Разработка для 5 кл. Мы против терроризма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАДАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Конкурс методических разработок
«Лучший сценарий по антитеррористической безопасности»
Номинация: «Мероприятие в системе школьного образования»
Тема работы: «Мы против терроризма!»
Работу выполнила:
Епифанова Надежда Ивановна,
-15494085090директор, учитель ОБЖ
с.Мадаево, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Терроризму надо противопоставить ценности гуманизма и знание.
Необходимо развернуть широкий интеллектуальный фронт борьбы с терроризмом. Искусственно разжигаемому террористами конфликту религий и наций надо противопоставить ценности гуманизма и знание.
В.В. Путин
Мы живем в динамичном, постоянно меняющемся обществе, которое на современном этапе развития все чаще и чаще сталкивается с различными видами угроз, среди которых одна из самых опасных — терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых сложных явлений современности. Окутывая атмосферой страха и ужаса, служа целям запугивания всех слоёв населения, терроризм заставляет нас все чаще задумываться над этой глобальной проблемой современности. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение материальных, духовных и культурных ценностей, которые восстанавливаются десятилетиями. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными слоями населения. Масштабность и жестокость террористических проявлений на современном этапе развития общества постоянно возрастает.
С сожалением приходится признать: мы живем в опасный век – век терроризма. И поэтому каждый человек – взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки, признаки готовящегося теракта, какими способами можно его предотвратить, избежать или свести к минимуму последствия террористических актов, возможные способы защиты от него, правила безопасного поведения.
Цель данной работы «Мы против терроризма!» – формировать негативное отношение к терроризму как опасному социальному явлению.
Задачи:
познакомить с понятиями «терроризм», путями его возникновения;
обучать действиям в условиях возможных террористических актов;
научить избегать или минимизировать опасности данного социального явления;
воспитывать бдительность и наблюдательность;
формировать культуру безопасного поведения при террористических актах;
при необходимости уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Практический опыт показывает, что для учащихся 5 класса тема «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства» сложна для усвоения школьниками данного возраста. Поэтому данное мероприятие будет хорошей подготовкой для лучшего восприятия учебного материала в ходе внеклассного занятия или может быть проведено как первый урок по основам безопасности жизнедеятельности по теме «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».
Для активизации познавательной деятельности учащихся используются различные технологии, формы и методы. Это – системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, компьютерные технологии, индивидуальная, групповая работа, работа в парах. По итогам данного мероприятия школьники узнают что такое «терроризм», как он возник, будут владеть способами безопасного поведения во время возможных террористических актов, приобретут навык групповой работы, будет сформировано негативное отношение к данной социальной угрозе.
Сценарий мероприятия «Мы против терроризма!»
Предварительно класс делится на группы по 2-3-4 человека или ученики работают индивидуально (при малой наполняемости класса).
Оборудование: коллективное – лист ватмана, закрепленный на доске, карточки с заданиями, плакаты по антитеррористической безопасности; индивидуальное – листы бумаги (для учащихся), фломастеры, карандаши.1.Сообщение темы.
- Сегодня мы поговорим о большой проблеме, возникшей с момента зарождения человеческой цивилизации и, которая, к большому сожалению, стала очень актуальной в настоящее время.
Тема нашего мероприятия зашифрована. Разгадайте её.
2. Задание «Кто быстрее?»
- Давайте прочитаем текст, в котором зашифрована тема сегодняшнего урока, а потом вы выполните первое задание. (Карточка с текстом - Приложение 1)
Одной из первых организаций о которой имеется информация в письменных источниках, является иудейская религиозная секта сикариев (от латинского sicarii – кинжальщики), действовавшая в I веке нашей эры в древнеримской провинции Иудея. Cикарии возглавили восстание против римского господства. Наряду с захватчиками-римлянами они уничтожали представителей еврейской знати, сотрудничавших с оккупантами, а также простых иудеев, с целью устрашения населения и чиновников провинции.
В шифре – 3 или две цифры, где первая – это номер предложения, 2 – номер слова в этом предложении, 3 – буква по порядку в данном слове. Ищите букву, обводите её карандашом в тексте и записывайте в соответствующую клетку.
(А.Б.В, где А – номер предложения, Б - слово в предложении, В – буква в слове).Ученики составляют название темы и вписывают буквы в клетки:
1.6.3.
2.3.9. 3.1.3. 2.1.5. 1.5. 2.5.1. 3.3.8. 3.3.1. 2.5.3.
Одной из первых организаций о которой имеется информация в письменных источниках, является иудейская религиозная секта сикариев (от латинского sicarii – кинжальщики), действовавшая в I веке нашей эры в древнеримской провинции Иудея. Cикарии возглавили восстание против римского господства. Наряду с захватчиками-римлянами они уничтожали представителей еврейской знати, сотрудничавших с оккупантами, а также простых иудеев, с целью устрашения населения и чиновников.
Т Е РРО РИ ЗМ
1.6.3.
2.3.9. 3.1.3. 2.1.5. 1.5. 2.5.1. 3.3.8. 3.3.1. 2.5.3.
Т Е Р Р О Р И З М
- Запишите название темы.
(Учитель записывает или закрепляет название темы на плакате).
- А что вы знаете о терроризме и террористах?
(Ответы учащихся).
3. Рассказ учителя
- Первые сведения об использовании террористических методов относятся к периоду раннего средневековья и были связаны с деятельностью различных тайных обществ в Индии и Китае. Такой путь развития прошли практически все тайные террористические общества, начинавшие использовать террор как средство достижения политических целей. После того, как они теряли поддержку широких масс населения, они неизбежно превращались в обычные криминальные группировки.
Термины «терроризм» и «террор» (от латинского terror – страх, ужас) стали широко употребляться со времен французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Изначально понятие «террор» как форма борьбы за завоевание и удержание революционной власти употреблялось в положительном контексте, однако в дальнейшем слово «террорист» превратилось в синоним слова «преступник» и стало носить оскорбительный характер.
В древней Руси террор как метод достижения целей в борьбе за власть был широко распространенным явлением, с помощью него поддерживался режим зависимости русских княжеств от монголо-татарских завоевателей.
Новая волна терроризма в России началась в 1878 году в организации «Народная Воля», в которой центральное место отводилось «революционному террору». В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II.
В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
20 декабря 1917года для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия. Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. Этот орган фактически стал основой системы противодействия контрреволюционному террору, которому был противопоставлен «красный террор».
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Но далее, в связи с ростом кризисных явлений в обществе, число террористических проявлений на территории СССР начало расти.
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.
К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести:
- газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),
-взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек),
-взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),
-атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),
-захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),
-взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),
-захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией.
Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. «Живыми бомбами» становятся не только мужчины, но и девушки, женщны – обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате психологического насилия.
По цинизму, жестокости и масштабам наносимого ущерба вследствие совершаемых терактов современные террористы не имеют себе равных в человеческой истории.
- Сегодня мы познакомимся с тем, что такое современный терроризм и как он влияет на нас с вами и всех людей живущих в современном мире.
4. Задание «Собери определение. Пазлы».
- Второе задание – собери определение из кусочков пазла. Собрав правильно пазл, мы получим определение терроризма.
(Карточка с текстом определения разделена на куски. Ученикам нужно собрать куски пазла, в итоге получается карточка с текстом. Можно выполнить задание на магнитной доске, к пазлам, в данном случае, прикреплены магниты. Приложение2).
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
- Давайте прочитаем определение, закрепим его на нашем плакате. (Учащиеся прикрепляют определение на плакат).
5. Рассказ учителя.
В нашей стране и во всех странах мира существуют системы, которые борются с терроризмом. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Террористы пытаются разрушить государственную власть, расколоть наш многонациональный народ, навязать свою человеконенавистническую идеологию, утвердить власть насилия и беззакония. Прикрываясь высокими и благородными целями, они цинично обрекают на боль и страдания ни в чем не повинных людей.
Стремительно теряя поддержку среди населения, они фактически давно уже превратились в наемников международных террористических структур.
6. Задание «Объяснялки. Виды терроризма»
- Терроризм делится на разные группы, в зависимости от того, какие цели преследует возможный теракт. Я вам дам характеристику, а вы попробуйте определить его вид.
(Названия видов терроризма у учащихся на карточках, в дальнейшем названия прикрепляются к плакату. Приложение 3).
1). (Политический терроризм).
- Во время Великой французской революции террор широко применялся якобинцами для репрессий против своих политических оппонентов. С тех пор понятие “якобинский террор” стал обозначать организованное насилие власти по отношению к политическим противникам.
Один из видов этого терроризма – акции, осуществляемые подпольными группами против государственных органов и высших должностных лиц. В царской России начала ХХ в. эсеры, например, развернули полномасштабную войну, направленную против самодержавия. Жертвами становились не только крупные чиновники, но и обычные люди. Так, взрыв на Аптекарском острове 12 августа 1906 г. Унес жизни нескольких десятков человек – тех, кто пришел на прием к премьер-министру П.А. Столыпину.
Во второй половине ХХ в. странам Запада пришлось столкнуться с многочисленными террористическими акциями, которые проводили политические группировки левого толка. Существенную роль в становлении этих группировок сыграли молодежные бунты, прокатившиеся по индустриально развитым странам в конце 60-х годов. Значительная часть молодежи бурно отрицала буржуазный образ жизни, предпочитая традиционным западным ценностям культуру хиппи, рок-н-ролл, наркотики и т.д. В США в это время проходили массовые выступления против войны во Вьетнаме и службы в армии, против монополий и ограничения гражданских свобод.
2). (Националистический терроризм).
- К террору как способу борьбы за государственную независимость или предоставление широкой автономии иногда прибегают представители национальных этнических меньшинств. Акции устрашения также осуществляют национально-освободительные движения, ведущие войну с колонизаторами и странами-агрессорами. Старейшие организации этого типа: Ирландская республиканская армия (ИРА), “Исламское движение сопротивления”, или ХАМАС (Палестина), Курдская рабочая партия (Турция и соседние государства), организация бакских сепаратистов ЭТА (Испания), “Тигры освобождения Тамил Элама” (Шри-Ланка). Основывается на межнациональных конфликтах.
3). (Религиозный терроризм).
- Тесно связан с этническим, и часто бывает очень трудно понять, где заканчивается один и начинается другой. Но если этнические террористы ведут войну за свою историческую территорию, то религиозные фанатики считают врагом все другие культуры.
Наибольшее распространение в ХХ веке получил исламский терроризм. Его идейные лидеры присвоили себе право выступать от имени “чистого” ислама. Свою ненависть к миру они прикрывают зеленым знаменем Пророка. Основные противники – Запад (к которому террористы причисляют и нынешнюю Россию) и традиционный ислам. Для “священной борьбы” используется весь арсенал средств, ибо считается, что против “неверных” любые методы хороши.
Крупнейшим организатором и спонсором исламского терроризма стал гражданин Саудовской Аравии Усама бен Ладен. В 90-х годах он создал подпольный международный “интернационал”, который объявил войну западным странам и Израилю.
Ставят своей целью террористическим путем добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.
4). (Индивидуальный терроризм).
Одиночки, идущие на совершение террористического акта, руководствуются самыми разными мотивами - политического, этнического, религиозного и иного характера. Нередко истинными заказчиками преступления являются тайные организации, которым выгодно, чтобы ответственность за акт террора легла на одного человека.
Таким террористом-одиночкой был Гаврило Принцип, убивший 28 июня 1914г. Эрцгерцога Франца Фердинанда. За молодым сербом стояла мощная подпольная организация “Черная рука”, подготовившая убийство наследника австро-венгерского престола. Роковой выстрел в Сараево стал поводом к началу Первой мировой войны.
Как свидетельствует мировая статистика и отечественный опыт, часто индивидуальные террористические акции совершают психически нездоровые люди, идущие на преступление под влиянием только им понятных мотивов.
5). (Криминальный терроризм).
- Этот терроризм имеет чисто экономические причины. Бандиты стремятся запугать чиновников, отдельных коммерсантов или даже целые организации, чтобы заставить их принять свои требования – выплачивать “криминальный налог”, передать бизнес под контроль той или иной преступной группировки и др. Силовые акции устраиваются также против тех представителей власти и закона, которые мешают организованной преступности. Бандиты идут на убийства, проводят диверсии на предприятиях, устраивают взрывы на многолюдных рынках, в ресторанах, кафе и торговых центрах. Чем больше жертв, тем сговорчивее будет “клиент”. С целью выкупа захватывают заложников.
6) (Технологический терроризм).
- Заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, опасных веществ, в угрозе захвата промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Атака на информацию, компьютерную систему, распространение компьютерных вирусов. Получая контроль над компьютерами полиции, больниц, аэропортов, используют информацию в этих системах, сбивают с курса самолеты, причиняют материальный и физический ущерб.
7. «Распредели по группам»
- Распределите на группы действия террористов и действия обычных людей.
(На доске плакат, на котором изображены 2 человечка – террорист и обычный человек, а в середине – фразы, которые надо распределить по группам)
Уход за растениями
Захват заложников
Подарки родственникам
Поджоги
Похищение людей, нападения
Чтение книг
Взрывы, диверсии
Праздничный обед
Спортивные игры - Террористы используют много разных форм и способов, но всегда преследуют одну цель – сделать власти и людей заложниками своих интересов, вызвав у населения чувство паники, страха, незащищенности. Но люди не хотят с этим мириться и разработали свои правила поведения при угрозе и во время террористического акта.
8. Просмотр презентации «Правила поведения при угрозе и во время террористического акта».
(Просмотр презентации, обсуждение слайдов).
9. «Мы против терроризма!»
- Подходит к концу наше мероприятие. Как вы считаете, почему нужно знать об этой беде, говорить с другими людьми о терроризме, знать правила безопасного поведения?
(Звучат ответы детей).
- А теперь давайте запишем на нашем плакате, почему же мы против терроризма.
(Ученики записывают на плакате свои высказывания).
Далее плакат вывешивается и остается в классе, где ученики могут самостоятельно записывать на него свои мысли, выражая свое отношение к терроризму.
10. Вручение буклетов «Мы против терроризма!»
По итогам занятия ученики получают буклеты «Мы против терроризма!»
ТЕРРОРИЗМ Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА
«МЫ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА!»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Одной из первых организаций о которой имеется информация в письменных источниках, является иудейская религиозная секта сикариев (от латинского sicarii – кинжальщики), действовавшая в I веке нашей эры в древнеримской провинции Иудея. Cикарии возглавили восстание против римского господства. Наряду с захватчиками-римлянами они уничтожали представителей еврейской знати, сотрудничавших с оккупантами, а также простых иудеев, с целью устрашения населения и чиновников провинции.
1.6.3.
2.3.9. 3.1.3. 2.1.5. 1.5. 2.5.1. 3.3.8. 3.3.1. 2.5.3.
Приложение 2.
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
- Давайте прочитаем определение, закрепим его на нашем плакате. (Учащиеся Приложение 3.
Политический терроризм
Националистический терроризм
Религиозный терроризм
Индивидуальный терроризм
Криминальный терроризм
Технологический терроризм