Конспект доклада на тему Личностно-ориентированный подход в образовательно-воспитательном процессе как один из методов выявления и поддержки творческого потенциала ребёнка из класса компенсирующего образования


Конкурс «Талант 2015».
Подпрограмма «Панорама педагогического опыта»
Участник:
учитель МБОУ СОШ № 15
им. А.З. Потапова ст. Лысогорской
Л.Г. Каралефтериди
2015 год.
Тема: «Личностно-ориентированный подход в образовательно-воспитательном процессе как один из методов выявления и поддержки творческого потенциала ребёнка из класса компенсирующего образования»
Слайд 1. (Тема, фамилия участника.)
Слайд 2. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Слайд 3. Именно поэтому хочу познакомить вас со словами психолога-теоретика Фрэнка Баррона «Творческие личности чувствуют себя более комфортно в атмосфере сложности и явного беспорядка, чем другие люди».
Всем нам известно, что детство современных детей крайне отличается от нашего с вами детства. И в современном мире с каждым днем все больше тех самых «сложностей и явного беспорядка» о чем говорил Френк Баррон. И поэтому мы – учителя должны больше уделять внимание и силы на развитие творческих способностей детей, чтобы им было легче делать в будущем первые шаги во взрослой жизни.
Слайд 4. Я работаю в школе седьмой год, и мне посчастливилось все эти года работать с одним классом с первого класса и по сегодняшний день. Мой класс – класс коррекции VII вида, и так как у меня учатся дети с задержкой психического развития, я именно поэтому выбрала тему «Личностно-ориентированный подход в образовательно-воспитательном процессе как один из методов выявления и поддержки творческого потенциала ребёнка из класса компенсирующего образования».
Слайд 5. Чтобы получить результаты своей деятельности по развитию творческих способностей с помощью метода личностно-ориентированного подхода, я выделила для себя факторы развития творческих способностей: (щелчок) личность педагога, (щелчок) семья каждого ребенка и (щелчок) характер деятельности.
Слайд 6. Под личностью педагога, естественно я имею в виду себя. Я, как классный руководитель, в первую очередь пример для подражания. Если я хочу, чтобы мои дети были творчески развиты, я сама должна проявлять творческие способности.
Слайд 7. (щелчок) Под фактором семья, я подразумеваю личностно-ориентированный подход не только к ребенку, но и к его родителям.
(щелчок) Собираясь в походы или поездки, мы обязательно зовем с собой родителей, чтобы каждый из них больше мог провести время со своим ребенком за пределами дома.
(щелчок) На каждом родительском собрании я не просто рассказываю о «наших новых достижениях», но и показываю родителям фотографии с каждого нашего мероприятия.
Слайд 8-10. (щелчок) Последний фактор - «характер деятельности».
(щелчок) Здесь я предоставила часть наших фотографий, описывающих наши разнообразные стороны творческого развития. Мы с детьми вместе сочиняем номера, дети любят инсценировать литературные материалы. Я стараюсь детей вовлекать в разного плана виды деятельности, чтобы их школьная жизнь протекала не только за учебниками и тетрадками… (щелчки с комментариями)
Слайд 11. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы, которые вы видите на слайде (беседы; тестирование; игры; походы и экскурсии; конкурсы; олимпиады; наблюдения; творческий труд; индивидуальные занятия; художественно-эстетическая деятельность и т.д.).Слайд 12. На уроках русского языка и литературного чтения, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы (Слайд 13), (щелчок) сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки («Висит яблоко - нельзя скушать», п/о «Не поспело еще»), стихи (щелчок) (стихотворение Рябчиковой Кристины ко дню Победы, которое было напечатано в местной газете), (щелчок) а также широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой.
Слайд 14. Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Поэтому я способствую «общению» детей с книгой. Таким образом расширяется словарный запас школьников, что не мало важно для детей из класса компенсирующего образования.
Слайд 15. На уроках математики (щелчок) детям дается задание к задаче: «Поменяй условия задачи», «Придумай свою задачу» (щелчок) (1 кл. Березин Максим: «Жили были дед и бабушка. Сколько их всего было? Дети: «2». Максим: «Не правильно, 3». Мы: «Почему?». Максим: «А колобок?!») (щелчок) На уроках окружающего мира я стараюсь использовать различные формы работы: экскурсии в природу, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства.
Слайд 16. Результаты реализации личностно-ориентированного подхода для выявления и поддержки творческого потенциала детей предоставлены на экране…
Слайд 17. Для определения творческих способностей у детей из моего класса я на протяжении нескольких лет провожу тестирование, на вопросы которого отвечают не сами дети, а их родители.
Слайд 18. На диаграмме представлены мною результаты тестирования в 2, 4 и в 6 классах. И мы с вами видим, что количество детей, получающих больше количество баллов по сравнению с предыдущими результатами, возрастает (синий цвет).
Слайд 19. Здесь представлены результаты тестирования 7 класса. (Чтение характеристики ребенка).
6 ч. 10-14 б. У ребенка все задатки творческой личности. Имеется своя точка зрения на происходящее.
4 5-9 Ребёнок редко проявляет свои творческие способности.
0 0-4 Ребенок довольно сообразителен, но творческих способностей не проявляет.
Слайд 20. Дети с задержкой психического развития имеют право на обучение, на развитие и на счастливое детство также как и обучающиеся в общеобразовательных классах. Они тоже дети, которые нуждаются в нашем внимании и заботе, я бы сказала, больше чем остальные. Мы не должны лениться это им дарить, и тогда поверьте, они в ответ начнут вас радовать, пусть не как отличники в обучении, но как доброе, отзывчивое поколение нашего будущего.
Слайд 20. Спасибо за внимание!