Сценарий мероприятия «Мы за культуру мира против экстремизма»
Сцена
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_____________________________________________________________________________
Тюменская область Упоровский район
627187 с.Буньково ул.Мира,28
телефон, факс8(34541)42-1-42
«Мы за культуру мира против экстремизма»
___________________________
Сценарий внеклассного мероприятия, для обучающихся 9-11 классов
Сценарий разработал: Даричева Елена Маратовна
Учитель истории , обществознания, соц.педагог.
Буньково,2015
«Мы за культуру мира против экстремизма»
Цель: формирование в молодежной среде принципов и духа толерантности взаимопонимания и уважения друг к другу.
Задачи:
Способствовать выработке активного неприятия любых форм
дискриминации.
2) Развить навыки социального поведения.
3)Выработать принципы толерантного поведения.
Мероприятие входит в систему воспитательной работы педагога, направлено на решение одной из задач воспитательной работы - развивать у учащихся толерантное сознание.
Предполагаемый результат: Формирование позитивного отношения друг к другу. Умение кооперироваться для достижения совместных целей. Проявление детьми творческой активности, самостоятельности в оформлении и добровольном участие в мероприятии.
Необходимое оборудование: цветные жетоны по количеству групп, листы А4по количеству участников, ватман, фломастеры, цветная бумага.
Перед началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таки образом образуются 4 группы.( по необходимости больше)
Эпиграф : слайд№1
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный разговор и мы встречаемся в непривычной для нас обстановке - классный час проводим совместно с 2 классами (10, 11) Каждый из вас выбрал жетон определенного цвета, таким образом у нас образовались группы. Но, прежде чем начать, давайте поздороваемся.
1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон)
2 группа – синие жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)
3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)
4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.
Учитель: В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, и как бы подошли к теме сегодняшнего мероприятия.
(Учитель предлагает прочитать на доске тему мероприятия.)
Учитель: Да ребята, мы будем говорить об экстремизме.
Сейчас я предлагаю каждому участнику группы разделить лист А4 , которые находятся на ваших столах, на четыре части. Теперь на этих листочках напишите любые слова, ассоциирующиеся с темой нашего мероприятия. Слова в группе следует проговаривать, чтобы они не повторялись. Затем из написанных слов нужно вытянуть любые девять и составить из них таблицу 3x3. Что это вам напоминает?
(Предполагаемый ответ: крестики – нолики)
-Да ребята, именно крестики – нолики. А как ходят в этой игре?
-Теперь группой составьте пожалуйста два предложения из любых трех слов выбранных вами по вертикали, диагонали или горизонтали согласно нашей теме. (дается 5 минут на раздумья)
Ученики зачитывают составленные предложения.
Учитель: Молодцы - ребята.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме: об опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а также побеседовать о терпимости, благородстве, порядочности, гуманности и взаимном уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных отношениях.
1 ведущий:слайд№2 - Наша Родина - Россия - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Каждый народ вносит свою лепту в яркую палитру культур России. Только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на нашей земле на протяжении многих веков.
2 ведущий:слад№3(появляются портреты личностей) - Невозможно представить Россию без таких людей, как -Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; -Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; - Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Лев Толстой, Георгий Жуков, Григорий Пономаренко, Расул Гамзатов, Илья Репин, Цезарь Куников, маршал Иван Христофорович Баграмян, Гарри Каспаров, Виктор Ан… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории?
1 ведущий: - Все мы граждане великой многонациональной Российской Федерации!
2 ведущий: - Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие деревья и зеленая трава, поющие птицы и порхающие бабочки! Радость, любовь, улыбка, беззаботный смех.
1 ведущий: - Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма.
2 ведущий:№4 -Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:
политический
национальный
религиозный
слайд№5 Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
слайд№6 Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
слайд№7 Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
1 ведущий:слайд№8 - К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
-это нарастание социальной напряженности.
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
2 ведущий: - На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
1 ведущий:- Идеология терроризма и экстремизма – это подмена принятых в нормальном обществе ценностей, понятий о справедливости и чести.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Чтобы обезопасить себя от столь ужасного явления, как терроризм
- не стоит знакомиться с подозрительными людьми (странное поведение, одежда, речь);
- не надо приближаться к бесхозным предметам (чужим сумкам, пакетам, вещам и т.д.);
- следует уделять больше внимания собственной национальной культуре (традициям, религии, памятникам).
2 ведущий: слайд№9 Помните:
Уголовная ответственность за экстремизм и терроризм возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
1 ведущий: слайд№10 Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Слайд №11 «Толерантность – путь к миру!». Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):
«Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»2 ведущий:№12 Правильно сказано, что «Именно мир и любовь друг к другу делает нас нацией», единым российским народом. Проблеме гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.
1-й ведущий: (Объявляет конкурс «Ключевое слово»)
Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании. (Если команда не справляется с заданием, отвечает другая команда)
Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь_____ к другим людям и уважать человечность вообще.
(И. Кант).
Секрет успеха в обществе прост, нужна известная сердечность, нужно_____к другим. (Р. Эмерсон).
Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить _______ (И. Кант).
Ни один ____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг)
Лучшее, что есть в жизни человека, - это его ______с другими людьми.
(А. Линкольн).
Великий народ должен помогать малому, сохранять себя, свой ______, свою культуру. (Д.С. Лихачёв).
Пропущенные слова:
Дружба
Народ
Уважение
Человеколюбие
Расположение
Язык
2 ведущий: Следующий конкурс : Игра «Самолетик».
4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод:
Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
1ведущий: Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.2ведущий:Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.
Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.-
1ведйщий: следующий конкурс: «Сходства и различия».
Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.
Вывод:
В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.- этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.
Игра «Синквейн».
1 существительное Толерантность
2 прилагательных уважительное различное
3
глагола признавать защищать сохранять
Фраза из 4 слов Право человека быть разным
Вывод Закон
2 ведущий:Марк Лисянский написал стихотворение «Добрые слова».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.
И все же как же быть Если.. у каждой группы есть сво пожелания.
Рефлексия: «Дерево толерантности»(творческое задание).
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
Не ссориться, стараться понять друг друга
Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
Больше общаться, узнавать друг друга
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Список литературы:
1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003
2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.
3.Методическкие рекомендации для классных руководителей по профилактике экстремизма в подростковой среде Екатеренбург: ИД «Гриф», 2012.38.с4. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.
5. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999
6. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005
7. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993
8. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004
9. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004