Выступление на ШМО на тему Успешность раннего обучения иностранным языкам

Выступление на РМО учителей английского языка на тему
« Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам»

«Чем раньше мы начнем преподавать
иностранный язык детям, тем раньше
познакомим их с миром детей,
говорящих на других языках».
Р.Фройденштайн
Эпоха Просвещения начинается в России как эпоха западного образования, связанного, прежде всего, с освоением иностранных языков. О великой пользе языков категорично высказывались императоры и императрицы в XVІІІ-XІX вв., отечественные мыслители и педагоги, просветители и поэты. Дворянская культура идентифицирует свою особенность, прежде всего, в языковом аспекте. В духе европейского просвещения и гуманизма звучат известные слова Энгельса о том, что человек столько раз человек, сколько языков он знает. Раннее обучение иностранным языкам все активнее входит в нашу жизнь, становится повседневным атрибутом формирования языковой личности ребенка.
Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал.
Имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере доказывает, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. В результате проведенного эксперимента, было установлено, что занятия иностранным языком положительно влияют на знание родного, многие дети со слабыми общими способностями показали прекрасные успехи в речи на иностранном языке, на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на речевое развитие в целом. В любом случае, изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
В последние годы широкое распространение получило раннее обучение иностранному языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, так как современное общество немыслимо без широких контактов, с другой – попыткой современной школы оставаться востребованной и конкурентноспособной.
В каком возрасте лучше начинать изучение иностранного языка? Какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий? На этот счет не существует однозначного мнения. Некоторые педагоги-практики уверены, что «самое лучшее – разговаривать с ребенком на иностранных языках со дня рождения. Это развивает слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира» (Каринэ Нещерет, директор школы «Интеллект»). Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3-10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5-8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.
Формы обучения для дошкольников должны быть направлены на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Это могут быть :
Ежедневные 15-25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов.
Занятия два раза в неделю, 25-45 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок.
Уроки-сказки и просмотр видео фрагментов.
Встречи с носителем языка.
Утренники и праздники.
Занятия-беседы.
Занятия иностранным языком на природе.
Основной задачей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – научить понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить детям некоторые умения и навыки разговора.
Обучение детей дошкольного возраста существенно отличается от обучения школьников как по форме, так и по методике. Учитывая неустойчивость внимания малышей, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей. Ребенок обычно утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Смена различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребенка. Поэтому во время занятий по иностранному языку следует чередовать различные приемы обучения.
Большой эффективности можно добиться, если заниматься с детьми языком на протяжении всего дня, т.е. разговаривать с детьми, организуя естественную среду общения. Выбор места занятия определяется изучаемой темой. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают обучение. Игры – один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. Старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают программу в начальной школе. Игра – это один из эффективных приемов обучения иностранному языку на раннем этапе.
Проводится систематическая работа по развитию фонетического слуха. Учитель создает визуальные, пластические, слуховые, художественные образы и пользуется невербальными средствами обучения: картинками, игрушками, плакатами, предметами.
Использование игровых моментов, стихов, диалогов, наглядных пособий, подготовка к праздникам, постановка спектаклей позволяют добиться положительного отношения учащихся к изучению иностранного языка, их заинтересованности. Дети хорошо запоминают лишь то, что для них интересно и вызывает эмоциональный отклик. Известный психолог А.А. Леонтьев еще в 80-е годы писал, что учитель иностранного языка обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать, по возможности, возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Это может стать надежной базой для изучения иностранного языка в школе.
Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и эстетически.
В системе непрерывного образования изучение иностранного языка в начальной школе позволяет осуществить гуманизацию образования детей, усиливая их развивающую, культурную и практическую направленность.
Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения иностранного языка в школе.
Начальная школа – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета «Иностранный язык», здесь закладываются основы коммуникативной компетенции.
Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
Создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения;
Заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной; способности и готовности к общению на иностранном языке, элементарного коммуникативного умения в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
Познакомить с миром зарубежных сверстников, детским фольклором и художественной литературой, воспитывать дружелюбное отношение к зарубежным детям и мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка;
Приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширенного спектра проигрывания социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, знакомить с нравами и обычаями за рубежом;
Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные и специальные учебные умения.
Основной путь к достижению этих целей лежит в развитии четырех видов речевой деятельности, основе основ коммуникативной компетенции.
Именно в речевой компетенции, как в матрешке, сложены и языковая и прочии компетенции. Учить языку через речь – дорога к успеху.
Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. Правильно организованные уроки иностранного языка, если они достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и учителем. Так из принципов методики Ш.А. Амонашвили данные в его книге «Здравствуйте, дети!» :
Детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке не трудно, хотя на самом деле это не так просто.
Нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство, что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на иностранном языке.
В процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации «не учебного характера», то есть такие, когда захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями.
Заканчивая тему раннего обучения хочется привести слова Л.С. Выготского: «Если мы делаем что-то с радостью, мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-то с отвращением, это означает, что будем всячески стремиться к прекращению этих занятий».
Раннее обучение – перспективное дело, имеющее принципиальное значение для развития гуманитарного образования.











ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«МЕХАНИЗМЫ УСПЕШНОСТИ РАННЕГО
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»




МУХАМЕДЬЯНОВА ЗИМФИРА ФАГИМОВНА
учитель ІІ категории МОУ
«Джалильская гимназия»
Сармановский район.

Заголовок 115