Рабочая программа по Байкаловедению
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения);
Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения);
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в иркутской области»
Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений. Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. – Иркутск, 2007. – 65 с.
Программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5,6, 7 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 27.11.2006г.)
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в иркутской области» и статьями 71 и 72
Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента зоологического образования. Программа даёт возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и методах гармонизации отношений «человек-природа». Программа направлена на усиление эмоционального восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению. Формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи программы:
- формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
- формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учётом региональных особенностей введён спецкурс «Байкаловедение» в качестве регионального компонента. Программа даёт возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности человека и о методах гармонизации отношений «природа-человек» на берегах озера. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы.
Место курса в учебном плане
Программа для 5 класса «Байкаловедение. Байкал с древних времён до наших дней» предусматривает обучение в объёме 0,5 ч. в неделю (17 ч.)
Ценностные ориентиры содержания курса
Курс байкаловедение в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций. Относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – понимание самоценности, уникальности и неповторимости озера Байкала; развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению озера Байкал. С каждым годом он все большее привлекает туристов и все больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал. Данный курс обеспечивает непрерывное изучение природы озера, с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность проекта способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края Ценностные ориентации, формируемые в данном курсе в сфере эстетических ценностей, состоят в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным ценностям своего края.
Требования к результатам изучения учебного предмета
Изучение байкаловедения обуславливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; знание культуры своего народа, своего края; чувство ответственности и долга перед Родиной
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
Уважительное отношение к другому человеку к, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
Понимание ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Формирование экологической культуры
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности
Формирование навыков смыслового чтения
Умение организовать учебное сотрудничество с совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии задачей коммуникации
Предметные результаты:
Формирование системы научных знаний об особенностях озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры)
Формирование первоначальных систематизированных представлений об основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений
Формирование представлений об особенностях береговой линии Байкала
Формирование представлений о горных породах и минералах на берегах озера
Формирование системы научных знаний о современном строение котловины озера Байкал
Формирование представлений об особенностях климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим
Формирование представлений о свойствах байкальской воды
Содержание образовательной программы
Введение (1 ч.)
Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность. Основные географические характеристики. Характеристики Байкала как объекта всемирного наследия.
Кто и как изучает Байкал (2 ч.)
Основные научные организации, изучающие Байкал. Научно-исследовательские институты Сибирского отделения Академии наук России.
Открытия. Изобретения. Патенты. Методы изучения геологии, истории климата байкальского побережья. Методы отлова, подсчёта и изучения живых организмов. Подводные исследования и дистанционные наблюдения.
Происхождения озера Байкал (2 ч.)
Рифтовое происхождение Байкала. Схема возникновения рифта. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Регистрация, и измерения и прогнозирование землетрясений. Крупнейшие землетрясения. Действия во время землетрясения.
Горячие источники на Байкале – дополнительные свидетельства активности земной коры.
Геологические этапы развития Байкала. Дорифтовый, предрифтовый, рифтовый этапы. Климат, растительный и животный мир.
Современное геологическое строение Байкальской котловины, климат, растительный и животный мир.
Геологические особенности Байкала (5 ч.)
Береговая линия Байкала. Мысы, заливы, бухты, соры. Рельеф дна. Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова.
Общие сведения о горных породах и минералах. Наиболее распространённые горные породы на Байкале: магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Горное обрамление Байкала. Приморский, Байкальский и Баргузинские хребты. Хребты Хамр-Дабан и Улан-Бургасы. Памятные геологические места. Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег: Белая выемка, порт Байкал, мыс Лиственничный. Западный берег: осадочные породы – золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное. Западный берег: граниты – рапакиви. Тажеранский массив. Малое Море. Остров Ольхон. Ушканьи острова.
Климат и погода на Байкале (4 ч.)
Особенности климата и погоды. Температура воды и воздуха. Атмосферные осадки. Туман. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. Главные ветры на Байкале – верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелоник. Течения и обмен воды в Южной, Средней и Северной котловинах. Сезонные изменения температуры воды. Прямое и оратное температурное расслоение.
Гомотермия. Ледовый режим. Влияние глобального потепления климата.
Вода Байкала (3 ч.)
Вода Байкала – возобновляемый природный ресурс. Постоянные и временные притоки. Наиболее крупные притоки Байкала – Селенга, Баргузин, Турка, Култук, Верхняя Ангара и т.д. Свойства байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал – фабрика чистой воды.
Календарно – тематическое планирование
дата Корректировка даты № урока Тема (раздел) кол-во часов Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся Возможные формы контроля, творческой исследовательской проектной деятельности Приложения (лабораторные, практические работыОсвоение предметных знаний Универсальные учебные действия 1 Введение (1 ч.) Дать общие представления обуникальности Байкала Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности
Работа с диском. Фронтальный устный опрос Практическая работа №1
2 Кто и как изучает Байкал
(2 ч.)
Научные организации, изучающие Байкал Познакомить с научными
организациями.
Заинтересовать
современными методами
изучения озера. Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами учебника Фронтальный опрос 3 Подводные исследования. Обитатели Байкала. Познакомить с методами
отлова и изучения
обитателей Байкала Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Кино экскурсия, работа с рисунками Индивидуальный опрос Практическая работа №2
4 Происхождение озера Байкала
(2 ч.)
Как образовался Байкал Познакомить с основными
характеристиками
климата, геологии, флоры и фауны на байкальской территории Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами Фронтальный опрос Практическая работа №3
5 Предрифтовый и Рифтовый этапы Познакомить с основными
характеристиками
климата, геологии, флоры и фауны предрифтового и рифтовогоэтапов Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами, рисунками ,с таблицей в учебнике Фронтальный опрос, индивидуальный опрос 6 Геологические особенности Байкала (5ч.)
Геология Байкала Познакомить учащихся сособенностями береговойлинии озера. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Называть и показывать: формы рельефа. Приводить примеры. Определять относительную высоту местности. Индивидуальный контроль 7 Рельеф дна Ознакомление
обучающихся с
особенностями рельефа
дна Байкала. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Практикум: описание формы рельефа.
Фронтальный опрос Практическая работа№4
8 Острова Ознакомление
обучающихся с
островами Байкала. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Называть и показывать: острова Байкала.
Индивидуальный контроль 9 Общие сведенья о горных породах и минералах. Привязка знаний о горных
породах и минералах изкурса географии крегиональной местности Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.
Групповой Практическая работа №5
10 Памятные геологические места Познакомить
обучающихся с
месторождениями
Слюдянского района,
примечательными
геологическими
территориями части юго-западного берега Байкала и Среднего берега Байкала Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Практикум: описание формы рельефа.
Фронтальный опрос Практическая работа №6
11 Климат и погода на Байкале
(4 ч.)
Особенности климата и погоды Познакомить с
особенностями
климатических условий,
погоды на Байкале Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Фронтальный опрос 12 Ветры Познакомить с ветрами
Байкала Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Фронтальный опрос Практическая работа №7
13 Течения и обмен воды Познакомить с
особенностями течений наБайкале, формированием,
расходом и обновлением
байкальской воды Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Фронтальный опрос 14 Сезонные изменения температуры воды Познакомить с
особенностями сезоннойдинамики температуры
воды в прибрежной и
открытой части озера.
Познакомить с сезонным
распределением
температуры отповерхности до дна Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Индивидуальный опрос 15 Вода Байкала (2ч.)
Свойства байкальской воды. Дать представление о
формировании водногобаланса. Дать
представление обосновных свойствахбайкальской воды. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
. Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.
Описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды.
Групповой 16 Свойства байкальской воды Дать представление о
формировании водногобаланса. Дать
представление обосновных свойствахбайкальской воды. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
.
Описывать образование подземных вод.
Приводить примеры использования и охраны подземных вод. Фронтальный опрос 17 Обобщающий урок: Что мы узнали о Байкале Систематизировать знания Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Фронтальный
устный опрос.
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
1. Книгопечатная продукция
1. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1999 2.Бухаров А.А. Байкал в цифрах. – Иркутск, 2001 3.Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, Вост. – Сиб. Кн. Изд-во, 2010 4.КузевановаЕ.Н, В.Н. Сергеева Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256с. 5.КузевановаЕ.Н.Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002 6. Озеро Байкал: Географический атлас. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. 7. Серия карт детского журнала «Сибирячек» 8. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, изд-во ИГУ. 2001 9. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск 2002 до наших дней». Иркутск, 2010 2. Печатные пособия
1. Физические и контурные карты к учебному пособию 2. Справочные материалы по флоре и фауне Прибайкалья. 3. Атлас Иркутской области 4. Фото-определитель «Редкие виды растений южного Прибайкалья» 5. Атлас-определитель «Птицы» 3. Информационно-коммуникационные средства
4. Экранно-звуковые пособия
1. Видеофильмы 5. Технические средства обучения
1. Проектор 2. Экран 3. Ноутбук 6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
7. Оборудование класса
доска парты стулья Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
Особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры)
Основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала
Основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений
Особенности береговой линии Байкала
Общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера
Современное строение котловины озера Байкал
Особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим
Свойства байкальской воды
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях
Показывать на карте место расположения озера Байкал
Указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину
Показывать на карте основные притоки озера Байкал, острова заливы, бухты, ссоры
Рисовать обобщённую схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших
заливов и мест расположения геологических достопримечательностей
Составлять схему геологического развития Байкала
Показывать направления основных течений на карте озера
Работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам уроков