Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский юридический техникум»
Методические рекомендации
по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной
работы студентов
по дисциплине/МДК
ЭКОНОМИКА
специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Воронеж 20__г.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
учетно-финансовых дисциплин
Протокол № __________ от_____ ______ 201__ г.
Разработчик: Санчаева Н.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ»
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Экономика».
В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
Содержание. TOC \o "1-3" \h \z \u
Пояснительная работа PAGEREF _Toc443172877 \h 4Введение PAGEREF _Toc443172878 \h 6Методические рекомендации по работе с литературой PAGEREF _Toc443172879 \h 9Методические рекомендации по подготовке доклада PAGEREF _Toc443172880 \h 11Методические рекомендации по подготовке сообщения PAGEREF _Toc443172881 \h 12Методические рекомендации по выполнению реферата PAGEREF _Toc443172882 \h 16Методические рекомендации по подготовке презентации PAGEREF _Toc443172883 \h 20
Пояснительная работаМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов специальностей 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Экономика».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.
.В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Экономика» студенты должны:
знать/понимать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице
Вид самостоятельной работы Форма контроля
Конспектирование Самоотчет
Подготовка и написание докладов Защита доклада
Самостоятельное решение ситуационных задач Выступление на семинаре
Сравнительный анализ основных параметров операционных систем. Оформление таблицы
Подготовка и написание сообщения Защита сообщения
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем Представление мультимедийной презентации
Подготовка и написание рефератов Защита реферата
Подготовка проекта Защита проекта
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита презентаций, оформление таблиц.
ВведениеВ современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно – воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
способность занимать в обучении активную позицию;
готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие - научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине отводится 35 часов.
Распределение часов самостоятельной работы по темам
№ Тема Количество часов
1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов 1
2. Факторы производства и факторные доходы 1
3. Выбор и альтернативная стоимость 1
4. Типы экономических систем. 1
5. Собственность. Конкуренция 1
6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена 1
7. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование 1
8. Рациональный потребитель 1
9. Роль государства в социальной защите населения. Социальная поддержка граждан. 1
10 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры 1
11. Экономика фирмы: цели, организационные формы 1
112 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда 1
13 Издержки. Выручка 1
14 Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда 1
15 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы 1
16 Понятие денег и их роль в экономике. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. 2
17 Банковская система. Финансовые институты. Банковские операции и сделки 2
18 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок 1
19 Инфляция и ее социальные последствия 1
20 Роль государства в экономике. Обществен-ные блага 2
21 Налоги. Система и функции налоговых органов. Виды налогов и методика их расчетов. 2
22 Внебюджетные фонды: функции и виды 2
23 Государственный бюджет. Государственный долг 2
24 Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы 1
25 Основы денежной политики государства 2
26 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли 2
27 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы 1
28 Особенности современной экономики России 2
Методические рекомендации по работе с литературой Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методические рекомендации по подготовке докладаДоклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Методические рекомендации по подготовке сообщенияРегламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по выполнению рефератаВнеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата Количество страниц
Титульный лист 1
Содержание (с указанием страниц) 1
Введение 2
Основная часть 15-20
Заключение 1-2
Список использованных источников 1-2
Приложения Без ограничений
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Методические рекомендации по подготовке презентацииКомпьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки Содержание оценки
1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации3. Задания для самостоятельной работы
Тема1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов по темам.
Задание 1 . Подготовка доклада на тему:«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли».
Формат выполненной работы: доклад
Критерии оценки доклада: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи.
Контроль выполнения: защита доклада на учебных занятиях
Тема2. Факторы производства и факторные доходы
Цель: углубление знаний в области факторных доходов, анализ факторов производства и методики расчетов доходов от факторов производства.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Конспектирование.
Задание 1 . Составить конспект: структура факторов производства и доходы получаемые от них.
Формат выполненной работы: конспект
Критерии оценки конспекта: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи.
Контроль выполнения: самоотчет
Тема 3. Выбор и альтернативная стоимость
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме решения практических задач
Норма времени: 1час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Решение задач
Задание1. Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р.Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность.Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?
Задание2. Петров хочет купить мебельный гарнитур. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 7 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит гарнитур на 20% дороже. В день Петров зарабатывает 1000 руб.Какова должна быть цена гарнитура для того, чтобы рационально мыслящему Петрову было все равно – искать дешевый вариант или нет?
Задача 3. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.
Задача4.Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
точность и полнота ответа, приведение алгоритма решения , умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Контроль выполнения: выступление на семинаре
Тема 4. Типы экономических систем
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
«Экономические кризисы в истории России»;
«Россия на рынке технологий»
Формат выполненной работы: реферат
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема5. Собственность. Конкуренция
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1час.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. . Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
-Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России
-Структура отношений собственности с России в начале XXIвека.
Формат выполненной работы: реферат
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема 6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, выполнение практических заданий
Задание. Ответьте на следующие вопросы:
Значение специализации в развитии товарного хозяйства
Закон убывающей доходности
Товарное обращение — это…..
Перечислите три этапа товарообменных отношений
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема 7. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка презентаций
Задание: Подготовка презентаций по темам:
«Роль страхования в жизни людей»;
«Страхование банковских вкладов».
Формат выполненной работы: электронная презентация
Контроль выполнения: Представление мультимедийной презентации
Тема 8. Рациональный потребитель
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, решение практических задач.
Задача1. Семья Ивановых
Папа (работает): зарплата 10 000 руб., написал книгу и получил гонорар 10 000 руб.
Мама (работает): зарплата 6 000 руб., получила премию- 3 000 рубБабушка (пенсионерка): пенсия 1000 руб., выиграла в лотерею 500 руб.
Сын (студент): стипендия 800 руб., участвовал в проекте и получил 2 000 руб.
Дочь (школьница)
Собака Жучка: нашла клад стоимостью 5 000 руб.(нашедшему вклад полагается 25% от его стоимости.
У семьи есть вклад в банке – 10 000 руб под 12% годовых и 20 акций по 500 руб. с дивидендом 20%.
На текущие покупки тратили 5000 руб в месяц, на коммунальные услуги - 600, транспорт и лечение - 2000 руб в месяц.
Купили телевизор за 8000 руб. и компьютер за 5000 руб.
Отдых всех членов семьи обошелся в 10000 руб.
Налоги составляют 15% от доходов.
Задача2. Семья состоит из
папы (зарплата 10 000 руб.),
мамы (зарплата 5 000 руб),
бабушки (пенсия 8000 руб.),
сына-студента (стипендия 750 грн.).
У семьи есть вклад – 10 000 руб. банк выплачивает по вкладам 15% годовых. Еще в семье есть облигации – 10 шт. по 100 руб.
Процентная ставка по облигациям равна 10%.
Определите годовой доход каждого члена семьи
Определите совокупный доход семьи.
Определи среднедушевой доход на каждого члена семьи в год
Задача 3.Задание для семьи с низким уровнем доходов.
Что окажется наиболее важным перед новым учебным годом?
1. Приобретение школьной формы за 800руб.
2. Покупка школьных принадлежностей за 1000 руб.
3. Перевод ребенка в специализированный колледж за 500 руб. в месяц.
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема 9. Роль государства в социальной защите населения. Социальная поддержка граждан.
Цель: углубление знаний в области социальной защиты населения, анализ реализуемых программ на территории Воронежской области.
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Конспектирование.
Задание 1 . Составить конспект: « Программы социальной поддержки населения, реализуемые на территории Воронежской области».
Формат выполненной работы: конспект
Критерии оценки конспекта: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи.
Контроль выполнения: самоотчет
Тема 10. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Электронные рынки как феномен мировой экономики»
«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема11. Экономика фирмы: цели, организационные формы
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Сущность деятельности акционерного общества»
«Формы связей предприятий»
«Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития».
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема12. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме решения практических задач
Норма времени: 1час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Задание1. Ответьте на следующие вопросы:
Перечислите основные факторы, влияющие на рост производительности труда
Методы измерения производительности труда
Задание2. Заполните следующую таблицу
Факторы роста производительности труда
Научно-технические Организационные Структурные Социальные
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
точность и полнота ответа, приведение алгоритма решения , умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема 13. Издержки. Выручка
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме решения практических задач
Норма времени: 1час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Решение задач
Задание1. Ответьте на следующие вопросы:
Перечислите виды издержек
Методы установления цен на товары
Структура валового дохода
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
точность и полнота ответа, приведение алгоритма решения , умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема 14. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1час.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. . Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
«Формы и системы оплаты труда»
«Материальная заинтересованность работников».
Формат выполненной работы: реферат
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема 15. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 2часа.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. . Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
«Роль профсоюзов в защите работников»;
«Значение и сущность работы службы занятости в России».
Формат выполненной работы: реферат
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема 16. Понятие денег и их роль в экономике. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 2часа.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. . Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
«Возникновение и эволюция денег на Руси»;
«Мировые деньги»;
«Деньги как средства образования сокровищ»
Задание. Выполнение компьютерной презентации по теме
«Деньги: виды и функции».
Формат выполненной работы: реферат, презентация
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема 17. Банковская система. Финансовые институты. Банковские операции и сделки.
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1час.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. . Подготовка рефератов по темам
Задание. Написать реферат на одну из указанных тем:
«Банковская реформа России»;
«Экономические кризисы в истории России»;
«Центральный банк и его роль».
Формат выполненной работы: реферат
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
Контроль выполнения: Защита реферата
Тема 18. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 1час.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Задание. Проработать дополнительную литературу по изучаемой теме
Формат выполненной работы: проработка дополнительной литературы
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи;
Контроль выполнения: выступление на семинаре
Тема 19. Инфляция и ее социальные последствия
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка презентаций
Задание: Подготовка презентаций по темам:
« Инфляция и ее социальные последствия»;
«Антиинфляционная политика государства»;
«Функции ФАС».
Формат выполненной работы: электронная презентация
Контроль выполнения: Представление мультимедийной презентации
Тема20. Роль государства в экономике. Общественные блага
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»;
«Мировой опыт свободных экономических зон»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема21. Налоги. Система и функции налоговых органов. Виды налогов и методика их расчетов.
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Значение налогов в развитии экономики России»;
«Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики».
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема 22. Внебюджетные фонды: функции и виды.
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров.
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, выполнение практических заданий
Задание. Составить блок-схему «Структура внебюджетных фондов по целевому назначению и уровню управления».
Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема23. Государственный бюджет. Государственный долг
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Бюджетный дефицит и концепции его регулирования»
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема24. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»;
« Результаты вступления России в ВТО»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема25. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Задание. Заполните таблицу
Пути достижения экономического роста
экстенсивный путь интенсивный путь
Формат выполненной работы: записи в тетради
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: проверка преподавателем
Тема26. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 1 час
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Государственная политика в области международной торговли»
«Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема27. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовка сообщений
Задание. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Международные валютно-финансовые организации»;
«Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс)»
Формат выполненной работы: сообщение
Критерии оценки:
уровень освоения студентами учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
Контроль выполнения: Защита сообщения
Тема28. Особенности современной экономики России
Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме практических примеров
Норма времени: 2 часа
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами
Задание. Подготовка к экзамену.
Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы
Основная литература
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/ А.И. Гомола, В.Е Кириллов, П.А. Жанин – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 336с.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. 2-е издание, переработано и дополнено – М: Финансы и статистика, 2010. – 400с.
Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономика: учебник для вузов. М.: Академический Проект,2010.
Экономическая теория: учебник для колледжей/Г.Б. Казначевская. –Издательство 3-е, дополнительно к переработке – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 346с.
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под редакцией Л.А Чалдаевой. –М.: Издательство Юрайт, 2012- 540с.
Дополнительная литература
Алексейчук Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. — М.: Юнити-Дана. — 2010. — 600 с.
Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория.- СПб.: Питер.- 2010. — 528 с.
Гайсин Р.С. Экономическая теория: учебник / Под ред. Р.С. Гайсина. – М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2013.
Исаев В.А. Экономика. Базовый курс. – М.: Изд-во РУДН. – 2011. – 197с.