Презентация по окружающему миру на тему Средние века:время рыцарей и замков
Открытый урок по окружающему миру
в 4 классе
по теме: Средние века: время рыцарей и замков
(тип урока: изучение нового материала)
Цели урока:
Формировать представление о Средневековье, расширить знаний учащихся о рыцарях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «средневековье», «рыцари»;
- способствовать расширению представлений учащихся о рыцарях, их занятиях, образе жизни, достижениях;
- рассказать какие бывают замки, для чего они служат;
- расширить знания о достопримечательностях культуры того времени.
Развивающие:
- содействовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, умений работать с учебным материалом;
- создать условия для повышения познавательной активности;
- создавать условия для развития умений работать в малых группах.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса и любви к истории;
- создавать условия для воспитания культуры общения и повышения познавательной активности.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова.
Этапы урока Ход урока Примечание
I
Организационный
Момент
Проверьте готовность к уроку. Для занятий нам потребуется учебник и рабочая тетрадь.
II
Проверка домашнего задания, актуализация полученных знаний Для начала вспомним основные моменты прошлого урока.
- Мы говорили о государствах Древнего мира.
- Назовите их.
(Мы говорили на прошлом уроке о Древнем Египте, Древней Греции и Риме.)
- Что такое иероглиф?
(Это особые знаки, которыми писали египтяне.)
- В честь кого строились храмы в Древнем Египте?
(В честь богов)
- Что такое пирамиды?
(Пирамиды – это гробницы, усыпальницы для царей Египта, фараонов.)
- Кто такие фараоны?
(Цари Египта.)
- Назовите храмы Древнего Египта.
(Карнак, Луксор)
- Что является сердцем Афин?
(Акрополь.)
- Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах?
(Парфенон)
- Назовите древние постройки в Риме?
(Римский форум, Пантеон, Колизей)
Молодцы.
Мы с вами знакомы с эпохой Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается. Сообщение темы и целей урока Мы продолжаем путешествие по страницам истории. Сегодня нам предстоит познакомиться с миром Средневековья.
Тема урока «Средние века: время рыцарей и замков»
III
Изучение нового материала
Работа с учебником
Беседа по новой теме
Рассказ с использованием мультимедиа (показ презентации)
Работа в учебнике.
Беседа о прочитанном.
Рассказ учителя и показ презентации.
Чтение по учебнику.
Беседа
о прочитанном.
Рассказ учителя о рыцарях. Какая же эпоха следует за Древнем миром? Давайте откроем учебники на странице 15.
(Эпоха Средневековья)
Ребята, а какие вопросы возникают, глядя на эту тему, обозначенную в учебнике?
(Сколько по времени продолжалась эта эпоха? Кто такие рыцари, как они жили? Какие бывают замки?)Итак, познакомимся с эпохой средних веков.
Средневековье начинается с конца 5 века, а заканчивается в 15 веке, длится тысячу лет.
Началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис, хлопчатник, чай, кофе, картофель, кукурузу, апельсины, помидоры, какао…В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы.
Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие ныне – Англия, Франция, Италия, Россия.
Вот какое интересное время мы называем средними веками.
Многие города появились в Средние века.
Давайте обратимся к учебнику и ответим на вопросы, какие города появились в эпоху Средневековья.
Прочитаем статью в учебнике на странице 15.
Вопросы по прочитанному:
- Какие города возникли в средние века?
(Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва)
- Какие религии возникли в Средневековье?
(Ислам, буддизм)
- Назовите здания для молитв у христиан.
(Христианские церкви и соборы)
- У мусульман.
(Мечети)
У буддистов?
(Буддистские храмы)
Молодцы.
Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
Как вы думаете, какие именно?
Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 16.
- Как назывались здания для молитв?
(Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)
А кто был самым ярким представителем Средних веков?
(Высказывания детей)
Конечно, самыми яркими представителями являлись рыцари. Кто как вы думаете, кто же это?
(Ответы и рассуждения детей)
В Средневековой Европе – это феодал (земельный собственник), тяжеловооруженный конный воин, для которого считались обязательными моральные нормы: смелость, отвага, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
Слово «рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «Ritter» - всадник, конный воин.
Как вы думаете, кто мог стать рыцарем? Женщина могла? А мужчина? Какой мужчина – богатый или бедный? Почему?
(Высказывания детей)
Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и даже танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось обязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной его, чтобы в нужный момент подать тому запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев, и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным гостем. Тот в свою очередь наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях, и нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.
А жили рыцари в замках, во дворцах. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, там постоянно гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника.
физминутка Немножко теперь давайте отдохнем.
Плывя по ленте времени
От древности до наших дней,
Мы видим славных рыцарей,
И замки, и коней.
Тишина стоит вокруг,
Вышли рыцари на круг.
Шлем одев, закрыв забрало,
Выхватив из ножен меч,
Стал рубить врага он с плеч.
После боя, славный рыцарь,
Положив и щит, и меч,
Сделав вдох и выдох длинный,
Отдохнуть решил, присесть. Ребята выполняют движения за учителем
III
Изучение нового материала
(продолжение)
Рассказ учителя про замки.
Тауэр. Лондон.
Рассказ про печатный станок.
Работа с учебником.
Стр. 20.
Беседа о прочитанном. Как вы думаете, а зачем рыцари строили себе такие замки?
Короли и знати строили себе замки для защиты от врагов.
Сама мысль о строительстве замков связана с обороной. Другими словами, замок был таким домом для правителя и властелина, в котором при необходимости можно было бы успешно укрыться от врагов.
Главной причиной для строительства замков стала сама феодальная система. Владельцы замков, стремясь увеличить размеры своих владений, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию своего соседа. Поэтому им необходимо было превращать свои дома в неприступные крепости. Так возникли замки.
Поскольку условия жизни в разных странах во многом были схожи, то и замки Франции, Германии, Испании и Англии похожи друг на друга. Одним из первых и наиболее известных крупных замков стал лондонский Тауэр, строительство которого было начато по приказу Вильгельма-завоевателя в 1078 году. Это сооружение высотой в несколько этажей имело двойные стены, узкие окна и винтовые лестницы. Чуть позднее крепости начали строить с внутренним двориком. В нем размещались различные хозяйственные постройки.
Много времени прошло с тех пор. И много было создано легенд и историй, связанных с замками.
Быть в Лондоне и не посетить Тауэр – это совершить преступление, считают некоторые туристы. Сердцем крепости считается Белая Башня. Тауэр являлся хранилищем королевских драгоценностей. И конечно, он имеет свои мистические истории. Например, говорят, что там видели призрак Анны Болейн, которую обезглавили в 1536 году за измену Генри Восьмого, прогуливающуюся вокруг Белой Башни с головой в руках. Также рассказывают, что в январе 1816 году часовой, который охранял хранилище королевских драгоценностей, увидел медведя, он направлялся прямо на него. Бедняга-часовой умер от испуга через несколько дней.
-Как вы думаете, как люди узнают о жизни в Средние века?
(В средние века создавались первые книги. В них многое можно узнать.)Давайте прочитаем об этом в учебнике. Стр. 20.
- Кто первым нашел способ создать книгу?
(Немец Иоганн Гуттенберг.)
- Что он предложил использовать?
(Предложил использовать разборный шрифт.)
- Как назывались металлические буквы?
(Литеры.)
- Какой год считается годом рождения книгопечатания?
(1445 г .)
IV
Закрепление изученногоматериала
Работа с тетрадью на печатной основе.
Устный опрос по теме. Выполним теперь задание в рабочей тетради.
Стр. 8 № 2,3.(комментированное выполнение с классом. Фронтально)- Как изменился облик Европы за время Средневековья?
(За время средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)- Кто такие рыцари?
(Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом, щитом.)
- Для чего строили замки?
(Замки служили надежной защитой.)
- Где их строили?
(Замки воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)
- Какие укрепительные сооружения были у замков?
(Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)- Удобное ли было это жилище?
(Жилище было не очень удобным. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)- Чем занимались обитатели замка?
(Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)
V
Подведение итогов
Посвящение в рыцари.
- Назовите религии, которые распространились в Средние века.
- Что было изобретено в Средние века?
- Как называется эпоха средних веков?
Что запомнилось больше всего?
Закончить наш урок я предлагаю посвящением наших мальчиков в рыцари. Девочки читают важные слова для посвящения, а мальчики готовят ответное слово.
(Раздаются карточки со словами.)
(«Будь смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих.»)Клянитесь рыцарями быть!
Мальчики:
«Клянемся! Долой и латы, и забрало!
Мы – рыцари добра – И в этом наша слава!»
Молодцы!
На следующем уроке вы узнаете много нового об открытии Америки.
Урок окончен. д/зСтр. 15-21, р.т. – стр. 7 № 1. Подготовка к тесту.