Внеклассное занятие по психологии на тему: Создай себе хорошее настроение
Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж
имени П.К. Менькова»
Методическая разработка внеклассного занятия для обучающихся ГБОУПО г. Севастополя «СИПК им. П.К. Менькова»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
Внеклассное занятие по психологии
Тема: Создай себе хорошее настроение
Группа: НК 13-1
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Подготовила:
преподаватель психологии
ГРИШИНА Светлана Валерьевна
Севастополь - 2016 год
Тема: Создай себе хорошее настроение
Дата: 18.02.2016 года
Время: 1 час 20 мин.
Группа: обучающиеся группы НК - 13-1, специальность "Преподавание в начальных классах"
Место проведения: ГБОУ ПО города Севастополя "СИПК им. П.К. Менькова"
Вид занятия: Внеклассное занятие по психологии с элементами тренинга
Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование обучающимися адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе.
- Актуализировать знания о причинах изменения настроения и о способах управления своим настроением.
- Закрепить навыки самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии.
- Формировать умения работать в группе.
- Развивать умения рефликсировать, анализировать собственное настроение.
- Развивать умения саморегуляции собственного настроения.
- Воспитывать интерес к самопознанию, саморазвитию, к предложенной теме.
Методическая цель – использование приемов определенных воспитательных и образовательных технологий при проведении внеклассного занятия с элементами тренинга.
Предварительная работа: Обучающимися этой группы предлагается выполнить следующие задания: методика "Цветограмма", упражнение "Ассоциации" и провести самостоятельно обработку результатов своих исследований.
Форма проведения: фронтальная, групповая, дифференцированная
Методы и приемы: дискуссия; мозговой штурм; элементы тренинга; методы контроля и самоконтроля, методы стимулирования; упражнения; прием групповой технологии; игровые технологии; технология коллективного творческого воспитания (художественная, познавательная);
Обеспечение занятия:
- Наглядные пособия: презентация по теме: " Создай себе хорошее настроение"
- Раздаточный материал: бумага Ф А-3, А - 4, листы бумаги в виде сердечек для пожеланий, цветные карандаши. фломастеры, клей, цветная бумага и др.
- Технические средства обучения: компьютер и мультимедийный проектор.
Учебные места: кабинет № 202
Список используемых источников:
1. Александрова Е.А. Как победить стресс. Профилактика и методы лечения. - М., 2008.
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2010.
3. Микляева А.В. "Я-подросток". Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2010.
4. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2009.
5. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 2010. С.65-69, 92-121.
6. Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2006.
7. Я познаю мир: Психология. – М, 2005. – С. 195-226.
Структура занятия
1. Организационно-мотивационная часть (в общем круге)
1.1 Организационный момент:
1.1.1 Приветствие
1.1.2 Ритуал - представление
1.1.3 Разминка
1.2 Сообщение темы и цели занятия
1.3 Диагностика домашнего задания
1.3.1 Методика "Цветограмма"
1.3.2 Упражнение "Ассоциация"
2. Основная часть
2.1 Обсуждение проблемы: "Отрицательное настроение или плохое настроение"
2.1.1 Игра " Бумажная гармонь" (работа в подгруппах)
2.2 Обсуждение проблемы: "Положительное или хорошее настроение"
2.2.2 Творческое задание "Название и девиз команды" (работа в подгруппах)
2.2.3 Творческое задание "Эскиз хорошего настроения" (работа в подгруппах)
2.3 Обсуждение проблемы: "Нейтральное или безэмоциональное настроение". "Почему настроение меняется?"
2.3.1.Упражнение "Пожелание друг другу"
2.4 Обсуждение проблемы: Как поднять настроение?
2.4.1 Упражнение "Рассмешить партнера"
2.4.2 Музыкальный этюд (выступление обучающегося)
2.4.3 Физкультминутка (участники команд).
2.4.4 Упражнение "Цвета чувств"
2.4.5 Упражнение: "Давайте улыбнемся"
3. Заключительная часть
3.1 Подведение итогов.
3.1.1 Упражнение "Принимаю пожелание"
3.2 Оценка общего эмоционального состояния группы.
Ход занятия
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации, музыка начала и окончания мероприятия.
Оформление доски, соответственно тематике занятия.
Презентация. Тема: "Создай себе хорошее настроение" (Слайд 1)
1. Организационно-мотивационная часть (в общем круге) - звучит веселая музыка.
Обучающиеся усаживаются на стулья, расположенные по кругу вокруг стола.
Организационный момент
1.1.1 Приветствие участников внеклассного занятия.
- Уважаемые обучающиеся! Я рада Вас приветствовать на нашем занятии. На этот раз предлагаю Вам принять участие во внеклассном мероприятии "Создай себе хорошее настроение". И коль речь пойдет сегодня о хорошем и веселом настроении, то разрешите узнать: у вас сегодня какое настроение?
1.1.2 Ритуал - представления. Каждый обучающийся называет свое имя и говорит о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение.
- Как приятно слышать, что у большинства обучающихся сегодня прекрасное настроение, а значит они веселы и радостны.
- А тех, кто пока еще немного грустен, мы хотим обнадежить: вам не придется скучать, вы забудете о своих печалях и огорчениях.
1.1.3 Разминка - прочитайте зашифрованный текст.
И хорошее настроение не покинет больше вас
(текст читается наоборот)
1.2 Сообщение темы и целей занятия (Слайд 2).
Наша встреча посвящена тому, чтобы вы лучше узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения, определим причины изменения настроения человека, обсудим и выберем способы, помогающие справится с плохим настроением.
1.3 Проверка домашнего задания.
1.3.1 Методика "Цветограмма"(Приложение 1).
Цель: Выявить настроение обучающихся
Инструкция: В течение недели пронаблюдайте за собой и запишите с помощью цветописи свое настроение в протокол. Проанализируйте с чем связаны колебания настроения и запишите (Слайд 3).
Таким образом, психологическая атмосфера недели выглядит следующим образом. Видно, что у обучающихся до занятий преобладает позитивное настроение, однако после занятий перевес на стороне негативного настроения. Думаем, это связано с напряжённостью, следовательно, напряжённость - ещё один фактор, который влияет на настроение обучающихся. Состояние напряжённости испытывают 16 обучающихся в течение учебного дня. У них по утрам настроение активное, а после занятий они пассивны.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
До занятий После занятий
Также мы проанализировали данные и увидели, что максимальный показатель хорошего настроения отмечен во вторник, а минимальный в понедельник и к концу недели. Это не случайно, так как в начале недели обучающиеся только включаются в учебный процесс, а к концу недели наблюдается спад активности, утомляемость и они, в свою очередь, оказывают негативное влияние на настроение обучающихся. По данным физиологов, медиков - у человека наблюдается естественный эмоциональный спад, отмечается утомляемость. Не случайно в начале и в конце учебной недели не рекомендуется проводить контрольные работы, а если и проводятся, то отмечаются результаты ниже обычных. Следовательно, снижение настроения в начале и к концу недели ведёт и к ухудшению успешности в учёбе.
1.3.2 Упражнение "Ассоциации" (Приложение 2) (Слайд 4)
Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием "плохое и хорошее" настроение, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Инструкция: запишите, что для вас хорошее (плохое) настроение? Одним словом продолжите предложение:
"Хорошее настроение - это" (Улыбки, смех, радость, мама, папа).
"Плохое настроение - это" (болезнь, плохие новости, холод, голод).
Таким образом, проанализировав и обобщив ваши ассоциативные ряды - получилась следующая картина.
"Хорошее настроение" - это хорошее самочувствие, сон, хорошая погода (солнце, тепло), любимое время года (лето, весна), положительные эмоции (улыбки, радость, смех, веселье), окружающие люди (семья, друзья, дружный коллектив), праздник, игры, чтение книг, танцы, музыка, просмотр кинофильмов, сладости, любимые животные и др.
"Плохое настроение" - плохое самочувствие, плохая погода (дождь, холод, сырость), отрицательные эмоции (грусть, обида, стресс, слезы, страх, печаль), отсутствие рядом близких людей, одиночество, ссоры с окружающими людьми, плохие новости, конфликты, скука, события (сессия, экзамены), и др.
2. Основная часть
2.1 Обсуждение проблемы
- Настроение - одна из форм переживания чувств, общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
- Настроение говорит о том, что мы настроены, готовы реагировать на события определенным образом.
- Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов? Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого.
К обсуждению проблемы подключаются обучающиеся с небольшими сообщениями по теме:
"Отрицательное настроение или плохое настроение" (Приложение 3)
- Как объяснить выражение "Что - то я сегодня не в духе".
Выявить причины плохого настроения поможет игра.
Обучающиеся из общего круга путем деления на команды размещаются за столами.
2.1.1 Игра " Бумажная гармонь" (работа в подгруппах) (Слайд 5)
Цель: Выявить причины плохого настроения. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Материал: бумага Ф А - 4
Инструкция: Листы не сминаем, складываем, загибая полосами как можно больше количество раз (как гармошку). Можно сгибать листы двумя руками. Каждый из участников на одной полосе "гармошки" указывает причину появления плохого настроения"
Длительность: 10 мин.
Обсуждение. От каждой команды представитель отгибает полосу "гармошки" и называет причины "плохого" настроения.
2.2 Обсуждение проблемы
К обсуждению проблемы подключаются обучающиеся с небольшими сообщениями по теме:
"Положительное или хорошее настроение" (Приложение 4)
- Как объяснить выражение "Не пойму, почему - то петь хочется"
- Давайте попробуем хорошее настроение изобразить в названии ваших команд.
2.2.1 Творческое задание "Название и девиз команды" (работа в подгруппах) (Слайд 6 -8).
Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы.
Материалы: Листы ФА-4, карандаши.
Инструкция: Придумайте название и девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение.
Выступление первой команды:
Команда "Позитив". Девиз: Настроение - отличное, радость - безграничная!
Выступление второй команды:
Команда "Улыбушки". Девиз: У нас улыбка до ушей, хоть завязочки пришей!
2.2.2 Творческое задание "Эскиз хорошего настроения" (работа в подгруппах) (Слайд 9)
Цель: Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива.
Необходимые материалы: Листы А3(по 1 листу на команду), цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание - нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30-40 секунд. Затем он передает лист другому.
Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе.
Презентация эскиза.
2.3 Обсуждение проблемы
Поскольку настроение всегда бывает разным, то пусть же чередуется - хорошее с прекрасным!
К обсуждению проблемы подключаются обучающиеся с небольшими сообщениями по теме:
"Нейтральное или безэмоциональное настроение" (Приложение 5)
"Почему настроение меняется?" (Приложение 6)
2.3.1 Упражнение "Пожелание друг другу" (Слайд 10)
Цель: Создание позитивного эмоционального фона.
Материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки - по количеству участников. Декоративный ларец.
Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: "От всей души желаю тебе"
·Преподаватель собирает в декоративный ларец сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из ларца пожелание.
Таким образом, если я - человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: "Самая высшая власть - власть над собой".
Обсудив мы определили немало способов помогающих улучшить настроение.
- Давайте возьмем себе на заметку следующие несложные способы поднятия настроения.
2.4 Обсуждение проблемы
Как поднять настроение?
- Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех - это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха.
2.4.1 Упражнение "Рассмешить партнера" (Слайд 11)
Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, создание позитивного эмоционального фона.
Инструкция: Приглашаются от каждой команды по одному участнику. Один из них должен во что бы то не стало, любыми средствами рассмешить партнера. Если ему удастся это сделать, то его партнер становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими словами, то приходится выбирать нового партнера.
Рефлексия. Вы очень старались рассмешить друг друга. Предлагаю в группах определить самого способного рассмешить и самого смешливого игрока (вручаются медали "Самый смешной", "Умею смешить").
2.4.2 Музыкальный этюд (выступление обучающегося) (Слайд 12)
- Сильное влияние на настроение оказывает музыка. Об этом знали еще в древности. Музыку использовали ив лечебных целях, и на войне. Один генерал, желая выслужиться перед А.В. Суворовым, высказал мнение, что следует уменьшить число музыкантов и пополнить ими ряды солдат. "Нет, - ответил маршал. - Музыка нужна и полезна. Она веселит сердце воина, равняет его на шаг, под нее мы танцуем в самом сражении. Старик с бодростью бросается на смерть, молодой, утерев маменькино молоко, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию! С музыкой я взял Измаил"
Таким образом, сильное влияние на настроение оказывает музыка - используйте ее воздействие, когда позволяют обстоятельства.
2.4.3 Физкультминутка (проводят представители от каждой команды) (Слайд 13)
- Отвлечься и справится с плохим настроением всегда помогает спорт. Точнее даже любое физическое занятие, которое доставляет вам удовольствие. Это происходит потому, что когда мы занимаемся, в нашем организме вырабатываются эндорфины, гормоны радости.
- Побалуйте себя вкусненьким. Например, шоколадка поднимает уровень счастья, и это доказано! Мороженое - отличное лекарство против плохого настроения, оно успокаивает нервную систему, поднимает настроение, помогает справится с бессонницей. А бананы, они содержат серотонин, а серотонин, как известно, самым благотворным образом влияет на нашу нервную систему (Слайд 14).
2.4.4 Упражнение "Цвета чувств" (Слайд 15).
Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии.
Инструкция: Выбираем водящего, закрываем ему глаза. Остальные участники загадывают цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, должны изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий.
Рефлексия. Назовите тех участников, которые своим поведением помогали вам отгадывать цвет (вручаются медали "Знатоки цвета чувств").
- Настроение, как и чувственный тон, зависит от цвета. Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой и влияет на поведение. Ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет воздействует на настроение и мысли человека.
Кто не слышал таких выражений: "смотреть сквозь розовые очки" или "он все видит в черном свете"? Это вовсе не означает, что те люди, которые относятся к жизни, и в самом деле носят розовые очки, а у мрачных особ глаза устроены как - то необычно. Эти выражения говорят скорее о том, что цвет и настроение взаимосвязаны.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники угадывали цвет.
2.4.5 Упражнение: Давайте улыбнемся себе, теперь повернемся к соседу, улыбнемся ему и постараемся сохранить улыбку как можно дольше (Слайд 16).
- И, наконец, универсальный способ для создания хорошего настроения - улыбка. Просто улыбнитесь себе и окружающим. Смотрите с улыбкой на этот мир! А он обязательно улыбнется вам в ответ. Давно известно, что внешнее выражение эмоций, мимика человека оказывает влияние на его внутреннее состояние. Поэтому – чаще улыбайтесь! Дарите улыбку всем. Вы сами не заметите, как настроение улучшится. А, кроме того. Улыбка имеет свойство «заражать» окружающих. И если вокруг улыбающиеся лица, то найти повод для огорчения и плохого настроения будет непросто.
3. Заключительная часть
Преподаватель приглашает участников в общий круг.
3.1 Подведение итогов.
Сегодня мы еще раз убедились, что настроение влияет на жизнь человека, его успешность. Психологи считают, что хорошее настроение - это привычка, которую необходимо вырабатывать ежедневно.
Алгоритм действий здесь прост: каждый день уделяйте немного времени тому, чтобы улучшить настроение, выбросить из головы пессимистические прогнозы на ближайшее будущее и увидеть мир в радужном цвете.
Нужно стараться идти по жизни с хорошим настроением, а если уж плохое настроение настигло вас стараться от него избавиться.
В общем круге вытягиваются листочки с пожеланиями.
3.1.1 Упражнение "Принимаю пожелание" - звучит веселая музыка (Слайд 17).
Цель: Создание позитивного эмоционального фона.
Необходимые материалы: декоративный ларец с пожеланиями (сердечками).
Рефлексия. Каждый из Вас получил пожелание. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас!
3.2 Оценка общего эмоционального состояния группы (Слайд 18).
Приложение 1
Методика "Цветограмма"
Цель: Выявить настроение обучающихся
Задание: 1. Наблюдайте за собой в течение недели и записывайте с помощью цветописи настроение в протокол наблюдения.
2.Проанализируйте, с чем связаны колебания настроения.
Инструкция: Вам предлагается в течение нескольких дней разукрасить прямоугольники в те цвета, которые соответствуют настроению в определенное время суток.
Протокол наблюдения
Ф.И.О. _____________________________________________________________
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Утро
День
Вечер
Красный - отличное
Желтый - хорошее
Зеленый - нормальное
Коричневый - неважное
Черный - плохое
Приложение 2
Упражнение "Ассоциации"
Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников.
Инструкция: Что для вас хорошее настроение? Одним словом продолжите предложение:
"Хорошее настроение - это" (Улыбки, смех, радость, мама, папа).
"Плохое настроение – это" (болезнь, плохие новости, холод, голод).
Приложение 3
Отрицательное настроение или плохое настроение
Отрицательное настроение - это такое психическое состояние человека, когда он большинство происходящих вокруг событий воспринимает через призму негативизма. Отсюда и ссоры с близкими, и неправильно принятые решения, и плохое физическое и психологическое состояние. Поэтому когда человек находится в раздраженном или угнетенном состоянии рекомендуется воздерживаться от принятия важных решений. Весел он или угрюм в жизненной ситуации человек поступит согласно своего настроения. Длительное пребывание с отрицательными эмоциями может загнать любого человека в депрессию.
Приложение 4
Положительное или хорошее настроение
Положительное настроение - естественное состояние человека. Когда он счастлив, когда в его жизни все складывается хорошо и в ближайшее время у него в жизни не предвидится плохих ситуаций. Очень важно поддерживать у себя хорошее настроение, хотя бы потому, что оно способствует физическому и психическому здоровью человека. Как это сделать? Да очень просто. Во – первых, нужно уметь отвлекаться от своих проблем, хотя бы на короткое время 9если человек будет сосредотачиваться на своих мыслях, на своих проблемах, то ему никак не удастся поддерживать в себе хорошее настроение). Во – вторых нужно мыслить позитивно, не нужно лишний раз напоминать себе о том, что уже случилось плохого или еще может произойти. Находясь в положительном настроении, человек излучает счастье и открытость к общению, он готов к новым знакомствам, разговорам на любые темы, готов пробовать новое, неизведанное. Если сумеете выработать в себе привычку поддерживать хорошее настроение, то в дальнейшем вам не придется постоянно думать об этом. Как известно привычка вырабатывается в течение 21-го дня. Значит, примерно месяц поддерживайте себя в положительном настрое, что даст вам в будущем хороший результат!
Приложение 5
Нейтральное или безэмоциональное настроение
Безэмоциональное настроение наверняка вы больше негде не найдете такого термина. Что же он обозначает? Существует такой тип людей, как интроверты, которые свою большую часть эмоционального мира держат внутри себя, и редко проявляют свои эмоции. Таким людям иногда свойственно, иногда иметь безэмоциональное настроение. Это вовсе не означает, что они ничего не чувствуют или им ничего не нравится, просто эмоции, которые проявляются у них дальше их воображения никуда не уходят, то есть не проявляются наружу. Не стоит винить их в этом, возможно, так случилось в результате каких - то событий, которые сильно повлияли на их психику. После чего они стали замыкаться в себе. Чтобы такой человек вам открылся, необходимо войти в круг его доверия. Если это случится, то при совместном времяпровождении у вас обоих не возникнет никаких не комфортных ощущений. Ваше общее настроение будет хорошим и позитивным.
Приложение 6
Почему настроение меняется?
Человек – существо реактивное, а значит и его внутренний мир - тоже. Мы способны менять свое настроение, точнее оно само будет меняться под воздействием многих факторов, таких как:
- слова - то, о чем говорят человеку или он сам и самое главное как (эмоциональное окрашивание);
- действия - то, чем занимается человек, что делает и на что он тратит свою энергию;
- события – ситуации, которые возникают зависимо или независимо от этого человека;
- внутренние переживания - это то, что думает человек о том, что происходит вокруг (слова, действия, события).
Чем больше положительных моментов в нашей жизни, тем настроение поднимается выше, чем меньше – тем ниже. Простая линейная зависимость. Поэтому если вы хотите, чтобы ваше настроение всегда было хорошим, то воздействуйте на один из выше перечисленных факторов. Не все они взаимосвязаны, но всегда дополняют друг друга. Например, слова и действия, действия и внутренние переживания, события и слова. Для более полного чувства счастья нужны минимум 2 составляющие, поскольку одними словами или внутренними переживаниями вы вряд ли сможете поднять свое настроение. Возможно, вы заметили, что для каждого из 4 факторов, влияющих на настроение необходимо общение! Намного большее удовольствие приносят беседы, любимые занятия или некоторые события если рядом находятся для вас важные люди: друзья, родственники, любимые. Тем более, что общаясь с ними вы поднимаете настроение не только себе, но им так же. Уделяйте общению больше времени, ведь время - это самое ценное, что вы можете подарить друг другу.
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
ЭМБЛЕМА 1Рисунок 2Описание: ЭМБЛЕМА 115