Конспект урока по окружающему миру на тему : Средние века: время рыцарей и замков.
Дата:26.01.16
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 В
Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна
Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна
Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
Тип урока: ОНЗ
Цель: формировать представление о Средневековье, познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали .
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о Средневековье
Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к истории средних веков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: узнать о Средневековье, достижениях в этот период.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формировать учебные задачи , определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Средства обучения: Учебник Окружающий мир А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова ,4 класс, компьютер, презентация,.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент
-Здравствуйте, дети.
-Скажите, как вы понимаете пословицу?
Ученья корень горек, да плод сладок.
-Какой вы можете сделать вывод?
-Учиться – тяжело, зато, если потрудиться, результат будет радовать.
Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
2. Актуализация знаний.
Наблюдение общественной жизни
-Сегодня 26 января, а вы знаете чем знаменателен этот день в истории?
Первый печатный вариант карты Руси карта Московских земель датируется 26 января 1525 года. До этого же периода собственники земли на Руси должны были иметь чертежи своих владений. Эти карты составлялись на березовой коре.
Блицопрос
-Назовите государства Древнего мира.
-Что такое иероглиф?
-В честь кого строили храмы в Древнем Египте?
-Что такое пирамиды?
Кто такие фараоны?
-Что является сердцем Афин?
-Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах?
-Назовите древние постройки в Риме.
Индивидуальное задание на карточке
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания .
Главная площадь Рима-( Форум). Жилище для богов в Древнем Египте-(храм). Гробница фараона в Древнем Египте-(пирамида). Египетское государство возникло на берегу реки (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов,-(Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать,-(Тот) .Холм в Афинах .где находились главные храмы города, называется (Акрополь).
Проверка д\з
-Рассказ о достопримечательностях Древнего Египта
-Рассказ о достопримечательностях Древнего Рима
Словесная оценка проверки знаний .Отметки.
Наблюдают
-Древний Рим. Древняя Греция. Древний Египет
-Знаки, которыми обозначали отдельные звуки и слоги
-в честь фараонов
-гробницы фараонов
-цари Египта
-Акрополь
-Парфенон
-Колизей, Римский форум, Пантеон.
Рассказ о Древнем Египте
Рассказ о Древнем Риме
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-А определить тему урока, вы сможете, послушав стихотворение.
На щите моём эмблема
И девиз «Любовь и честь!»
Докажу я непременно,
Что они на свете не есть.
Я невинных защищаю,
Преступленья отмщаю-
Лишь за правду должен биться-
Каждый благородный
-О ком говориться в стихотворении?
-Что вы можете сказать о рыцарях?
-Когда жили рыцари?
-Давайте посмотрим на ленте времени этот период.
-Историю каких эпох вы изучили?
-На стр.4 посмотрите какие эпохи вы будете изучать, чтобы составить полную ленту времени.
-Как вы думаете какая тема урока?
-Прочитайте тему урока, записанную на доске
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой урока?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
-Что возникло в эпоху Средневековья того, чего не было в Древнем мире?
-Предлагаю вам поработать по плану из следующих вопросов
(План записан на доске)
1.Какая эпоха в истории называется Средними веками?
2.Какие религии возникли в Средневековье?
3.Кто такие рыцари Средневековья?
4.Для чего строили замки?
5.Кто и когда изобрёл книгопечатание?
-Что означает слово «средний»
Давайте вместе прочитаем определение этого слова
(на доске появляется определения слова 1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, Средние успехи в работе, учебе. 2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели).
-Какое из них больше подходит для определения эпохи? Почему?
-Какая же эпоха в истории называется Средними веками?
Беседа по презентации
-С развитием общества изменилось и верования людей. Многобожие уступало место единобожию. Возникли и всё шире стали распространятся мировые религии.
(2 слайд)
-Прочитайте название первой мировой религии.
-Что вы знаете о ней?
Буддизм возник раньше всех .Это было в Индии. Основателем буддизма является принц Гаутама( Будда).
-Вы знаете как называются здания для молитв у буддистов?
-Эти здания называются пагода(слайд 3)
-2 религия называется иудаизм.
-Что вы знаете про эту веру?
-Иудаизм-вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.
-Кто знает, как называется молитвенный дом в иудаизме? Эти здания называются синагога.
-3 мировая религия, с которой мы познакомимся, называют ислам.
-Что вы знаете про это верование?
-Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии. Его основателем является пророк Мухаммед.
-Как называют последователей этой религии?
-Молитвенный дом в исламе называется
-Последнюю религию, которой мы познакомимся, исповедуют большая часть населения России. Вы, наверное, уже догадались о какой религии идёт речь.
-Что вы можете рассказать про эту религию?
-Как называется христианское здание для молитв?
-В это же время возникли некоторые страны. Посмотрите и прочитайте, какие. Также вы прочитаете, какие основаны города.
Что изображено на следующем слайде?(слайд 10)
-Опишите его ,расскажите о нём.
-Где жили рыцари?
-Посмотрите на фотографию и опишите замок.
-Как вы считаете, чем занимались обитатели замка в мирное время?
-В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры.
-А чем в это время занимались женщины?
-Одним из любимых рыцарских развлечений были турниры.
-До Средневековья всю важную информацию писали на бересте, папирусе. В этот период появилось изобретение, облегчающее труд людей. Как вы думаете о чём идёт речь?
-Книгопечатный станок изобрёл Иоганн Гутенберг.
-Посмотрите на изображение станка и расскажите, как он выглядел.
Курск основание.
Правила этикета.
-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Оружие рыцаря». Представим себя рыцарями.
Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
Сражаемся мечом.
Защищаемся щитом.
Слушают
- О рыцаре
Они жили очень давно, совершали благородные поступки.
-В Средневековье
-Первобытное, Древний мир
-История Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени
Предположения детей
-Средние века: время рыцарей и замков.
Определяют цель урока
Определяют задачи урока
-Построились новые города, достопримечательности
Читают план
-Тот, который посередине, между чем-то
-Второе
-Эпоха между Древним миром и Новым временем
-Буддизм
Ответы детей
-Нет
Ответы детей.
-Мусульмане
-Мечеть
-Христианство
-Христиане верят в Иисуса. Главной книгой вероучения является Библия.
-Церковь
-Возникли Россия, Франция, Англия. Основаны Москва ,Берлин, Осло
-Рыцарь
-Сильный, мужественный
-В замках.
-Мрачный, старинный
Предположения детей
- Женщины проводили время за рукоделием.
-О книгопечатном станке
-Деревянный
Выполняют упражнения
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа с учебником
Прочитайте текст на странице 15.
-Что вы узнали о Средневековье?
-Рассмотрите изображения на стр.15. Опишите по фотографиям эти достопримечательности
-Прочитайте текст на стр.16. Назовите религии, основанные в Средневековье.
-Рассмотрите фотографии на стр.17
-Скажите, как назывались дома для молитв и как выглядели.
Прочитайте текст на стр.18-19
- Кого называли рыцарем?
- Для чего строили замки?
- Где строили замки?
- Это было удобное жилье?
- Чем занимались обитатели замка?
Читают текст
-Возникли новые современные государства, основаны города, строились дороги, сооружались достопримечательности.
Рассматривают и описывают достопримечательности по фотографиям
-В Средневековье возникли иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Рассматривают изображения.
-у буддистов- храм, у христиан- церковь, у мусульман- мечеть, у иудаистов- синагога
Читают текст
-Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом
-для жилья рыцарей
-на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки
-Нет, потому что там было сыро и холодно
-В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины проводили время за рукоделием.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполнение заданий в рабочей тетради
-Выполним задание 2,3 на странице 8
Читают и осмысливают задание.
Выполняют его самостоятельно.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изобретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и сегодня.
1.Сидит Пахом на коне верхом
Сам не грамотный ,а читать помогает.
2.При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обоих сторон:
Один- разрезает, другая- цепляет,
Обоим работы в тарелке хватает
3.Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!
-Отгадайте слово по лексическому значению
1.Застёжка, обычно в виде твёрдого кружка, продеваемого в петлю.
2.Как называется взрывчатое соединение или смесь?
3.Какое изобретение было главным в Средние века?
Викторина
-Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?
-Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья?
-Как назывались здания для молитв?
-Кто такой рыцарь Средневековья?
-Кто создал первую печатную книгу?
-Какой год называется годом рождения книгопечатания?
-Очки
-Вилка и нож
-Часы
-Пуговица
-Порох
-Книгопечатный станок
-Из первых книг
-Построились новые города, возникли современные государства, появились новые достопримечательности
-у буддистов- храм, у христиан- церковь, у мусульман- мечеть, у иудаистов- синагога.
-Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.
-Иоганн Гутенберг
-1445
Отвечают дополнительно дети
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з:
Организует рефлексию учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?
-Что на уроке у вас получилось хорошо?
-Какие трудности возникли в работе?
Ответы детей
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка:
Заголовок 115