Православное историко-культурное наследие в архивной, музейной и экскурсионной работе.
ГКОУ СО «Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Н.Н. КачусоваIV межрегиональная
научно-практическая конференция
посвящена 130-летию Екатеринбургской епархии.
«Православие на Урале: связь времён».
ТЕМА ДОКЛАДА:
Православное историко-культурное наследие
в архивной, музейной и экскурсионной работе.
« Возврати себе храм, возврати себе свет…»
17.01.2015
Н.Н. Качусоваг. Сухой Лог
с. Филатовское
« Возврати себе храм, возврати себе свет…»
Культурное наследие – понятие широкое и многоплановое. В международных документах отмечается, что «культурное наследие народа включает в себя произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных мастеров народного творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные формы, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства, архивы и библиотеки».1
Общественный интерес к памятникам истории и культуры является одной из форм вечного стремления человека к поиску высшего начала, универсальной меры. Отсюда следует, что интерес к традициям есть проявление духовного начала личности, ее стремление к обогащению собственной культуры и культуры общества в целом.
Одним из результатов проявления общественного интереса в деле защиты историко-культурного наследия стало появление библиотек, архивов, музеев. Создавая образ действительности посредством вещей, музей сохранял для потомков культурные ценности и значения разных народов и эпох. Сдача какой-либо вещи в музей знаменовала собой передачу в высшую инстанцию – в руки потомков.2
Появление многих музеев было связано с деятельностью различных групп и слоев российского общества, отдельных подвижников и государственных деятелей. К их числу в полной мере можно отнести священнослужителей.
Именно священнослужителей можно назвать первыми бытописателями . В этой среде во все времена находилось немало энтузиастов, занимавшихся краеведением, географией, статистикой.
Во второй половине XIX столетия церковные музеи стали возникать в русле общемузейного процесса, отразившего потребность общества в сохранении национальной культуры, в том числе и церковных древностей. Музеи христианских древностей возникали в епархиях, археологических обществах и комитетах, губернских статистических комитетах.
В 1917 г. эта традиция была прервана. Коллекции церковных музеев прекратили самостоятельное существование и влились в местные губернские музеи.
Начиная с 1920-х гг. государством начало осуществляться планомерное уничтожение и продажа культурных ценностей. Это определялось политикой партии и правительства в связи с потребностями в импорте и ограниченностью экспортных фондов и валютных резервов. Был взят курс на придание сфере духовной жизни второстепенной роли по сравнению с материальным производством.
Массовая продажа культурных ценностей с конца 1920-х гг. была закономерна, так как она являлась отражением менталитета советского общества того периода и его отношения к дореволюционному историческому прошлому.
В ходе атеистической пропаганды и антирелигиозного похода были закрыты, снесены, переоборудованы под хозяйственные нужды тысячи церквей, часовен, монастырей, а также была уничтожена находившаяся в них церковная утварь. Во многих городах был запрещен колокольный звон; колокола повсюду снимались и переплавлялись на литейных заводах «в пользу» индустриализации. Идеология оказывала мощное воздействие на мировоззрение и мировосприятие людей, на их социальное здоровье.
Необходимо отметить, что в это бурное время политических переворотов, экономического кризиса, насилия и кровопролития в большинстве музеев их сотрудники, как могли, укрывали от взгляда чиновников хранящиеся у них предметы церковного искусства и культового назначения. Они сохраняли для будущих поколений то, что стало для их современников «бес Деятельность музейных работников, спасших от уничтожения и продажи за рубеж огромное количество икон и других предметов церковного искусства, никогда ранее не афишировалась «хозным хламом», который можно выбросить с «корабля истории».
Спустя десятилетия сохраненные коллекции вновь стали востребованными. В 90-е годы прошлого века в музеях наблюдается всплеск выставок церковно-исторической тематики.
90-е годы стали также временем возрождения современных церковных музеев. Точкой отсчета явилось постановление «О порядке передачи религиозным объединениям, относящимся к федеральной собственности, имущества религиозного назначения» (1995). Во многих открывшихся храмах стали создаваться музеи.
Сегодня церковные музеи разнообразны как по характеру, так и по своим целям и задачам.
Выделяют несколько групп церковных музеев:
Церковно-археологические кабинеты – учебные музеи при Духовных академиях. Это классические церковные музеи с богатыми коллекциями и строгой научной систематизацией. Такие музеи позиционируют себя не только как музей, а как преддверие храма, «ступень», «дорога» к храму. Примерами этой группы церковных музеев являются Церковно-археологический кабинет при Московской православной духовной академии, Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской православной духовной академии, Церковно-археологический музей при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве.
Епархиальные музеи – музеи, иллюстрирующие историю развития православия и современную деятельность церкви на территории своей епархии.
Приходские и монастырские музеи – самая многочисленная группа среди церковных музеев.
Мемориальные музеи. Эта группа церковных музеев отличается образцовой культурой создания экспозиций. Они посвящены, как правило, иерархам Русской православной церкви, особо почитаемым святым. В этой группе церковных музеев – Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре, Мемориальный музей-квартира святого Иоанна Кронштадтского, музей-квартира о.Павла Флоренского (в Москве и в Санкт-Петербурге) и целый ряд других.13
Церковные музеи стали заметным явлением современной музейной жизни и заняли свое место в музейном ландшафте страны. Взаимодействие музеев и церкви в деле сохранения историко-культурного наследия становится все более тесным. Создан Патриарший совет по культуре.
Историко-культурное наследие тесно взаимосвязано с исторической памятью как особым механизмом, системой сохранения и трансляции в общественном сознании важнейших событий, явлений, процессов истории. Однако историческая память – явление не только интеллектуальное и нравственное. Она, кроме всего прочего, воплощается в материальных результатах человеческой деятельности, которые, увы, имеют свойство гибнуть. Поэтому необходимо привлекать к делу сбора культурных ценностей широкие группы общественности, верующих, специалистов.
КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ В ФИЛАТОВО.
Сельский сход, посвящённый строительству церкви, состоялся и в деревне Филатовской 12 октября 1859г. После составления реестра пожертвований прихожан было решено построить каменную церковь. В это время в Калиновской волости в деревне Гарашинской уже строилась каменная церковь. Деревня Филатово первоначально входила в состав Калиновской слободы, затем её передали в Новопышминскую, а в 1850 году она уже значилась в Троицкой волости Калиновского сельского общества. В состав Сухоложского района перешла в 1922году.
Представители старшего поколения филатовцев несколько раз побывали на строительстве церкви в Гарашках. Разговаривали с каменщиками, подсчитали, сколько надо кирпича, леса и других материалов. И все жители единогласно приняли решение: церкви в Филатово быть. Решение схода подтвердили Фёдор Новосёлов, Гавриил Корнилов, Алексей Нохрин, Иван Казанцев, Михаил Безбородов, Василий Широков. Феоктиста Абрамова, Григорий Качусов и другие, всего 171 человек.
Сметная стоимость Гарашинской церкви составляла 8675 рублей с копейками. Чтобы удешевить строительство своего храма, филатовские крестьяне обязались «всё потребное количество материалов, как то бутовый камень, кирпич всех сортов доставить к месту постройки натурой. А так же произвести все черновые работы… Когда будут необходимы извёстка и железо. Обязуемся приобрести с места продажи и доставить до стройки… Сбор означенной суммы значительно сократился, а для восполнения её на первый раз каждый из нас добровольно жертвует столько, сколько по усердию своему может…»
Дальше следует реестр пожертвований:
Фёдор Харитонович Новосёлов внёс 50 рублей и 10 000 кирпичей,
Гаврило Корнилович Нохрин – 30 и 5 000 соответственно.
Иван Васильевич Казанцев – 20 и 2000,
Иван Максимович Нохрин – 35 и 10 000.
Николай Лазаревич Серков – 20 и 1 00,
Иван Фёдорович Абрамов – 15 и 1 000…
Многие вносили небольшие суммы: по 1-2 рубля, не каждый по скудости мог оплатить кирпичи. Всего в акции участвовало 214 дворовладельцев. Они собрали 2 523 рубля 50 копеек. Кирпича филатовцы пообещали поставить 314 200 штук. А ещё они взялись заготовить и вывезти лес, распилить его и построить для притча дома.
Строительство храма началось в том же 1859 году. Главный придел, в честь ВОЗННЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ, был освещён в 1877г. Придел во имя пророка Илии – в 1863г.
Историко-географические сведения:
Дореволюционный период (до 1917 г.)
Филатовское село, на реке Пышма, от епархиального города в 11 о верстах, от уездного в 25 верстах, в 5 верстах от станции Пышминки П.- Т. железной дороги. Название свое получило, вероятно, от имени первого поселенца Филата, на что указывают названия «Филатовых полевых угодий и урочищ». Приход отделился от Калиновского; прихожан 88\ мужского, 895 женского полов, все русские, земледельцы, православные. До 18\ О г. в приходе были скопцы; первыми распространителями скопчества в 60-х гг. были скопцы из деревень Соминой Екатерининского уезда и из Сухоложского села. Первый случай обнаружения судебной властью открытого оскопления относится к 1875 г.; в разное время скопцов выслано в Сибирь до 60 человек. Существующий каменный храм в честь Вознесения Господня заложен в 1859 г.; в 1863 г. освящен теплый придел пророка Илии, а в 1877 г. главный храм. Причт - \ священник и \ псаломщик - живут в деревянных общественных домах. В селе имеются земское начальное училище и школа грамоты».
Советский период: В годы советской власти: в 1922 г. было изъято 7 фунтов 34 золотника серебра (3 кг). Закрыт храм в 1930 г., сергиевской ориентации. В советское время эту церковь постигла та же участь, что и остальные. В 30-е гг. часть храма была отдана под колхозные склады, в другой части размещался клуб. В середине 70-х клуб был закрыт, а склады были перемещены в колхоз.
В августе 1992 года отмечалось 300-летие Филатовского. Примерно в это же время было принято решение возродить в селе православную общину.
С 2007г. силами местных жителей территория храма приводится в порядок, поставлен поклонный крест.
На кладбище села Филатовского построена единственная на территории Сухоложского района действующая часовня.
О храме. Екатеринбург, 2 ноября 2009г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 150 лет назад, в 1859 году, на сухоложской земле, в селе Филатовском, был построен каменный двухпрестольный храм в честь Вознесения Господня, с приделом во имя Пророка Божия Илии. Храм был весьма красив, о чем свидетельствуют сохранившиеся старые фотографии. Аккуратная колокольня украшена острым шпилем, в свою очередь, увенчанным крестом. Над главным приделом - круглый большой купол. Восемь окон под высоким сводом. По всему периметру добротной кирпичной ограды произрастали тенистые деревья… Последняя по времени фотография молитвенного здания была сделана в 1930-м, и в том же году церковь закрыли для служб. Изъяли богослужебные ценности общим весом более 3-х кг. Опустел храм, разрушились кирпичные церковные врата…
31280103602990 Первое знакомство с прихожанами провел иерей Максим Дударенко в Приходе храма Вознесения Господня Каменск-Уральской иепархии, а затем посетил историко-краеведческий музей на базе ООШ №11 с обзорной экскурсией.
Благодаря ему началась особо активная деятельность вокруг храма с 2013года.
2 июня в очередной раз Оболенским Валерием Алексеевичем был организован воскресник по уборке территории храма. Неравнодушные сельчане во главе с председателем сельского совета Качусовым Владимиром Георгиевичем дружно, с энтузиазмом навели порядок. 13 июня в стенах храма состоялся молебен и Крестный ход, посвящённый престольному празднику «Вознесение Господне» - впервые за 94 года! Его отслужил иерей Максим Дударенко. В храме звучали величавые песни камерного хора под руководством Владимира Яковлевича Грозина. Прошли культурно-массовые мероприятия на школьном стадионе: выступал Знаменский фольклорный ансамбль «Виноград», проводились казачьи игрища и аттракционы. И через год, 29 мая престольный праздник состоялся! Отец Максим отслужил литургию и Крестным ходом прихожане проследовали к месту гибели Бирюкова Николая Вениаминовича - последнего священнослужителя церкви, установили Поклонный крест.
В начале мая отец Максим пригласил осмотреть нашу церковь специалистов по оценке восстановления. Реставрационная комиссия: профессор, заслуженный строитель РФ Анатолий Трущёв и архитектор, ЭКО-строитель Сергей Симкин встретились с главой сельской администрации Владимиром Качусовым, настоятелем Максимом Дударенко. За три дня специалисты провели предпроектное обследование объекта, по которому, в дальнейшем, вынесено заключение по способу восстановления храма Вознесения Господня в селе Филатовском.
За холодное, дождливое лето 2014 года проведено 14 субботников-воскресников по очистке внутри храмовой площади силами сельчан, студентами многопрофильного техникума города Сухой Лог, семейными коллективами МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №43». Личный пример показал настоятель храма М.С. Дуаренко со своими старшими сыновьями – перелопатили не одну машину грунта. Коллектив Сухоложского детского сада №43 провёл 10 июня 2014 года на своей территории первый благотворительный концерт в целях содействия храму Вознесения Господня в селе Филатовском – инициатор - музыкальный работник Козлова Александра Васильевна. В день села, 30 августа, и у нас прошёл благотворительный концерт. В нём приняли участие творческие коллективы сёл Филатовского, Знаменского, Курьи, дет сад №43 «Малышок».
В сфере сохранения историко-культурного наследия села Филатовского в 1992 году, в честь 300-летия села, будучи председателем сельского совета Казанцевой Тамарой Петровной заложен историко-краеведческий музей. В то очень нестабильное время она сохранила сельские архивные документы именно в музее, что и послужило ого основанием. К этим данным за уточнением мы обращаемся по сей день. В 2000 году школьный музей получил официальный статус. Несколько лет школьный музей работает на конкурсной основе, занимая призовые места на областном уровне. Нынче, в 2015 году готовятся материалы на уровень Российского масштаба. В реестре зарегистрировано около 900 экспонатов, в основном предметов старины. И гордость наша в том, что все предметы бытовой и церковной утвари местного происхождения. Ими пользовались наши родные предки. Центральное место в зале старины занимает фото-информационный материал о Николае Бирюкове – последнем священнике храма. Особый акцент экскурсоводом делается на рассказ о возрождении православной общины, о проделанной работе на храме, о духовном оздоровлении общества. Музей и архив любого уровня - гарант сохранения культурно-исторического наследия.
В молельной комнате прихода в православные праздники служит отец Максим, проводит обряды Таинства Крещения, ведёт просветительские беседы с прихожанами.
Сельчане хотят, и способствуют тому, чтобы старинный Вознесенский храм вернулся к служению людям. Чтобы звучала молитва, в алтаре вновь совершалась Бескровная Жертва, а со стен строго смотрели святые лики.
Возврати себе Храм,
Возврати себе свет!
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
/ «Мой храм» О. Газманов/
Список литературы
Декларация Мехико по политике в области культуры// Культуры: Диалог народов мира. ЮНЕСКО, 1984. – №3. – с.77.
Кругликова Г.А. Сохранение культурного наследия как фактор социального здоровья нации// Ресурсы Интернет. Режим доступа:http://do.teleclinica.ru/184727/Черкаева О. Церковные музеи: единство и разнообразие//Музей. Ежемесячный российский журнал. – 2011. – июнь (№6).
Проблемы сохранения церковного наследия: Сборник статей под ред. МБ.Пиотровского и М.Н.Цветаевой. – СПб., 2010. – с.262.
Гуральник Ю.У. Музейная социология. – Музейная педагогика. Сост. к.п.н.Соловьева М.Ф. – Киров 2005, с.101
2.Загайнова Е.Н.Детский рисунок как средство совершенствования музейной деятельности (из опыта работы Кирово-Чепецкого МВЦ). – Музей на рубеже веков: история, состояние, перспективы. (Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию Кировского областного краеведческого музея). – Киров 2006, с.181-185
Сухоложье: история, люди, судьбы. Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора Леонида Быкова. Ек. 2010г. с.315, 4 абзац.
Качусова Нина Николаевна,
Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат (с. Филатовское)
ninakachusova@mail.ru