Личностно-ориентированный подход преподавателя в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-ориентированный подход преподавателя в учебно-воспитательном процессе .
Главное – в отношении к детям:
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не раз следя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».
Я. Корчак
В настоящее время система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и квалифицированных специалистов, способных профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Современному обществу необходим преподаватель, обладающий высокой профессиональной компетентностью умеющий не только профессионально подготовить учащихся к трудовой деятельности, также налаживать доверительную взаимосвязь в отношении к учащемуся « педагог- учащиеся». В современных условиях активизируются развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе.
В теории гуманистической педагогики, где личность учащегося представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное образование», «личностный подход».
Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.
Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому учащимуся реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение учащегося в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности учащегося. Именно этот подход определяет положение в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в лицей приходят не просто учащиеся, а учащиеся-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все учащиеся защищены в своей группе и в своем лицее. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие учащихся . Именно личность учащегося и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого учащегося. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, совета по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого учащегося. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагогики-воспитатели руководствуются следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
уважение самооценки личности ученика;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:
приступая к этой работе, педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельности, проводит диагностирование личности каждого .
На втором этапе используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также совей системы методов педагогического воздействия.
Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Преподаватель должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития создаются необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельностью Особого внимания требуют к себе «трудные» учащиеся , отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными» подростками, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания .
На четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание;
заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с учащимися является корректирование.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися. И на протяжении всей своей профессиональной деятельности преподаватель сталкивается с педагогическими проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учащихся в данной группе, от установления уровня воспитанности , от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства педагога. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения направлять их в жизнь.
15