Личностно — деятельностный подход к воспитанию и обучению детей с проблемами в здоровье как одна из составляющих гуманизации образовательного процесса
Личностно - деятельностный подход
к воспитанию и обучению детей с проблемами в здоровье
как одна из составляющих гуманизации образовательного процесса
Валиева З.М.. г. Уфа
Глухие и слабослышащие дети - это не просто дети с ограниченными возможностями здоровья, но прежде всего это младшие школьники, и к оценке их возможностей и выбору путей обучения следует подходить в первую очередь с учетом возрастного этапа, уровня психической активности, свойственного данной стадии развития. «Каждая стадия психического развития, - пишет Л.П. Леонтьев, - характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности». Каждому из них соответствует свои ведущие виды деятельности. 11ри этом, указывает Л.И. Божович, «переход от одного этапа к другому представляет собой не эволюционный процесс, а диалектический скачок к новому качеству». В процессе общения происходит обобщение собственных переживаний, рефляция повеления но взаимоотношениях с другими людьми. (Л.С. Выготский).
Комплексный личностно - деятельностный подход к воспитанию и обучению с учетом возрастных особенностей особенно важен по отношении! к детям с проблемами в здоровье, в том числе с нарушением слуха, имеющим определенное своеобразие в развитии познавательной и речевой деятельности, в развитии познавательной и речевой деятельности. При ознакомлении с объектами окружающего мира важно раскрыл, их существенные характеристики: функциональное назначение; сферу, условия, возможности использования; внутреннее и внешнее строение; способы организации деятельности; связи и отношения с другими предметами и явлениями. Па улучшение слухового восприятия продуктивное влияние оказывает использование звукоусиливающей аппаратуры. Применение се способствует более точному и полному восприятию речи на слух. Исследования ЕЛ. Кузьмичевой (1976) показали, что введение звукоусиливающей аппаратуры, смена ее видов, требует специальной подготовки. Особое место в образовании детей с нарушением слуха занимает диагностический класс. Где обссисчиваегся дифференцированный подход в обучении, изучаются возможности детей, отношение к учебно-познавательной деятельности, развитие личности, индивидуальных компонентов познавательной деятельности.
Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческнй аспект. Обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность. В психике есть две стороны: неосознанное (как досознателыюс, так по-слесознательное) и осознаваемое (СЛ. Рубинштейн). Сознание человека - это высший этан в развитии психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, -результат общественно-трудовой деягсльностн человека, его общения с другими людьми и включения в разновидные виды деятельности (игра, учеба, научно познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания шрает вторая сигнальная система язык и речь как формы выражения. Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая. Отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик процессов. Психических образований. СВОЙСТВ, состояний. Содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, зстстичсскис, правовые. Экологические и другие знания. Взгляды, убеждения. Позиции, отношения и т.п. личности Личность- это конкретный человек как носитель сознания (К.К. Плагонов) и самосознания. Способности человека обнаруживаются только в деятельности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются н развиваются. Средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний. Высокой работосно-собноегью Исключительную роль в развитии соответствующих способностей играют и ногребностпо мотшцщионная сфера личности. Желание и стремление человека заниматься тем или иным делом. Выделяются три обстоятельства, формирующих у человека соответствующие способности:
наличие соответствующих задатков, предрасположенности;
погребносэтю-мотнваиионные особенности личности;
социальные обстоятельства, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
Все это свидетельствует о важности выделения в работе учителя (воспитателя) направления, связанного с формированием мотивации учения в отдельное звено коррекционно-развивающего обучения в специально образовательном учреждении.
15