Методические рекомендации по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста
Для эффективного развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, педагогам и родителям возможно использовать следующие методические рекомендации:
1. Способствуйте расширению кругозора детей, так как это положительно сказывается на развитии их мышления.
2. Помните принцип «от простого к сложному», не перегружайте ребенка слишком большим количеством заданий по развитию мышления.
3. Используйте больше наглядного материала для заданий по сравнению и обобщению предметов.
4. Совместно с ребенком выполняйте задания по классификации предметов, приучайте его классифицировать предметы по разным признакам.
5. Начинайте выполнения заданий с опорой на действие, постепенно переходя к заданиям по развитию наглядно-образного мышления.
6. Выполняйте задания не только в ходе специально организованной деятельности, но и во время прогулки, ежедневной бытовой деятельности в группе.
7. Не забывайте о релаксации после или между заданиями, способствуйте созданию положительных эмоций у детей.
8. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельному решению поставленных умственных задач.
9. Учите детей анализировать свою деятельность, развивайте в них умение делать выводы, давать логическое обоснование своим умозаключениям.
10. Совершенствуйте устойчивость мышления детей, умение работать целенаправленно.
11. Позволяйте ребенку больше экспериментировать, самостоятельно прилагать умственные усилия, получая, тем самым, новую для него информацию об окружающем мире.
12. Обращайтесь к личному опыту детей, имеющимся у них моральным нормам и эмоциям - это значительно улучшит вашу работу по развитию их мыслительных операций.
13. Помните, что к концу старшего дошкольного возраста, ребенок обладает важным качеством мышления - любознательностью. Используйте такой повышенный интерес ребенка к расширению его представлений об окружающей действительности.
14. Проводите такую работу в легкой, разнообразной форме, используя индивидуальный подход и групповые формы работы.
Кроме того, эффективными средством развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста могут стать следующие игры:
«Бывает - не бывает»
Цель: развить умение анализировать ситуацию, сделать представления детей более четкими, развить личностную реакцию.
Оборудование: мяч, стулья.
Инструкция: «Сейчас я буду кидать вам мяч и называть какую-либо ситуацию из вашей жизни. Если она бывает, то поймайте мяч, если нет- отбросьте его от себя».
Ход игры: Взрослый называете какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
«Изобретатель»
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, что можно изобрести необычное с этими предметами, постарайся как можно больше сделать изобретений».
Ход игры: Каждому игроку раздается по две карточки. Задача каждого игрока за определенное время (которое обговаривается заранее) придумать изобретение, используя предметы на карточках. Например, из карточек с изображением стула и будильника можно придумать вещь, на которой можно сидеть, но которая могла бы разбудить человека в нужный момент. Игроки делают наброски своих изобретений на бумаге и готовят речь для защиты изобретения. Выигрывает тот участник, который к концу игры наберет большее количество изобретений.
«Я луна, ты – звезда»
Цель: развитие абстрагирования, умения делать ассоциации.
Инструкция: «На то, слово, которое сейчас скажет ведущий, нужно подобрать слово похожее по смыслу. Например, «Я – гроза!», а другой должен ответить «А я – дождь», первый продолжает «Я большая туча» и т.д.»Ход игры: Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек. Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: "Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...
«Лес, озеро, болото»
Цель: развитие личностной реакции, умения анализировать заданную ситуацию.
Оборудование: рисунки больших кругов на земле.
Инструкция: «На земле нарисованы три больших круга, которые обозначают лес, болото и озеро. Сейчас я буду называть разных животных, а вы перемещайтесь на тот круг, где живет это животное».
Ход игры: Начертить три круга достаточно большого диаметра (или ограничить линиями три угла помещения), которые получают названия: «лес», «озеро», «болото». Игроки становятся на исходную позицию примерно на равном расстоянии от всех кругов. Водящий называет зверя, птицу, рыбу - обитателя леса, озера или болота и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в тот крут, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного. Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Нельзя менять круг, в который прибежал. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.
«Что общего?»
Цель: развитие умения обобщать предметы.
Оборудование: карточки с рисунками
Инструкция: «Вам каждому раздали по 5 карточек, по очереди все вытягивают по одной карточке и сравнивают с теми, что уже есть у вас. Если карточка чем-то похожа с той, что вы вытянули – выложите ее рядом и объясните вслух свой выбор».
Ход игры: Каждому игроку раздается по 5 карточек, остальные складываются в колоду. Первый игрок вытягивает из колоды любую карточку и кладет ее рисунком вверх. Затем он сравнивает свои карточки с той, которая лежит на колоде. Если ему удается найти сходство, он кладет свою карточку на стол и вслух поясняет, чем похожи рисунки. Тогда этот игрок имеет право сделать следующий ход. Но теперь рисунки на оставшихся 4 карточках он сравнивает с рисунком на той, которая лежит на столе. Если нужную карточку среди своих найти не удается, игрок берет дополнительную из колоды, а право хода переходит к следующему игроку. Выигрывает тот участник, который сможет первым выложить на стол все свои карточки.
«Времена года»
Цель: развитие умения классифицировать предметы.
Оборудование: картинки с временами года, большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года, клей.
Инструкция: «К большой картинке со временем года подбери маленькие картинки, которые ему соответствуют».
Ход игры: Ребенку выдается определенное время года и серия набор маленьких картинок, которые он выбирает соответственно этому времени года, не подходящие картинки откладывает в сторону и объясняет, почему они не подходят.
«Угадай по описанию»
Цель: развития анализа, обобщения.
Оборудование: Серия предметных картинок.
Инструкция: «Угадай по описанию, о каком предмете говорит ведущий, если тебе сложно, попробуй угадать его, глядя на картинки.
Ход игры: Ведущий начинает с простого описания предмета, если ребенок затрудняется – дается более точное описание и показываются разные картинки.
«История по фотографии»
Цель: развития умения делать ассоциации, логические объяснения.
Оборудование: фотографии.
Инструкция: «Посмотри внимательно на фотографию и попробуй сочинить по ней историю или даже фантастический рассказ».
Ход игры: В конце игры выбирается самый лучший рассказчик, чья история получилась наиболее оригинальной.