Рабочая программа по Байкаловедению


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения);
Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения);
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в иркутской области»
Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений. Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. – Иркутск, 2007. – 65 с.
Программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5,6, 7 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 27.11.2006г.)
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в иркутской области» и статьями 71 и 72
Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента зоологического образования. Программа даёт возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и методах гармонизации отношений «человек-природа». Программа направлена на усиление эмоционального восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению. Формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи программы:
- формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
- формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учётом региональных особенностей введён спецкурс «Байкаловедение» в качестве регионального компонента. Программа даёт возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности человека и о методах гармонизации отношений «природа-человек» на берегах озера. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы.
Место курса в учебном плане
Программа для 5 класса «Байкаловедение. Байкал с древних времён до наших дней» предусматривает обучение в объёме 0,5 ч. в неделю (17 ч.)
Ценностные ориентиры содержания курса
Курс байкаловедение в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций. Относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – понимание самоценности, уникальности и неповторимости озера Байкала; развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению озера Байкал. С каждым годом он все большее привлекает туристов и все больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал. Данный курс обеспечивает непрерывное изучение природы озера, с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность проекта способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края Ценностные ориентации, формируемые в данном курсе в сфере эстетических ценностей, состоят в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным ценностям своего края.
Требования к результатам изучения учебного предмета
Изучение байкаловедения обуславливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; знание культуры своего народа, своего края; чувство ответственности и долга перед Родиной
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
Уважительное отношение к другому человеку к, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
Понимание ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Формирование экологической культуры
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности
Формирование навыков смыслового чтения
Умение организовать учебное сотрудничество с совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии задачей коммуникации
Предметные результаты:
Формирование системы научных знаний об особенностях озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры)
Формирование первоначальных систематизированных представлений об основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений
Формирование представлений об особенностях береговой линии Байкала
Формирование представлений о горных породах и минералах на берегах озера
Формирование системы научных знаний о современном строение котловины озера Байкал
Формирование представлений об особенностях климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим
Формирование представлений о свойствах байкальской воды
Содержание образовательной программы
Введение (1 ч.)
Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность. Основные географические характеристики. Характеристики Байкала как объекта всемирного наследия.
Кто и как изучает Байкал (2 ч.)
Основные научные организации, изучающие Байкал. Научно-исследовательские институты Сибирского отделения Академии наук России.
Открытия. Изобретения. Патенты. Методы изучения геологии, истории климата байкальского побережья. Методы отлова, подсчёта и изучения живых организмов. Подводные исследования и дистанционные наблюдения.
Происхождения озера Байкал (2 ч.)
Рифтовое происхождение Байкала. Схема возникновения рифта. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Регистрация, и измерения и прогнозирование землетрясений. Крупнейшие землетрясения. Действия во время землетрясения.
Горячие источники на Байкале – дополнительные свидетельства активности земной коры.
Геологические этапы развития Байкала. Дорифтовый, предрифтовый, рифтовый этапы. Климат, растительный и животный мир.
Современное геологическое строение Байкальской котловины, климат, растительный и животный мир.
Геологические особенности Байкала (5 ч.)
Береговая линия Байкала. Мысы, заливы, бухты, соры. Рельеф дна. Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова.
Общие сведения о горных породах и минералах. Наиболее распространённые горные породы на Байкале: магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Горное обрамление Байкала. Приморский, Байкальский и Баргузинские хребты. Хребты Хамр-Дабан и Улан-Бургасы. Памятные геологические места. Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег: Белая выемка, порт Байкал, мыс Лиственничный. Западный берег: осадочные породы – золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное. Западный берег: граниты – рапакиви. Тажеранский массив. Малое Море. Остров Ольхон. Ушканьи острова.
Климат и погода на Байкале (4 ч.)
Особенности климата и погоды. Температура воды и воздуха. Атмосферные осадки. Туман. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. Главные ветры на Байкале – верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелоник. Течения и обмен воды в Южной, Средней и Северной котловинах. Сезонные изменения температуры воды. Прямое и оратное температурное расслоение.
Гомотермия. Ледовый режим. Влияние глобального потепления климата.
Вода Байкала (3 ч.)
Вода Байкала – возобновляемый природный ресурс. Постоянные и временные притоки. Наиболее крупные притоки Байкала – Селенга, Баргузин, Турка, Култук, Верхняя Ангара и т.д. Свойства байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал – фабрика чистой воды.
Календарно – тематическое планирование
дата Корректировка даты № урока Тема (раздел) кол-во часов Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся Возможные формы контроля, творческой исследовательской проектной деятельности Приложения (лабораторные, практические работыОсвоение предметных знаний Универсальные учебные действия 1 Введение (1 ч.) Дать общие представления обуникальности Байкала Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности
Работа с диском. Фронтальный устный опрос Практическая работа №1
2 Кто и как изучает Байкал
(2 ч.)
Научные организации, изучающие Байкал Познакомить с научными
организациями.
Заинтересовать
современными методами
изучения озера. Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами учебника Фронтальный опрос 3 Подводные исследования. Обитатели Байкала. Познакомить с методами
отлова и изучения
обитателей Байкала Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Кино экскурсия, работа с рисунками Индивидуальный опрос Практическая работа №2
4 Происхождение озера Байкала
(2 ч.)
Как образовался Байкал Познакомить с основными
характеристиками
климата, геологии, флоры и фауны на байкальской территории Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами Фронтальный опрос Практическая работа №3
5 Предрифтовый и Рифтовый этапы Познакомить с основными
характеристиками
климата, геологии, флоры и фауны предрифтового и рифтовогоэтапов Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Работа со схемами, рисунками ,с таблицей в учебнике Фронтальный опрос, индивидуальный опрос 6 Геологические особенности Байкала (5ч.)
Геология Байкала Познакомить учащихся сособенностями береговойлинии озера. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Называть и показывать: формы рельефа. Приводить примеры. Определять относительную высоту местности. Индивидуальный контроль 7 Рельеф дна Ознакомление
обучающихся с
особенностями рельефа
дна Байкала. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Практикум: описание формы рельефа.
Фронтальный опрос Практическая работа№4
8 Острова Ознакомление
обучающихся с
островами Байкала. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Называть и показывать: острова Байкала.
Индивидуальный контроль 9 Общие сведенья о горных породах и минералах. Привязка знаний о горных
породах и минералах изкурса географии крегиональной местности Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.
Групповой Практическая работа №5
10 Памятные геологические места Познакомить
обучающихся с
месторождениями
Слюдянского района,
примечательными
геологическими
территориями части юго-западного берега Байкала и Среднего берега Байкала Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Практикум: описание формы рельефа.
Фронтальный опрос Практическая работа №6
11 Климат и погода на Байкале
(4 ч.)
Особенности климата и погоды Познакомить с
особенностями
климатических условий,
погоды на Байкале Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Фронтальный опрос 12 Ветры Познакомить с ветрами
Байкала Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Фронтальный опрос Практическая работа №7
13 Течения и обмен воды Познакомить с
особенностями течений наБайкале, формированием,
расходом и обновлением
байкальской воды Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Фронтальный опрос 14 Сезонные изменения температуры воды Познакомить с
особенностями сезоннойдинамики температуры
воды в прибрежной и
открытой части озера.
Познакомить с сезонным
распределением
температуры отповерхности до дна Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы.
Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни. Индивидуальный опрос 15 Вода Байкала (2ч.)
Свойства байкальской воды. Дать представление о
формировании водногобаланса. Дать
представление обосновных свойствахбайкальской воды. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
. Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.
Описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды.
Групповой 16 Свойства байкальской воды Дать представление о
формировании водногобаланса. Дать
представление обосновных свойствахбайкальской воды. Развитие мотивации к получению новых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
.
Описывать образование подземных вод.
Приводить примеры использования и охраны подземных вод. Фронтальный опрос 17 Обобщающий урок: Что мы узнали о Байкале Систематизировать знания Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Фронтальный
устный опрос.
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
1. Книгопечатная продукция
1. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1999 2.Бухаров А.А. Байкал в цифрах. – Иркутск, 2001 3.Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, Вост. – Сиб. Кн. Изд-во, 2010 4.КузевановаЕ.Н, В.Н. Сергеева Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256с. 5.КузевановаЕ.Н.Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002 6. Озеро Байкал: Географический атлас. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. 7. Серия карт детского журнала «Сибирячек» 8. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, изд-во ИГУ. 2001 9. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск 2002 до наших дней». Иркутск, 2010 2. Печатные пособия
1. Физические и контурные карты к учебному пособию 2. Справочные материалы по флоре и фауне Прибайкалья. 3. Атлас Иркутской области 4. Фото-определитель «Редкие виды растений южного Прибайкалья» 5. Атлас-определитель «Птицы» 3. Информационно-коммуникационные средства
4. Экранно-звуковые пособия
1. Видеофильмы 5. Технические средства обучения
1. Проектор 2. Экран 3. Ноутбук 6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
7. Оборудование класса
доска парты стулья Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
Особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры)
Основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала
Основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений
Особенности береговой линии Байкала
Общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера
Современное строение котловины озера Байкал
Особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим
Свойства байкальской воды
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях
Показывать на карте место расположения озера Байкал
Указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину
Показывать на карте основные притоки озера Байкал, острова заливы, бухты, ссоры
Рисовать обобщённую схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших
заливов и мест расположения геологических достопримечательностей
Составлять схему геологического развития Байкала
Показывать направления основных течений на карте озера
Работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам уроков