Доклад Личностно ориентированный подход в обучении географии
.
Личностно – ориентированный подход в обучении географии.
Коп Татьяна Васильевна, учитель географии МБОУ «Лицей», г. Черногорск, Республика Хакасия
Аннотация
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он трудится всю свою педагогическую жизнь:
как научить ученика учиться;
как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;
как содействовать выравниванию знаний и умений учащихся и др.
Индивидуально-ориентированный подход в обучении – такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности учащихся, интересы и проявившиеся способности, но не снижается базовый уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Индивидуально-ориентированная система обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Прежде всего, она ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, её неповторимости.
Осуществление индивидуально-ориентированного обучения возможно при определенных методических условиях:
при глубоком знании и учете учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся;
при сочетании индивидуальной и групповой организации учебной деятельности учащихся;
при использовании системы дифференцированных заданий на всех этапах урока и применительно ко всем источникам знаний при условии овладения учителем методикой применения дифференцированного подхода на профессиональном уровне.
Дифференцированные задания по курсу преподаваемого предмета использую при изучении нового материала, при проверке заданий учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания. Самостоятельная учебная работа в школе и дома – это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга.
В средней и старшей школе структурно-логический прием организации учебных занятий видоизменяется по форме и методам проведения учебных занятий, когда каждый урок имеет своё дидактическое наполнение. При этом использую следующий алгоритм:
Таблица 1
Тип учебных занятий Вид учебных занятий
1 Понимание учебного материала (уроки осознания, осмысления, обобщения) Урок погружения в новую тему
Школьная лекция
Урок-дискуссия
Урок-беседа
Урок-игра и т.п.
2 Усвоение учебного материала (уроки текущего, тематического и итогового повторения) Урок-практикум
Урок-тренаж
Практическое занятие
Семинар
Коллоквиум и т.п.
3 Применение учебного материала (уроки формирования и совершенствования умений, стандартного применения, творческого применения) Урок самостоятельной работы в группах
Урок индивидуальной самостоятельной работы
Урок защиты творческих работ и т.п.
4 Контроль усвоения знаний, умений и навыков Урок взаимопроверки ИОУП
Урок индивидуальной отработки ИОУП
Тестирование
Собеседование
Урок-викторина
Урок-дискуссия
Турнир знатоков
Урок самоконтроля
Контрольная работа
5 Коррекция знаний, умений и навыков Урок коррекции типичных ошибок
Урок групповой работы над ошибками
Урок индивидуальной работы над ошибками
Структурно-логическая цепочка уроков примерная. Исходя из специфики предмета, в зависимости от количества часов, планируемых на изучение темы, можно детализировать, минимизировать дидактическое предназначение учебных занятий.
Основой индивидуально-ориентированной системы обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по теме, разделу.
Таблица 2.
№ параграфа Наименование тем, разделов Время изучения тем Термины и их понятия Дифференцированные задания Учебные результаты
1 уровень 2уровень 3 уровень Перво - начал. повтор.
К трем уровням заданий предъявляются следующие требования:
задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Это задания на воспроизводство основного содержания параграфа, темы и их понимания. Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка понятия, работа с картой и справочником, выполнение практических заданий.
задания репродуктивного уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять, и соответствуют оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и т.д.
задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке «отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать, почему, действительно ли…, перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме.
Для устранения перегрузки имеются критерии к объёму выполняемых заданий:
Таблица 3
Оценка Количество заданий к параграфу Количество заданий к разделу или теме
Удовлетворительно Не более четырех Не более десяти
Хорошо Не более трех Не более семи
отлично Не более двух Не более пяти
Чем выше уровень оценки, тем меньше количество заданий должны выполнить учащиеся. Это связано:
с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;
со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов-заданий;
с ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;
с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.
Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня, по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и репродуктивного уровней. В последующем он либо выбирает оптимальный для него уровень задания, либо остается на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала, тем самым, создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс должен делиться на два блока – лекционный и лабораторный.
Введение деления образовательного процесса на блоки предусматриваю чёткое определение их долей в учебном времени школьников, для этого рекомендуется следующее соотношение:
Таблица 4
Классы Доля учебного времени (в %) на изучение нового материала Доля учебного времени (в %) на самостоятельную работу
6 не менее 70 не менее 30
7-9 не менее 60 не менее 40
10-11(общеобразовательный класс) не менее 50 не менее 50
10-11(профильные классы) не менее 40 не менее 60
На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.
На практических занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и проверочные работы, получают индивидуальные консультации.
Весь учебный процесс делится на три блока – лекционный, практический и контрольный. На изучение темы по географии отводится не более двух уроков.
Учитывая данную специфику предмета, почти каждый урок разбивается на блоки.
В начале урока провожу первичную активизацию знаний и провожу мини-лекцию по объяснению нового материала в течение 7-10 минут (в зависимости от возраста и подготовленности класса).
Во второй части урока провожу практическое занятие, где учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические работы и индивидуальные задания, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету.
В третьей части урока провожу проверочные работы.
Составленные мною индивидуально-ориентированные учебные планы по разделам: «Природные районы России» для учащихся 8-х классов; «Хозяйство России» и «Регионы России» для учащихся 9-х классов позволяют каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала.
В начале изучения раздела ученику выдаются учебные планы. Затем проводится инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению. После лекционного блока ученики приступают к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.
В учебном плане фрагменты-задания составлены с учетом уровня знаний, умений и навыков, учащихся по предмету. Для составления таких фрагментов-заданий использую вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом задания не обязательно переписываются в план, а указываются номера заданий и страницы в учебном пособии, где они помещены или выдаются карточки-задания, составленные учителем.
Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов - заданий ученик может осуществлять как на практическом занятии, так и в свободное от уроков время. Это, прежде всего, связано с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.
Для устранения перегрузки учитываю критерии к объему выполненных заданий (таблица 2). Если ученик занижает свои возможности, то путем разъяснительной работы учителя, ученик выбирает соответствующий ему уровень. В то же время не ограничиваются желания учащихся первым (базовым) уровнем усвоения.
После выполнения задания ученик сдает изученный и выполненный письменный материал, который оценивается учителем. Учителем выслушивается ответ учащегося, как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, а так же поручается процедура контроля исполнения консультантам из числа учащихся. Таким образом, создаются ситуации взаимного обучения, стимулирования более успешной учебной деятельности слабых учащихся и повышения уровня их самооценки. Ученик одновременно может сдавать не более двух тем или параграфов.
Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то ученик имеет возможность повторно сдать учебный материал с возможным изменением уровня заданий; или решается вопрос о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной. Но во всех случаях при ответах учащихся не использую оценку «неудовлетворительно», т.к. ученик имеет право на ошибку и возможность её исправления.
Время отключения индивидуальной работы с отдельным учеником является самым ценным в учебном процессе. Оно должно быть справедливо распределено между всеми учащимися класса. Это очень важно и для более сильных, способных, а не только для слабых учеников, т.к. обычно они бывают в большей степени обделены вниманием педагога. Это приводит к тому, что они постепенно отвыкают от затраты усилий. С этой целью провожу ориентировочный расчет общего индивидуального времени за четверть, которое распределяется между учащимися класса. Например, время самостоятельной работы – 25 минут, соответственно время индивидуальной работы – 25 минут. Часть времени индивидуальной работы выделяю на управление и включенный в самостоятельную работу контроль. В среднем на каждом уроке на это уходит 5 минут. Тогда на отключенную индивидуальную работу остается 20 минут. Количество уроков за четверть необходимо помножить на 20 минут: 32 X 20 = 640. Делим общее число минут индивидуальной работы на количество учащихся в классе (в среднем на 25 учеников) 640: 25 = 25 и каждому ученику определяется в 25 минут. Каждый ученик получит эти 25 минут индивидуального времени учителя в течении четверти разными пропорциями.
Для того чтобы соблюсти справедливость распределения индивидуального времени, веду строгий его учет. Мною составлен специальный график индивидуальной работы – график учета:
Таблица 5
№ Фамилия Время за четверть – 25 минут
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 Агеева Л.
2 Виноградов А.
3 ………..
В момент начала индивидуальной работы отмечаю время длительности работы, и после окончания заштриховываю столько клеток, сколько ученик отвечал. Пользуясь графиком учета времени, я приглашаю для личной беседы тех учащихся, у которых меньше заштрихованных клеток в графике. Для этого в расписании Лицея отведено определенное время для географии – среда в 14.00.
Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное и коррекционное изучение учебного курса на индивидуальном уровне.
Осуществляя личностно – ориентированное обучение, системно – деятельностный подход, я добилась, что 100% моих учеников не имеют «2» по итогам учебного года и полугодия за последние 15 лет. Это достигнуто благодаря систематической индивидуальной работе по предупреждению пробелов и коррекции в знаниях учащихся. В оценке знаний применяю отметку развития, накопительную отметку, провожу рейтинговый контроль знаний, который позволяет проанализировать уровень каждого ученика.