Урок по окружающему миру на тему Хорошее настроение
Класс: 2 класс.
Предмет: Окружающий мир (обществознание).
Учебник, авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.
Тема урока: Хорошее настроение.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Ознакомление учащихся с эмоциональной сферой: мимика, эмоции, настроение, жесты.
Планируемые достижения:
Предметные
-Понимают эмоциональное состояние других людей, учитывают его в процессе общения.
-Раскрывают значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.
- Иметь представление о настроении человека.
-Уметь анализировать и рассказывать, как меняется настроение сказочных героев, определять причину веселого (грустного) настроения.
Личностные:
-Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой.
- Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета.
-Передавать в связном повествовании полученную информацию.
-Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Познавательные:
-Умение извлекать необходимую информацию.
-Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- Вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
-Аргументировать свои высказывания, сотрудничать в поиске информации.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
-Планировать действия в учебной деятельности, осуществлять контроль.
-Оценивают правильность выполнения заданий.
-Извлекают информацию, используют знаково – символические средства (рисунки), для решения учебных задач.
-Работать с информацией учебника, устанавливать причинно-следственные связи, ставить учебную проблему.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с понятием «настроение», расширить представление о том, что влияет на настроение человека.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение сочувствовать другим.
- Воспитывать уважительное отношение к другим обучающимся при работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу детей; монологическую и диалогическую речь, умение анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.
- Расширять кругозор, учиться объяснять и доказывать свою точку зрения.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, песенка Енота «Улыбка», «Песенки Мамонтёнка».
Этапы урока, содержание (задания) Время Деятельность учителя (описание, прямая речь) Деятельность учащихся (описание, предполагаемые ответы) Формы, методы и приемы обучения Формируемые УУД
Организационный момент. 1 мин Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. Ученики проверяют наличие необходимых учебных материалов, настраиваются на работу.
Приветствуют учителя и улыбаются друг другу. Словесный метод: беседа, фронтальная форма обучения. ЛУУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Самостоятельная работа 10 мин -Сейчас я вам буду диктовать вопросы и варианты ответов, а вы подчеркнете только тот, который вы считаете правильным.
1. Как называется культурное поведение, основанное на правилах?
Этикет;
требование родителей;
благоразумие;
необходимость;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
2. Каким должен быть культурный человек?
Вежливым;
опрятным;
благородным;
учтивым;
все перечисленное; ничего из перечисленного.
3. Как нужно обращаться к взрослому чело веку?
На «вы»;
на «ты»;
на «вы» или по имени и отчеству;
на «ты» по имени;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
4. Какие слова относятся к «волшебным»?
Спасибо;
пожалуйста;
извините;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
5. Какие слова относятся к «словам-паразитам»
Ну;
типа;
короче;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
6. Если вы дали обещание,
то нужно: забыть о нем;
выполнить его;
предупредить, если не сможете выполнить;
передать кому-то другому;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
7. Если вы причинили кому-то неудобство, нужно:
извиниться;
не извиняться;
сказать: «Сам виноват!»;
сказать: «Куда ты лезешь!».
8. Что значит опрятная одежда?
Чистая;
аккуратная;
глаженая;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
9. Что нужно делать на улице?
Ковырять в носу;
прилюдно чесаться;
громко смеяться;
все перечисленное;
ничего из перечисленного.
10. Где важно соблюдать правила этикета?
Дома;
в школе;
на улице;
везде. Отвечают на вопросы теста. Словесный метод: объяснение, Индивидуальная форма работы. ПУУД:
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
РУУД: Оценивают правильность выполнения заданий.
Целеполагание 2 мин Постановка задач урока. Сообщение о материале, который будет изучаться.
– Ребята, послушайте стихотворение Светланы Зернес.
«Настроение»
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо...
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
-Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?
-Правильно, о настроении.
- А что же мы можем узнать о настроении? Какие задачи нашего урока?
- Давайте подумаем, что же такое настроение?
- Настроение – это настрой человека на определенные эмоции: положительные или отрицательные. Наверное, вы слышали такую фразу: «Да у тебя же всё на лице написано!». Действительно, душевное состояние можно выразить мимикой, интонацией, жестами и даже походкой. Слушают стихотворение.
- Настроении.
- 1.Что такое настроение?
2 Каким бывает настроение.
3.Что влияет на настроение человека.
4.Как улучшить настроение.
Делают предположения. Словесный метод: беседа, фронтальная форма. РУУД: Планировать действия в учебной деятельности, осуществлять контроль.
КУУД: Вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации. 7 мин - А у человека всегда хорошее настроение?
- Что влияет на настроение человека?
- Вы говорите только про хорошее настроение. А что влияет на плохое настроение?
-Послушайте песенку Енота «Улыбка»
-Какое настроение у вас после прослушивания этой песни?
-А теперь послушайте другую песню.
(Звучит отрывок из «Песенки Мамонтёнка».)
-Какое у вас сейчас настроение?
-Как вы считаете, может не надо слушать грустную музыку?
-Воспринимая окружающее, человек проявляет определенные отношения. Он может радоваться, восхищаться, огорчаться, грустить, страдать, испытывать чувство любви, гнева, страха. Душевные переживания, которые человек испытывает по отношению к окружающему и к самому себе, называют эмоциями. -Нет, настроение у человека бывает разным.
- Хорошая новость, подарок, оценка, радостное событие.
- Плохая оценка, упал и сильно ударился, поссорился с другом и т.д.
-Хорошее, радостное.
-Грустное.
-Нужно, потому что не бывает плохих эмоций, иногда нужно погрустить.
Словесный метод: беседа, фронтальная форма. ЛУУД: Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой.
КУУД: Вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Физминутка 1 мин Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч. Выполняют упражнения. Словесный метод: объснение, фронтальная форма, наглядный метод: показ упражнений. ЛУУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение нового материала 9 мин -А какие эмоции вы знаете?
-Откройте учебник на странице 68.
-Давайте рассмотрим рисунки, которые даны в упражнении 1, и попробуем назвать эмоции, которые испытывают ребята.
-На доске я приготовила для вас список эмоций, который может вам помочь при обозначении картинок.
Удивление, удовлетворение, страдание, огорчение, недовольство, радость, раздражение, грусть, смущение, возмущение, заинтересованность, нетерпение, растерянность.
-Посмотрим на картинку где изображен мальчик, подумаем какую эмоцию он передает?
-А как вы думаете, чему мальчик мог удивиться?
-Посмотрите на вторую картинку, как вы думаете какую эмоцию, испытывает девочка?
-Как вы думаете, почему?
-Рассмотрим третью картинку. Как вы думаете, какую эмоцию испытывает эта девочка? Почему?
-Рассмотрим 4 картинку. Как вы думаете, какую эмоцию испытывает эта девочка? Почему? Попробуйте предположить.
-Рассмотрим 5 картинку. Как вы думаете, какую эмоцию испытывает эта девочка? Почему? Попробуйте предположить.
-С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
-А вот когда вы грустные или весёлые это влияет на ваши отметки?
-А как к вам относятся одноклассники, когда вы грустные? А когда веселые?
-Как вы поступаете если у вас испортилось настроение?
- Ребята, а все ли мультфильмы или фильмы поднимают настроение?
- А можно ли такие фильмы смотреть на ночь?
-А если у вас испортилось настроение вы обижаете кого-нибудь? -Удивление, смущение, гнев и т.д.
Открывают учебник.
-Это удивление.
-Узнал что-то новое, что еще никогда не знал. Увидел необыкновенное животное.
-Удовлетворение, девочка довольна.
-Ей нравится картинка, которую она рисует.
-Боль, страдание.
-У девочки болит зуб.
-Она кричит, может она зовет кого-то или ей что-то не нравится, и она не довольна.
-Она плачет, она огорчена. Может ей не досталась конфета или ее кто-то обидел.
Делают предположения.
-Да.
-Когда я грустный одноклассники стараются меня развеселить, а когда веселый играют со мной, интересуются как у меня дела.
-Нужно послушать веселую музыку,
- поговорить с папой,
- полить цветы,
- поиграть с друзьями, с собакой или кошкой,
- посмотреть мультфильм
- Нет. Есть такие фильмы, от которых становится страшно или грустно.
- Нельзя, а то будет страшно засыпать
-Нет, потому что так поступать нельзя. Словесный метод: беседа, наглядный метод: учебник, фронтальная форма обучения. РУУД: -Извлекают информацию, используют знаково – символические средства (рисунки), для решения учебных задач.
-Работать с информацией учебника, устанавливать причинно-следственные связи, ставить учебную проблему.
-Оценивают правильность выполнения заданий.
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. 5 мин - Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Вы помните правила работы?
-Давайте попробуем передать выражение лица соседу.
Передайте добрую улыбку, смешинку, страшилку, злобу, сердилку и напоследок добрую улыбку.
- Какое выражение лица вам больше понравилось? Почему?
Улыбка – это хорошее настроение. С помощью улыбки мы дарим друг другу здоровье и радость.
Вызываю одного учащегося для показа эмоций в различных ситуациях.
-Сейчас я буду говорить тебе различные ситуации, а ты должен постараться показать их только мимикой лица, жестами, эмоциями, а все остальные внимательно смотрите, может вы будете не согласны с какой-то эмоцией и сможете показать ее лучше.
-Папа запрещает смотреть телевизор, если ты не выучил уроки.
-Твоя сестрёнка упала и плачет.
-Ты удивляешься, что у жирафа такая длинная шея.
-Бабушка связала тебе тёплые, мягкие носки.
-Ты испугался собаки. - Громко не разговаривать, чтобы не мешать другим.
- Говорить так, чтобы слышал только сосед.
- Договориться об очередности.
- Поблагодарить в конце товарища за совместную работу.
Взаимодействуют в групповой работе, показывают друг другу эмоции.
-Нам больше понравилось улыбаться потому что это весело.
Показывает эмоции, учащиеся оценивают, соглашаются или нет, с показом. Словесный метод: беседа, групповая форма работы. ПУУД: Планировать действия в учебной деятельности, осуществлять контроль.
КУУД: Вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Систематизация и обобщение. 5 мин -Откройте рабочую тетрадь на странице 20, посмотрите на упражнение 7.
-Давайте попробуем назвать эмоции, которые изображает мальчик.
-Что показывает мальчик на первой картинке?
-На второй?
-На третьей?
-На четвертой?
-На пятой?
-На шестой?
-На седьмой?
-Подумайте, на всех ли картинках мальчик выглядит красиво?
-Отметьте, где вы самые красивые, на какой картинке и подчеркните.
-Подумайте, какие эмоции надо стараться сдерживать, а какие проявлять чаще?
-Конечно, полезно выражать чаще положительные эмоции. Отрицательные эмоции надо стараться сдерживать, чтобы не расстраивать себя и не обижать других. Что бы у вас не случилось, радость или горе, поделись своими переживаниями с родными и друзьями. Надо быть внимательным к душевному состоянию окружающих, сопереживать им, поддерживать в трудные минуты.
-Открывают рабочую тетрадь.
-Недовольство.
-Радость.
-Раздражение.
-Грусть.
-Удивление.
-Смущение.
-Возмущение.
-Нет.
-Нужно чаще радоваться, улыбаться друг другу, нужно сдерживать злобу, гнев. Словесный метод: беседа, наглядный метод: рабочая тетрадь, фронтальная форма работы. РУУД: Извлекают информацию, используют знаково – символические средства (рисунки), для решения учебных задач.
Оценивают правильность выполнения заданий.
Итог урока с элементами рефлексии. 5 мин -А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Секрет хорошего настроения».
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Надо весело скучать!
Так давайте…
Так давайте…
Улыбаться и визжать!
Можно рядышком присесть,
Поболтать и песню спеть.
Глазками подмигивать,
Приседать, подпрыгивать.
И конечно…
И конечно…
Веселиться и мечтать!
И конечно…
И конечно…
Карандашики достать,
Белый листик, кисти, краски…
Фантазируйте и красьте!
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
Засияют ваши глазки,
И запляшет язычок.
Вот такой секретик счастья.
Не забудь его, дружок!
– Наше занятие подходит к концу, и я хочу узнать, о чем мы с вами говорили?
– Да, конечно о настроении, о том какое оно бывает и как его можно улучшить.
- Сегодня утром вы пришли в школу с разными настроениями. У некоторых учеников было хорошее настроение, а у некоторых – нет. Кто- то был взволнован. Большинство учеников не были ни в хорошем, ни в плохом настроении.
Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке и поэтому у меня хорошее нестроение.
-Давайте улыбнемся друг другу еще раз чтобы сохранить хорошее настроение до конца дня. Слушают учителя.
-О настроении.
Улыбаются друг другу. Словесный метод: беседа, разъяснение, фронтальная форма обучения. ЛУУД: Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета.
КУУД: Вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.