Разработка урока по окружающему миру на тему Средние века: время рыцарей и замков к презентации (4 класс)


Открытый урок по окружающему миру.
Класс 4-Б
Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
Дата 23 января 2017
Учитель Кибальникова Вера Сергеевна.
Цели:
сформировать представление о средневековье;
формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;
дать представление о средневековых рыцарях и замках;
развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Ход урока
1. Орг. момент. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке я попрошу вас представить себя в образе учёных. На прошлых уроках мы начали изучать новые темы, так скажите, какие учёные помогли написать эту часть учебника? (историки) Что они изучают? (прошлое человечества) Какие ещё научные работники помогают исследовать прошлое разных стран? (археологи) Прошу подготовить свои дневники исследований (тетради).
2. Целеполагание.
Сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с V века до конца ХV века. Называется она Средние века, или Средневековье (слайд 1).
Как все учёные мы должны вести научные записи. Попрошу открыть свои дневники и записать число.
Все научные исследования осуществляются после постановки задач. Как ваш научный руководитель я ставлю такие цели перед вами (слайд 2).
Познакомиться с новой исторической эпохой
Узнать о религиях, которые возникли в Средние века
Обследовать замки
«Примерить» доспехи
«Попробовать» себя в роли хозяйки целого замка
Побывать на турнире
Узнать об изобретениях Средневековья
3. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Но перед тем, как приступить к изучению новой эпохи, прошу вспомнить предыдущую тему «Древний мир». Тест с несложными заданиями – своеобразная разминка для ваших умов.
Тест МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ
1. Какое государство не было образовано в период Древнего мира?
Древняя Русь
Древний Египет
Древняя Греция
2. Какой бог египтян изображается человеком с головой птицы?
бог солнца
бог воды
бог мудрости
3. Какое имя дали богу солнца египтяне?
Тот
СебекРа
4. Чем являлись пирамиды Древнего Египта?
храмами
домами
гробницами
5. Чем является Акрополь в Древней Греции?
храмом
холмом
площадью
6. Чем является Форум в Древнем Риме?
храмом
холмом
площадью
7. Что является храмом всех богов в Древнем Риме?
Пантеон
Колизей
Парфенон
8. Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?
Рим
Помпеи
Афины
9. Какими особыми знаками писали древние египтяне? буквами      идеограммами         шифрограммами       иероглифами (слайды 3-5)
Проверим ваши исторические разработки и определим группу самых активных ученых. (Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга).
4. Знакомство с новой темой.
А сейчас приступаем к изучению новой темы (слайд 6).
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.
Но даже и сейчас в современных городах можно найти доказательства существования той исторической эпохи. Что же это за материальные свидетельства? (слайд 7). В учебниках на стр. 15-16 читают. А у нас в городе что сохранилось с того времени? (примеры детей)
Всё менялось достаточно быстро. И если самая первая историческая эпоха длилась около 2,5 млн лет, и первые люди достаточно длительный период занимались одними и теми же занятиями, то в эпоху Средневековья скорость прогресса увеличилась. Старые боги Древнего мира забыты и перешли в разряд мифов и легенд. Возникают религии, в которых есть один Бог (слайд 8).
Прошу вас, учёные, записать в свои дневники исследований новые термины. Иудаизм, Христианство, Буддизм, Ислам (слайды 9-12). Как называются сооружения, куда люди разных религий приходят молиться? (храм, собор, синагога, мечеть, пагода) Главные книги? (Тора, Библия, Коран, Трипитака) Священники? (Батюшка, Раввин, Мулла, Лама) (ответы детей оцениваются) Учебник стр. 17-18.
В Евпатории тоже есть мусульманская церковь – мечеть Джума-Джами. Её построили в середине 16 столетия. Чуть позже эпохи Средних веков, но развитие нашего государства шло немного по-другому пути и это сооружение относится к одним из самых старых, но хорошо сохранившихся зданий города (слайд 13).
Время отдыха. Разминка. Предлагаю сделать упражнение для осанки, зарядку для глаз.
Мы подходим в своих исследованиях к интересным фактам. И в первую очередь это увлечёт мальчиков нашего класса. Этот термин появился в Средние века, но и до сих пор мы называем так воспитанных, храбрых, сильных мужчин, готовых прийти на помощь в любую минуту. Что это за слово? (слайд 14). Записать слово в тетрадь.
Тяжело быть рыцарем! Причём «тяжело» в прямом смысле слова. Число деталей доспехов доходило до 200, а вес мог быть около 50 кг (слайд 15).
Как вы думаете, сколько лошадей должно было быть у хорошего рыцаря? (три - на одной везли обмундирование, на второй рыцарь ехал к месту сражения, на третьей он собственно и сражался).
А вот и примеры рыцарских замков (слайды 16-18). Когда в Европе появились крупные землевладельцы, то они стали строить себе укреплённые усадьбы. Дом, хозяйственные постройки, амбары и конюшни окружали высокими деревянными стенами. Перед ними обычно выкапывали широкий ров, в который отводили воду из ближайшего водоёма. Так появились первые замки. Но они были непрочными, так как дерево со временем начинало гнить. Поэтому стены и постройки необходимо было постоянно обновлять. К тому же такие строения легко можно было поджечь.
Первые настоящие рыцарские замки из камня, которые хорошо известны и в наше время, начали строить в конце IX начале X веков. Всего в Европе было построено 15 тысяч таких сооружений. Особенно увлекались подобными строениями в Англии. На этих землях строительный бум начался во времена Вильгельма Завоевателя во второй половине XI века. Каменные сооружения возвышались на расстоянии 30 км друг от друга. Такая близость была очень удобной в случае нападения. К обороняющимся могли быстро подоспеть конные отряды из других замков.
В X-XI веках защитные каменные строения состояли из высокой многоярусной башни. Называлась она донжон (записать слово) и являлось домом для рыцаря и его семьи. В ней также хранились продукты, жили слуги, вооруженная охрана. Устраивалась тюрьма, в которой содержали пленников. В подвале рыли глубокий колодец. Его наполняли грунтовые воды. Поэтому жители донжона не боялись остаться без воды в случае длительной осады (слайд 19).
Но не нужно думать, что эта эпоха принадлежала только храбрым рыцарям. Что же делали настоящие хозяйки замков, особенно если их муж и господин отсутствовал по своим рыцарским, очень важным делам? (слайд 20)
Часто в обязанности госпожи входило: - поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии;- участвовать в судебных тяжбах;- присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников;- организовать оборону манора, если потребуется.- отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.
Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области юриспруденции, бухгалтерского дела, сельского хозяйства и военного искусства, не говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.
Так что жизнь женщин была наполнена ежедневными заботами. А время развлечений и забав – время турниров (слайд 21).
Ры́царский турни́р — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.
Загадка (слайд 22-23). Рыцарский турнир. Все и всё в железе. Что должен был сделать рыцарь, чтобы показать своё бесстрашие? (догадки учащихся)
Ответ: поднять своё забрало. Отсюда и крылатое выражение: «Идти на врага с открытым забралом» как символ мужества.
Средние века подарили человечеству множество открытий и изобретений. Вот лишь маленькая толика того, чем люди обогатили свой мир (слайд 24). Учебник стр. 20, читают о книгопечатании подробнее.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Что успели записать в своих дневниках наблюдений? Что узнали нового? О чём бы хотелось узнать подробнее? ( предлагаю обратить внимание на выставку дополнительной литературы, читать книги на переменах или взять домой под запись школьных библиотекарей).
Оценивание особо активных «учёных». Запись домашнего задания (слайд 25). Учебник стр. 15-21 читать, отвечать на вопросы. Задание 2 письменно.
Спасибо за урок.
Рыцарь
Христианство
Иудаизм
Ислам
Буддизм
Донжон
Замок