, педагогическая запущенность, вызванная неблагоприятными социально-бытовыми условиями, в которых растёт ребёнок. Поэтому необходимо прежде всего как можно более эффективно использовать время на основных уроках, изменяя привычное соотношение фронтальной работы и групповой.
Хотелось бы остановить внимание на содержание коррекционно-развивающей работы в случаях комплексной (то есть общей) низкой готовности к овладению математической и языковой грамотой.
При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать:
индивидуально-психологические особенности детей с низким уровнем готовности к обучению, их взаимодействие с учителем и одноклассниками, особенности самоорганизации: неумение организовать свою деятельность, запомнить последовательность составляющих одно действие операций и т. д.
состояние тех психических и психофизиологических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой и математикой: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторные координации.
Особенности обучения этих детей можно разделить на две большие группы: в первую входят способы организации деятельности детей, во вторую – особые приёмы обучения, используемые учителем, разработка новых типов заданий, обусловленных спецификой развития этих детей.
Учителю необходимо внести изменения в структуру урока и в соотношении фронтальной, групповой и самостоятельной работы. Этим детям легче справиться с заданием, если оно выполняется «вслух», фронтально, под руководством учителя. Но постоянная фронтальная работа невозможна, так как существует вариативность имеющихся трудностей, разница в темпе работы; кроме того, длительная фронтальная работа утомляет детей. В связи с этим в процессе работы с детьми целесообразно увеличить долю групповой работы, при этом группы и задания для них подбираются в зависимости от типа испытываемых трудностей. Такая организация работы класса даёт и учителю дополнительное время для индивидуальной работы с детьми.
Можно выделить несколько принципов организации таких групп. Первый – по профилю трудностей: в результате диагностики учителю стали известны конкретные трудности детей класса, на основании этого он сможет выделить группы детей с трудностями ориентировки в пространстве или с нарушениями моторики или группу с нарушением фонематической дифференциации звуков. Знание этих групп позволит учителю выбирать определённые задания из рабочих тетрадей. Например, предложив двум группам выполнить в тетради задания на развитие моторики и пространственной ориентации, учитель сможет поработать с третьей группой устно.
Второй принцип организации групп связан со степенью успешности овладения программным материалом, отрабатываемым на определённом этапе обучения. При работе с детьми с низким уровнем готовности особое значение имеет поэтапность формирования действий, отработка и закрепление каждого этапа. Темп же овладения материалом у детей а классе разный, это и вызывает необходимость отработки одного и того же действия на разном по сложности материала.
Очень важно увеличить количество упражнений, предлагаемых этим учащимся для успешной автоматизации навыка. В математике это введение дополнительных заданий на отработку операций сложения и вычитания, на усвоение понятий «увеличить (уменьшить) на несколько единиц». При обучении грамоте это задания, направленные на отработку каждой операции, осуществляемой в процессе звукового анализа: и интонационное выделение звука в слове, и качественная характеристика звука, и определение позиции каждого звука, и обозначение его фишкой или буквой.
Предлагаемые в тетрадях учебно-тренировочные упражнения нацелены на активизацию трёх ведущих форм восприятия: зрительного, слухового, двигательного. Это не только способствует отработке необходимых навыков, но и стимулирует развитие познавательных способностей.
Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках я применяю задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.
Цели, которые я ставлю перед собой в моей педагогической деятельности, следующие:
1. Подвести детей к предмету обучения, раскрывающему логику научных знаний.
2. Сформировать учебную деятельность.
3. Использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей.
Целью моей педагогической деятельности, как учителя начальных классов является формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе; владеющей научным мышлением, имеющей чёткие нравственные ориентиры, являющейся гражданином своей страны и патриотом.
Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:
· обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;
· создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;
· использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.
Решение этих задач позволит воплотить в жизнь мою гипотезу: «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других».
По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.
В реализации общения «человек-человек», на мой взгляд, важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
15