Презентация по МХК «Формирование стиля модерн в искусстве»


Автор разработки Рубаева Л.В. Последний большой стиль, сложившийся в конце 19 – начале 20 века, получил название модерн (от.лат. новый, современный). Термин «модерн» был одним из множества названий стиля. Во Франции он назывался ар нуво, в Германии – югендштиль, в Австрии – сецессион. Этот стиль стремился обобщить и синтезировать все предшествующие художественные традиции: античности и Средневековья, классицизма и романтизма, Запада и Востока. Стиль модерн действительно стал новой вехой в искусстве. Модерн стремился вобрать в себя все то, что было создано человечеством в сфере искусства и, создать новый, интернациональный стиль. Модерн – стиль, сложившийся в искусстве конца 19 – начале 20 века. Характеризуется символичностью образов, изящными, плавными линиями и декоративностью. В этом стиле работали Г.Климт, В.Орта, А.Гауди, Ф.О.Шехтель, М.Врубель, Л.-К.Тиффани. Знаковым выражением стиля стала волнистая S – образная линия, заимствованная из растительного мира, поэтому в орнаменте преобладали водоросли, колеблющиеся в струях потока, растения с длинными стеблями и изысканно- утонченными цветами – лилии, ирисы, орхидеи. С ними соперничали женские образы с неимоверно длинными волосами, напоминающими то языки пламени, то океанские волны. Все это определило одну из важнейших черт модерна – орнаментальность. Характерной приметой стиля стала его функциональность. Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды , в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. «Искусство для всех» стремилось к использованию экономичных материалов: стекла, бетона, и металла. Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж. Перед стилем Модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля Модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства стиля Модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие. В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.