Проект «Проблемы ухудшения здоровья детей и подростков. Создание информационного лэпбука для младших школьников»


«Проблемы ухудшения здоровья детей и подростков. Создание информационного лэпбука для младших школьников» Приготовила: ученица 8 А класса Ташлыкова Виктория Руководитель : учитель изобразительного искусства Андреева Лариса Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наушкинская средняя общеобразовательная школа 2017г Здоровье – не всё,но всё без здоровья – ничто.Сократ Она регламентирована и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходиться на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. И около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка -… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Цель: определить причины ухудшения здоровья детей и подростков и приобщение младших школьников к здоровому образу жизни через информационный лэпбук на тему «Здоровье».Задачи:Изучить научно – методическую базу по здоровьесберегающему обучению.Проанализировать статистику заболеваний учащихся МБОУ Наушкинская СОШ.Раскрыть основные характеристики здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.Отобрать наиболее эффективные формы, средства здоровьесберегающего обучения для младших школьников.Разработать информационный лэпбук на тему «Здоровье» для младших школьников. тема: Тема проекта: «Проблемы ухудшения здоровья детей и подростков. Создание информационного лэпбука для младших школьников» Гипотеза: если заниматься здоровьесбережением детей и подростков в урочное и внеурочное время то:повысится качество знаний по предметам;уменьшиться количество пропусков учебных занятий;повыситься мотивация учения;повысится участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях;Условия реализации: Организация работы по формированию правильного отношения учащихся начальной школы к урокам физической культуры, к занятиям спортом, с помощью информационного лэпбука «Здоровье». Показатели современного школьника: стали меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Проблемы здоровья детей и подростков: статистика. № 1. Всего учащихся 384 2. Группы здоровья 3. I II III (хронические больные) 4. Физическое развитие Ниже среднего 65% среднее 35 % Выше среднего 0 % 5. Болезни нервной системы 22 6. Болезни глаза 45 7. Болезни органов пищеварения 15 8. Болезни костно-мышечной системы 5 9. Болезни органа слуха 2 10. Сердечно- сосудистые заболевания 3 11. Болезни органа дыхания (тонзиллит) 63 12. Заболевание крови 3 13. Врожденные аномалии 3 Комплексная оценка состояния здоровья учащихся МБОУ Наушкинская СОШ класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Кол-во учащихся 384 41 40 44 47 29 31 40 40 35 14 23 1.Что такое, по вашему мнению, здоровье? здоровье-это главное в жизни. 13 8 20 17 5 6 22 20 17 5 6 здоровье-это занятие физкультурой и спортом. 11 16 17 15 18 14 15 10 6 5 5 здоровье-это физическое и духовное благополучие. 6 3 1 5 1 4 1 5 3 1 2 здоровье-это хорошее настроение. 5 2 1 6 3 4 1 2 2 1 4 здоровье-это полноценное питание. 4 1 5 4 2 5 1 3 7 2 6 Что нужно делать, чтобы быть здоровым?  не пить и не курить. 9 14 13 15 6 6 12 13 17 4 7 заниматься физкультурой и спортом. 11 16 17 15 18 14 15 10 6 5 5 как заболел - идти к врачу. 15 9 9 13 4 6 12 14 5 3 5 чувствовать свое здоровье. правильно питаться. 4 1 5 4 2 5 1 3 7 2 6 Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время? смотрю телевизор и сижу за компьютером. 13 9 11 10 9 12 10 16 21 7 17 гуляю, играю на улице. 10 12 16 10 6 6 9 10 5 читаю книги. 13 9 6 5 2 4 6 4 3 2 1 занимаюсь в спортивных секциях. 6 10 11 15 12 9 15 10 6 5 5 Оцени свое здоровье плохое. 6 4 3 6 3 2 3 2 1 0 3 среднее. 17 6 9 14 6 5 11 3 12 8 6 хорошее. 24 30 32 27 20 24 26 35 22 6 14 Причины ухудшения здоровья. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различаются: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походке, реже — о развитии быстроты, выносливости, силы. А мальчики, наоборот, хотят стать быстрыми, выносливыми. Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, т.е. с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности. С V класса интересы начинают все больше изменяться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнастике и акробатике и в то же время не любят общеразвивающие упражнения. Часть мальчиков не любят гимнастику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех школьников этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм. Особенно он проявляется в период соревнований. Это можно объяснить, как нарастание процесса возбуждения и увеличения скорости его протекания, что, другими словами, обусловлено наступлением полового созревания. Начиная с VIII класса, заметен резкий спад интереса к трудным упражнениям и упражнениям, связанным с борьбой за место победителя. Это можно объяснить несколькими причинами.Во-первых, у старшеклассников растет самосознание о своем престиже и чуткой реакцией на неудачи, которые могут быть во время соревнований.Во-вторых, к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности. Снижается и число школьников, желающих заниматься физической культурой в свободное время. Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. В достаточной мере этому помогает и компьютер. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка, - это 2-3 часа неподвижности у монитора. Последствия: усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия, избыточный вес и т.д. Здоровый образ жизни Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% от наследственных факторов, на 20% от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим (культура движений);закаливание организма;рациональное питание;личная гигиена;отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);положительные эмоции. Создание информационного лэпбука «Здоровье» для младших школьников.Лэпбук – сравнительно новое средство создания условий для развития детей. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.) с целью организации и фиксации изучаемого материала. Лэпбук «Здоровье»- это доступность: учет возрастных особенностей детей младшего школьноговозраста;систематичность и последовательность: постепенная подачаматериала от простого к сложному; частое повторение усвоенныхправил и норм;наглядность: для более эффективного усвоения материала;интеграция: объединение разных видов детской деятельности для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком. Цели и задачи: помочь детям в формировании привычек здорового образажизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;расширять знания детей о здоровой и полезной пищи,о правильном питании, его значимости;формировать положительные качества личностиребенка, нравственного и культурного поведения –мотивов укрепления здоровья. Первый разворот включает в себя: - знакомьтесь - твое тело- правильная чистка зубов- подбери по цвету-мнемостих Второй разворот включает в себя: - точечный массаж для детей-закаливание - путь к здоровью- гимнастика для глаз- гимнастика для пальцев- физкультминутки- картинки « Полезные продукты»- дидактическая игра « Сварим суп, компот» Третий разворот: - режим дня школьника- дидактическую игру-лото « Что можно, а чего нельзя» Четвертый разворот: - карточки о летних видах спорта;- карточки о зимних видах спорта;- картинки « Полезные продукты»- витамины- растения, которые лечат Пятый разворот: - пословицы о здоровье- подбери к загадкам отгадки - ребусы Заключение Вывод: что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.