Доклад Личностно-ориентированный подход в обучении химии
Личностно-ориентированный подход в обучении химии
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий
Н. Рерих
Всем известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. А учителям необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения. Система развивающего обучения существенно облегчает ученикам дорогу к знаниям. Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. Что же такое личностный подход? Личностный подход – это индивидуальный подход к каждому ученику, помогающий ему в осознании себя личностью.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату «правильно- неправильно», но и по процессу его достижения;
поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Готовясь к урокам по химии, учитель должен продумать не только какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта.
В своей работе активно применяю такие технологии как:
коллективные способы обучения;
метод проектов;
разноуровневое обучение.
Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы. Они обеспечивают успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность и коммуникабельность.
Коллективный способ обучения – это обучение в малых группах. Сами учащиеся могут оказать существенную помощь конкретному ученику в классе, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу. Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»!
Например, урок в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений». Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Ca→ CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2→CaSO4. Задание выполняется вкруговую, начинать может любой ученик, слабый или сильный. При этом выполнение задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Или может быть такое задание: составить кластер по темам: «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли». После завершения заданий всеми группами учитель организует общее обсуждение, либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен он даёт задания на проверку понимания и усвоения материала. Это могут быть разноуровневые тесты. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. Оценки за работу суммируются в группе, объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильный со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Еще один метод работы в малых группах, когда учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например: «Алюминий» (строение атома, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение). Каждый член группы изучает свой блок. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется встречей экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, семинарские занятия. В основе их содержания – подача материала блоками. Например: «Спирты и фенолы» в виде лекции – 1 час, второй час на лабораторные опыты, в ходе которых идет закрепление лекционного материала. А третий час на закрепление и усвоение материала в виде семинарской или групповой работы.
Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы – тематический зачет и контрольная работа. При этом задания состоят из обязательной и дополнительной частей.
Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.
На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Уровень заданий выбирается индивидуально каждым ребенком. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с учебником, проведении практических работ, решении задач.
Пример: лабораторный опыт «Исследование химических свойств разбавленного раствора серной кислоты» (9 класс)
I уровень
Опыт выполнить под руководством учителя (консультируясь у учителя). С помощью учителя оформить результаты проделанного опыта и сделать выводы.
II уровень
Самостоятельно выполнить опыт согласно инструкции.
III уровень
Составить план исследования химических свойств разбавленной серной кислоты. Осуществить эксперимент по собственному плану, выполнить отчет с формулировкой соответствующих выводов и обобщений.
При выполнении любой работы учащимся предлагается оценить самого себя.
Памятка для учащихся «Алгоритм самооценки»
1) Удалось выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
2) Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
3) Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
4) Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
5) Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Пример: задачи на растворы (8 класс)
Вариант 1 (облегченный)
Сколько поваренной соли (г) содержит 20% раствор массой 500 г.?
Вариант 2 (средней сложности)
Сколько соли и воды в (г) потребуется для приготовления 300 г. 15% раствора?
Вариант 3 (усложненный)
Какую массу поваренной соли следует растворить в 250 г раствора этой соли с массовой долей 10% для получения раствора с массовой долей 18%?
Применение уровневой дифференциации позволяет учащимся видеть свои достижения и реально оценивать возможности. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение
учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется
его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу,
искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости
повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству).
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его. Это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Метод проектов использую и во время уроков и во внеурочной деятельности, так как он:
способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развивает у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
развивает у учащихся исследовательские умения;
способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Проблемный урок в 9 классе «Гидролиз солей». Проблема: Почему соли реагируют по-разному с водой, при этом образуя различные продукты реакции? Предлагается решить учебную задачу – через эксперимент. Результат: решение учебной задачи, выход на новый способ деятельности, осмысление понятия «гидролиз солей, выстраивание классификации солей». Предполагается групповая работа. Каждая группа выполняет поисково-экспериментальную работу, анализирует проведенные опыты, записывают химизм процессов, делают выводы. Затем каждая группа выступает со своими выводами. В результате, учащиеся умеют решать задачи разного уровня сложности, используя, новый способ действия при определении гидролиза солей. Происходит переход учащихся из зоны ближайшего развития в зону актуальных знаний.
Итак, при личностно–ориентированном обучении главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.
А.Н.Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Личностно-ориентированный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. Этот подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять. Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».