Практическое руководство по преодолению языкового барьера


-539115-188595 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru_____________________________________________________________________________
Практическое руководство по преодолению языкового барьера
Методическое пособие
Составитель: Багнюкова Е.Б.
г. Шахты
2016
Практическое руководство по преодолению языкового барьера
Пояснительная записка
Для начала стоит поговорить о том, что однозначно не помогает при изучении английского языка:
Убежденность в существовании единственно правильной "чудодейственной" методики, которая, как обещает реклама, сделает чудеса за 3, 7 дней или за месяц.
Желание немедленно добиться 100% успеха - принцип "Все или ничего"
Нежелание замечать свои успехи, а стремление видеть только недостатки
Отсутствие мотивации
Нежелание что-либо делать самостоятельно, пусть учитель сам меня научит
Что помогает изучить английский и любой другой язык.
Сильная мотивация. Связь желания изучить язык со всеми значимыми ключевыми областями жизни.. Желание использовать для изучения языка любые возможности - читать книги в транспорте, слушать песни по радио в маршрутке по дороге на работу, смотреть фильмы только на английском языке.
Гибкость в поведении. Возможность делать ошибки, неизбежные при изучении языка, и применять различные методы, чтобы развивать все аспекты владения языком: говорение, написание текстов, восприятие информации на слух и чтение.
Практика преодоления языковых барьеров Как правило, мы начинаем изучать иностранный язык, уже обладая определенными навыками и установками, привычками и сложившейся картиной мира. Родной язык является основой ткани, связывающей воедино наши представления о себе и о мире в котором мы живем. Изучение иностранного языка неизбежно требует изменения этой картины. Так же, мы можем столкнуться со специфическими затруднениями, возникающими в речи. Они называются языковые барьеры. Что такое "языковой барьер"? Мы часто слышим это выражение, и оно в целом кажется понятным: языковой барьер - это невозможность общаться с представителями другой национальности и культуры на их языке. Взаимонепонимание, продиктованное незнанием чужого языка. Стоит сразу определить точность формулировок. Существует собственно лингвистический барьер, когда мы не можем говорить и понимать другой язык просто потому, что у нас не сформированы соответствующие навыки. Этот барьер можно считать объективным.
Но есть ещё языковой барьер, который можно назвать субъективным. Он бывает у тех, кто обладает речевыми навыками необходимого языка, но… всё равно переживает чувство отчуждённости, непонимания, страха при попытках общения на этом языке. Это собственно психологический, коммуникативный барьер, который всегда индивидуален. "Языковой барьер" проявляется как индивидуальная, субъективная невозможность овладеть иностранным языком, или пользоваться теми знаниями, которые уже есть.
Выделяется четыре типа барьеров: Барьер понимания - сложность в понимании иностранной речи, также проявляющая себя и в обычном общении на родном языке. Мы часто можем "не понимать" смысла происходящего и на родном языке или "понимать" преувеличенно, иногда в ущерб себе. Соответственно, все психологические коммуникативные затруднения становятся значимыми барьерами. Барьер проявляет себя на уровнях непонимания отдельных слов, связи слов во фразе или смысла предложений. Барьер говорения - широко распространенная сложность как на начальном этапе обучения, так и для продвинутых студентов. Проявляет себя как невозможность выразить свои мысли, высказать свою точку зрения. Барьер говорения существует и в родной речи и часто называется "синдромом собаки" (когда все понятно, но сказать невозможно). Культурный барьер может возникать на продвинутых уровнях изучения нового языка, когда человек неизбежно начинает сталкиваться с понятиями и стереотипами, которых нет в родном языке. Общение с носителями языка погружает человека в непривычную для него культурную ситуацию, в которой возникают феномены неприятия, отчужденности, непонимания на мировоззренческом уровне. Барьер отношения к изучению языка как к школьному предмету - "осадок", остающийся от изучения иностранного языка в школе. Это - сложившиеся навыки и отношение к предмету, которые не всегда служат хорошей основой для продолжения изучения языка.
Методы обучения
Всегда ли на ошибках учатся?
Способы обучения иностранным языкам испокон веку были предметом жарких дискуссий методистов. Все сходились в одном: социальный заказ диктует формы обучения. Если на протяжении многих лет, благодаря существованию “железного занавеса”, нам достаточно было “читать и переводить со словарем”, то сегодняшнее время требует совсем других навыков. В первую очередь, умения общаться с иностранцами. Наше общество сейчас полностью открыто для Запада, но, несмотря на это, только небольшой процент “продвинутой” молодежи настроен на общение со сверстниками за рубежом. Выпускники российских школ гораздо лучше знают английский язык, чем большинство выпускников школ Западной Европы. Они прекрасно справляются со сложными грамматическими тестами, делают серьезные доклады, используя широкий лексический арсенал, и даже произношение наше выгодно отличается от произношения европейцев. Последние же, наоборот, уступая нашим выпускникам в качестве знаний, легко общаются, не комплексуя по поводу своего произношения, используя в речи не более 3–4 видо-временных форм и не особо беспокоясь о наличии в своей речи ошибок. Что же мешает нашим детям, имея такую хорошую языковую подготовку, говорить?
Дело в том, что знание языка и умение общаться на нем – две разные вещи. Даже очень хорошая языковая подготовка может остаться мертвым грузом, если человек не использует ее в речи. Мешает этому психологический барьер, корни которого кроются в излишнем усердии учителей, не позволяющих детям говорить с ошибками и исправляющих их на каждом шагу. Часто учителя поправляют детей настолько автоматически, что даже не замечают этого за собой. Как уже было сказано выше, психологический барьер начинает формироваться у детей на самых первых этапах обучения языку. Чтобы избежать этого, навыки общения необходимо закладывать с самого начала. Мы смеем предположить, что для решения этой проблемы необходимо иметь и активно использовать аудиопособия, записанные носителями языка из разных стран, и пересмотреть отношение учителей к исправлению ошибок у учеников.
Здесь хотелось бы подробнее остановиться на классификации ошибок и отношении к ним. Существует три основных вида ошибок, регулярно исправляемых учителями. Это – смысловые, грамматические и фонетические ошибки.
Начнем с первых. Отношение к смысловым ошибкам должно быть однозначным. Поскольку искажение смысла мешает взаимопониманию, ни в коем случае нельзя игнорировать их. Напротив, лучшее, что может сделать учитель, – с юмором довести ситуацию до абсурда с тем, чтобы ребенок сам понял свою ошибку. Делать это надо очень тактично, помня о том, что не каждый ребенок умеет посмеяться над собой, поэтому объектом шутки должен быть не ребенок, а его высказывание. Например, при ответе на вопрос: “Denis, what do you do every day?”, – ребенок путает слова:”I wash TV every day.” Правильная реакция учителя: “You wash (жестом изображает) TV every day! That’s great! Lena, do you wash (жест) TV every day too?” – “No, I don’t!” – “Why? Why don’t you wash TV every day? Denis does! He washes (жест) TV every day!” (Как правило дети смеются, причем громче всех – автор «шутки» – Денис.) “What do you do with your TV, Lena?” – “I watch TV.” – “Oh! You watch (жест) TV every day! Denis! Lena doesn’t wash TV! She watches TV! Do you watch TV?” – “No, I don’t!” – “What do you do with your TV?” – “I wash my TV!”, – говорит ребенок со смехом.
В данной ситуации ребенок так и не ответил правильно, но главное – он понял свою ошибку, и в то же время его самолюбие не пострадало, поскольку он воспринял свою ошибку не как промах, а как удачную шутку, которая повеселила весь класс.
Грамматические ошибки – вторая группа ошибок, часто исправляемых учителями. Существует два проверенных способа избежать их исправлений в двух различных ситуациях: в речи и в грамматических упражнениях. Грамматические ошибки, совершаемые в речи, не должны исправляться ни в коем случае. Ребенок должен чувствовать, что его понимают и что это то, ради чего он говорит. Как же быть, если вы не хотите, чтобы остальные дети слушали речь, полную ошибок? Реакция учителя на фразу с ошибкой должна состоять из двух этапов: принятие и верный вариант. Например, на вопрос: “What does your mother like to do?”, – ребенок ответил:”She like to cook.” Учитель должен сначала выразить принятие ответа ребенка одной из следующих реплик: “Good!” или “Really?” или просто “Oh!” и только после этого с одобрительной интонацией, обращаясь к другим детям проговорить правильный ответ: “She likes to cook!” При этом происходит интересная вещь. Ребенку кажется, что он именно так и сказал, а учитель просто повторил его слова, и вскоре ученик сам начинает говорить правильно.
Последний вид ошибок – фонетический. Частое исправление фонетических ошибок искореняет уверенность детей в своих возможностях уже на самом начальном этапе обучения языку. Многие учителя считают свое произношение идеальным, хотя оно таковым на самом деле не является. Печально бывает наблюдать за тем, как учитель, чьё произношение далеко от совершенства, исправляет своих учеников, пытаясь заменить их неправильное произношение на своё. В то же время мы заметили, что, независимо от того, как говорит учитель, большинство детей имеет хорошее произношение, если они регулярно аудируют речь носителей языка. Небольшой процент учеников, неспособных сымитировать иноязычную речь, являются, как правило, пациентами логопедов, и маловероятно, что в жизни им потребуется умение говорить по-английски без акцента.
Практикум по преодолению психологического барьера
При работе с данными психотехнологиями очень важно придерживаться определенного алгоритма, нескольких правил:
Начать следует с техник концентрации внимания. Прежде чем прибегать к тому или иному приему, следует «очистить» свое мышление, убрать из головы все мысли, непосредственно техники не касающиеся. Недаром говорят, что самый красивый иероглиф можно написать только на чисто белом листе бумаги. Чтобы методики работали эффективнее, важно заранее задействовать положительный фон, работать на позитиве. Самое главное: запастись терпением. Погружаться в описанные ниже состояния, задерживать в голове нужные образы следует в течение, как минимум, десяти минут. Здесь, как в фотографии, многое зависит от выдержки, экспозиции. Одной-двух минут – мало. Подсознание – вещь инертная, для успеха же необходимо пробиться именно к глубинным слоям психики. Повторим еще раз: чтобы довести психотехники до автоматизма, нужно сосредотачиваться на своих переживаниях хотя бы по пять-десять минут.
Занятия должны быть систематическими. Психотехники – это своеобразный  бодибилдинг. Спортсмен наращивает мускулы с помощью постоянных тренировок, постепенного увеличения нагрузок и регулярной смены упражнений. Вам же предстоит  укреплять свою уверенность и умение преодолевать преграды с помощью все возрастающего усиления интенсивности и яркости образов. Тут, как в спорте: одни упражнения надо повторять каждый день, другие – через день. Всякий раз следует сначала повторять старые, базовые упражнения, а затем – нагружать психику новыми элементами. Со временем острота прежних «картинок» притупляется, они уже не вызывают должного эмоционального отклика. В этом случаи их стоит заменить на новые, обращаясь к еще нетронутым воспоминаниям или модифицируя уже использовавшиеся. И не забывайте: когда упражнение приедается, необходимо заменить его на новое, иначе тренировка не принесет результатов.
Позитивные образы должны сопровождаться реальным действием. Если решили бороться со своим страхом, извольте регулярно проходить сквозь «страшные» ситуации. Если занимаетесь постановкой уверенности, решитесь, наконец, делать то, что боялись сделать раньше. Только в этом случае техники начнут действовать в полную силу.
Комплекс 1: Соберись!
Упражнения на концентрацию внимания
Чтобы добиться успеха в жизни, следует научиться управлять своим вниманием. Вот основные составляющие способности концентрироваться:
умение удерживать внимание на каком-то конкретном объекте;
умение на время забыть обо всем, кроме этого объекта, и не пускать в голову посторонние мысли, эмоции и образы;
умение удерживать внимание в течение длительного времени;
умение при необходимости быстро переключать внимание с одного объекта (дела) на другой.
Приведенные ниже техники рассчитаны как раз на отработку все вышеприведенных навыков. Начинающим советуем, прежде всего, научиться сосредотачиваться на определенном предмете при помощи следующего упражнения, несложного и эффективного.
Техника «Часы». Возьмите часы с секундной стрелкой. Предварительно засекая время, не отрываясь, смотрите за движением этой стрелки. Сосредоточьтесь на ней, так, чтобы все остальное перестало для вас существовать: вы видите только движение стрелки и ничего другого. Затем определите, сколько времени вам удавалось смотреть на часы, не отвлекаясь и не пуская в голову посторонние мысли. Новички, как правило, больше тридцати секунд не выдерживают. Потренировавшись, вы научитесь сосредотачивать внимание в течение двух-трех минут без перерыва. Отличный результат составляет пять-семь минут непрерывной концентрации. Далее  приводится комплекс упражнений на внимание, регулярное выполнение которых гарантирует вам умение управлять свои вниманием. 
Техника «Лунная дорожка» («Четыре слайда»).
Слайд 1.Закройте глаза. Пусть перед вашимвнутренним взором предстанет самый красивый морской пейзаж, который вы когда-либо видели.
На море штиль. Солнце медленно и плавно опускается за горизонт. Легкая волна накатывает на берег, оставляя мокрый след на песке. Вдох - волна плавно накатывает на песок, выдох - волна так же плавно уходит. Что может быть естественнее ритма морского прибоя? Становится темнее и над морем, и в вашем воображении.
Перед вами - спокойная морская поверхность.
Слайд 2. Ночь. Зима. Снежинки медленно опускаются на морскую гладь и растворяются в темной воде. И ваши мысли, подобно этим снежинкам, тают, тают, тают... Снег падает все реже и реже и, наконец, прекращает идти совсем. Исчезает и поток мыслей в вашей голове.
Слайд 3. Ночь. Бездумье. Покой. Пустота... На небе появляется полная луна. Ее холодный свет отражается на поверхности воды. На яркой лунной дорожке вы видите отчетливую надпись: «Концентрация внимания».
И с каждым вдохом и выдохом ярче и ярче становится луч вашего внимания на ровной поверхности сознания. Все остальное - в непроглядной тьме Вы полностью собрались, сконцентрировались только на лунной дорожке и надписи.
Слайд 4. Вы медленно поворачиваетесь спиной к морю, и видите перед собой  гладкую заснеженную равнину. Ее освещает лунный свет вашего внимания. Перед вами - чистый белый снег до горизонта, как белый лист бумаги, на котором проявляются огромные буквы: «К О Н Ц Е Н Т Р А Ц И Я   В Н И М А Н И Я».
В вашей душе покой и пустота...
Кстати, эта техника позволила значительно улучшить память многим сотням студентов при изучении иностранного языка или подготовке к экзаменам.
Техника «Ступени концентрации»
1.      Поставьте перед собой конкретную задачу: выучить 50 английских слов или разобрать накопившуюся за месяц почту. Четко определите: сколько времени вы на это потратите, и насколько сильно сконцентрируетесь на задаче. А потом ни при каких обстоятельствах не меняйте принятого решения!
2.      Заметили, как ускользает мысль? Уже хочется прогуляться на кухню, сварить кофейку... Отличного крепкого кофе... Вы уже ощущаете его аромат... Стоп! Ваша цель - почта, а не кофе. И пусть ваши мысли изволят вернуться именно к почте или к английскому языку.
3.      Не так-то просто держать внимание в узде... Пусть это станет вашим правилом: все внимание тому, что делаете здесь и сейчас. Поначалу научитесь концентрироваться хотя бы в течение получаса. Потом – в течение часа. Потом – двух. Сами удивитесь, как быстро все пойдет на лад!
Техника «Выбор приоритетов». Попробуйте составить своеобразное «расписание внимания». Запишите все, что планируете на сегодня, в порядке убывания важности. Прежде, чем составлять «рейтинг дел», хорошо бы минут на пять расслабиться, чтобы успокоиться и привести в порядок мысли. Итак, сначала необходимое. Потом – менее важное. Потом – пустяки и мелкие проблемы. Вы ничего не забыли? Чем конкретнее задача, тем легче на ней сосредоточиться. Поэтому вместо обтекаемого: «Подготовиться к встрече» уместнее будет написать: «Составить такие-то документы, достать такие-то справки, приготовить такие-то бумаги». И дело пойдет куда быстрее!
Ваша задача: определить свой личный ритм мышления. А затем именно в соответствии с ним стоит составлять список дел. Если голова у вас лучше всего работает во второй половине дня, именно на это время следует наметить самые сложные и трудоемкие дела. У каждого человека ритм жизни индивидуален. Чтобы заставить свой мозг работать эффективно,надо к себе прислушиваться.
 
Комплекс 2: Для бесстрашных нет преград!
Упражнения для преодоления барьера страха. 
Почему многих людей успех обходит стороной? Потому что они не умеют работать с собственным страхом… Страх надо любить! Нам стоит поблагодарить его за то, что он неизменно предупреждает нас об опасности. Именно страх делает нас собраннее, внимательнее, побуждает  заранее анализировать ситуацию и готовиться к ней.
Однако нередко эмоция страха «переигрывает», и уровень испуга значительно превосходит реальную опасность. К тому же, наш прошлый негативный опыт неизменно усиливает, подпитывает переживание страха. С годами страх медленно, но верно сокращает границы зоны активности – поэтому с ним необходимо бороться!
Все страхи можно поделить на три группы:
страхи физические – боязнь темноты, острых предметов (например, ножей), экстремальных видов спорта, выступлений на соревнованиях и т.п.;
страхи социальные – боязнь публичных выступлений, переговоров, знакомства;
страх новизны – боязнь перемен, смены работы, профессии, переездов, новых проектов.
Все описанные ниже технологии можно поделить на несколько групп:
против экстремальных страхов – они возникают внезапно, во время резких, экстремальных, изменений ситуации и на принятие решения и активное поведение порой остается лишь минута, а то и вовсе несколько секунд (прыжок с вышки, парашютный спорт, соревнования и т.п.);
против хронических страхов – они постоянно с нами, и даже с годами не проходят;
против страха новизны – о боязни менять свой стиль жизни, судьбу, решатся на новые проекты, уже говорилось выше. 
Техника «Вперед, в пасть льва!» – это тот же фильм ужасов, только созданный по индивидуальному сценарию. Участнику, решившемуся испытать на себе методику, предлагается представить «жуткую» ситуацию в красках, искусственно вызвать у себя страх, постоянно о нем думать, активировать соответствующие эмоции. Под руководством тренера человек вступает в контакт с собственным ужасом. В «испуганном» состоянии прислушивается к ощущениям в теле, к эмоциям в душе, мыслям, возникающим в голове. Фильм о самом большом страхе полагается смотреть, постоянно вводя новые компоненты и детали, делать происходящее все более трагичным, до предела напрягая собственное воображение. При этом не только сама эмоция ужаса становится сильнее, но возникают и физические симптомы страха: дрожь, учащенное сердцебиение, напряжение мышц. Здесь возможны два варианта. Например, довести ужас до высшего уровня и напрячься, постараться удержать интенсивность страха, не дать ему разрядиться. Для слабонервных подойдет другой способ: действовать волнообразно (усиление страха – разрядка, снова усиление и снова разрядка).
Завершать сеанс следует тогда, когда страх и в самом деле отступит. В среднем достаточно бывает смаковать свой ужас в течение пятнадцати минут или получаса. Правда, в особо тяжелых случаях могут потребоваться повторные «погружения». Однако уже через пять (иногда – пятнадцать) сеансов страх исчезает совершенно. Как понять, что метод действует? Проще простого!
Какими бы яркими не были «страшные» картинки, которые представляет себе «испытуемый», они уже не вызывают прежних эмоций.
Из четких и цветных «образы страха» становятся туманными, размытыми, нечеткими.
Мысли о своем страхе уже не интересуют, думать о нем не хочется. Возникает  приятное чувство расслабленности, зевота – первый симптом расслабления, мышцы уже не напрягаются.
 Есть и еще один важный психотерапевтический компонент приведенной выше техники. Люди часто говорят, что страх играет с ними, словно кошка с мышкой. Зато те, кто отправляется «в пасть льва», сами начинают играть со своей боязнью. Из слуг страха они превращаются в его господ. Техника «Вперед, в пасть льва!» напоминает один из природных механизмов бесстрашия, основанный на отчаянии. Замечено, что у некоторых людей он особенно хорошо развит. В обычной жизни такой человек может ничем не выделяться: тихий, серенький, слабый, трусливый. Но стоит загнать его в угол, поставить в экстремальные обстоятельства, и он преображается. Отчаяние делает его героем. И безвыходная ситуация придает бесстрашие. Не стоит давать такому «мышонку» ощутить вкус безысходности, каким бы безобидным на вид этот человек не казался. Иногда и представить себе трудно, на что он способен...
Итак, техника «Вперед, в пасть льва!» позволяет снимать сразу несколько видов страха. Среди них:
страх публичных выступлений;
страх аварий, катастроф;
страх провала на переговорах;
страх спортивных и тому подобных соревнований.
 Техника «Парадоксальная интенция». По сути, эта методика является аналогом вышеприведенного приема. Разница лишь в том, что применяется она перед тем, как человеку предстоит столкнуться с предметом своих страхов в реальной жизни: перед прыжком с парашютом, глубоководным погружением, спуском в пещеру и т.п. Важно не только довести свой страх до предела, но затем еще детально рассмотреть все варианты позитивного будущего. Представить себе, что испытание уже пройдено, не раз и не два, а десять – и всякий раз все кончалось хорошо. Упражнение должно сопровождаться глубоким ритмичным дыханием. Для подавления страха существуют еще два эффективных механизма: «Злоба» и «Я должен». Первый больше подходит для людей эмоциональных, второй – для тех, кто привык опираться на свой рационализм. Рассмотрим каждый из приемов по отдельности.
Техника «Я должен». Не секрет, что всякий раз, когда нас охватывает страх, в голове у большинства начинают звучать голоса поражения: «Все, конец, я пропал, ничего не выйдет». Но есть люди, который в такие минуты говорят себе: «Я должен! Я смогу, у меня получится! Прорвемся!». Весь вопрос в том, какие голоса в таких случаях звучат в вашей голове и насколько громко. С помощью специальной тренировки можно повысить громкость голоса, повторяющего «Я должен». Вы сами можете произносить эти слова вслух или даже про себя – но громко, с максимально уверенной интонацией. В нашей культуре принято аналогичным образом использовать банальную матерщину (обращаясь к самим себе), и это неплохо срабатывает. Помните, что фраза поддержки должна быть короткой (достаточно слова-двух), нести мощный эмоциональный заряд и действовать на психику, как удар хлыста. В экстремальной ситуации вы не сможете позволить себе роскошь вежливого обращения к себе, любимому, вроде «Володечка, пожалуйста, не бойся, соберись, ты же такой храбрый мальчик…». Максимальная жесткость обращения в данном случае только приветствуется.
Техника «Злоба». Сущность этого механизма ясна уже из названия: максимально «накрутив» себя, легко можно позабыть и о самом страшном страхе. Самое главное: как можно сильнее разозлиться – на себя, на окружающих, на собственную трусость, да мало ли на что еще? Некоторые люди в такой момент даже рычать начинают!
Техника «Обращение к душе».Многие люди говорят, что когда их охватывает страх, душа как бы «отлетает» и они уже не соображают, что делают. Но если громко и уверенно обратиться к душе, можно как бы вернуть ее назад – а значит, успокоиться и преодолеть страх.
Техника «Транс».Многие люди, побывавшие в экстремальных ситуациях, рассказывают об интересном ощущении, которое помогало им справиться со страхом. Им казалось, будто их сознание отключилось, и они действуют «на автомате». Возникало чувство, что все кругом движется в замедленном темпе, словно во сне, а воздух сгустился. Чтобы вовремя погрузиться в подобный «боевой транс», необходимо тренироваться. Для этого надо регулярно использовать технику дыхания всем телом, добиваясь максимальной успокоенности в душе, расслабленности и «безмыслия». Тогда в нужный момент наверняка удастся «отключить» свой страх.
Техника «Юмор».Страх ужасно боится смеха. Но ведь и в экстремальной ситуации всегда можно найти что-то смешное и нелепое. С помощью юмора подстегивал себя и знаменитый полководец Суворов. Он спрашивал себя самого: «Ну что, страшно тебе, скелет? А будет еще страшнее, когда узнаешь, куда я тебя поведу!». Французский актер Жерар Депардье также не раз подчеркивал: «Чтобы победить страх, надо постоянно заставлять себя улыбаться!».
 
Техника «Стыд».Для некоторых людей страх «потерять лицо» куда сильнее любого другого существующего страха. Помните, как товарищи спросили Хаджи Мурата в «Казаках» Толстого, почему он никогда ничего не боится? Он в ответ поведал им, что, когда он был маленьким, на тейп, воспитавший его напали, началась резня. Он тогда убежал, но потом ему было очень стыдно: ведь он предал вырастивших его людей, оказался трусом. И с тех пор, как только перед ним появлялся новый страх, он немедленно испытывал стыд за тот свой побег, и тогда смело шел вперед, не боясь ничего.
Техника "Наедине с хищником". Если вы опасаетесь какого-либо человека, боитесь его, эта техника поможет вам переиначить образ врага в образ друга. Она позволяет выстроить отношения с собственной эмоцией, договориться с ней. Метод особенно хорошо помогает творческим людям с богатым воображением. С его помощью можно максимально использовать внутренний потенциал в режиме самообучения, а эффект часто превосходит все ожидания!
Техника «Волшебная надпись». Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как вы ее написали: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? Какие чувства вызывает у вас запись на бумаге: подавленность, растерянность, страх?
Например, вы написали "Я боюсь экзамена" мелким нервозным почерком. А теперь перепишите эту фразу так: букву "Я" сделайте большой - на половину листа, а слова "боюсь экзамена" напишите маленькими буквами. Как изменились ваши чувства? Зачастую только изменение графического начертания слов меняет наше отношение к предмету страха. Ключевые слова проблемы нужно изобразить так, чтобы она перестала вызывать стрессовые эмоции. Измените смысл фразы. Например, если вы написали: "Я боюсь экзамена", то перепишите ее так: "Каждый экзамен для меня - праздник!"
Напишите фразу крупным почерком, разрисуйте буквы так, как это бывает в школьном букваре: украсьте их флажками, звездочками, цветами. Фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Используйте цветные фломастеры: любимые цвета усиливают позитивный эффект.
Техника «Дыхание шариком». Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, уже двадцать лет занимающийся подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям, предлагает этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз. Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
 Техника «Герой из будущего». Представьте себе, что в будущем вы делаете то, чего вы боитесь, и успешно достигаете своей цели. Сначала подумайте, как это делал бы кто-то другой, более смелый, чем вы, Затем представьте, как это делаете вы сами, глядя на себя как бы со стороны. Следующий этап: переживите в своем воображении этот момент и закрепите в памяти ваши ощущения, прочувствуйте их всем своим существом. И, наконец, непременно выполните это действие на самом деле.
Техника «Первый охотник». Сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза. Медленно и глубоко вдохните, так же медленно выдохните. Представьте, что вы погружаетесь в сон, вспомните, как вас охватывает дремота, как становится тепло и уютно. Вы постепенно засыпаете...
И оказываетесь в пещере, полной первобытных людей! Вы тоже – дикарь. Вокруг сидят дети, старики, женщины и мужчины. Вы – охотник. У ваших ног сложены топоры, копья. Быть может, вы не самый сильный и не самый опытный в племени. Но зато вы – самый храбрый!
Внезапно у входа в пещеру раздается вой. Это голос огромного саблезубого тигра. Все племя вздрагивает. Все жмутся друг к другу, бросают ветки в костер, чтобы пламя разгорелось ярче. Даже опытным и сильным охотникам не по себе. Ведь многие из них уже встречались со страшным хищником, их тела разукрашены шрамами. А кто-то уже никогда не придет назад в пещеру с охоты... Тигр съел их, и теперь требует себе новую жертву.
И тогда вы поднимаетесь, берете свое копье и идете к выходу. Вы не оборачиваетесь, не зовете никого за собой. Ведь они знают, что вы здесь не самый сильный и опытный. Зато вы – самый храбрый. Вы – Первый Охотник племени! Да, вам страшно. Но вы упорно идете вперед.
У пещеры вы лицом к лицу сталкиваетесь с гигантским тигром. Страшную пасть освещает отблеск костра из пещеры. Еще можно убежать! Однако вы даже не оглядываетесь. Вы – Первый! И за вами непременно пойдут более опытные и сильные. Просто они не настолько храбры, чтобы стать первыми. Но теперь они поднимаются, хватают копья. Вы слышите приближающиеся шаги. И не дожидаясь остальных, не оглядываясь, вы бросаетесь на рычащего хищника!
Все остальные тоже принимают участие в бою. Снова и снова племя нападает и, наконец, вы добиваете зверя. Именно вы нанесли первый удар, вам и достается шкура тигра. Вновь вы сидите у костра, но теперь – в почтительном одиночестве, на шкуре саблезубого тигра. Ведь вы - Первый воин в племени, самый храбрый охотник. Вы ловите на себе восхищенные взгляды женщин. Еще бы! Они хотят иметь от вас детей, чтобы те выросли в таких же Первых Охотников. Быть может, и в реальной жизни в вас таятся гены того самого, Первого Охотника. Просто вам еще только предстоит открыть их и реализовать себя.
Постарайтесь теперь припомнить побольше случаев, когда вы тоже были первым, делали то, что боялись делать другие. И запомните: мир принадлежит Первым Охотникам!
Техника «Снятие движением». Давно замечено, что физические действия уменьшают тревогу, страх. Боксеры, каратисты, борцы, прежде чем выйти на поединок, делают разминку, чтобы избавиться от этих неприятных чувств. Говорят, что известный герой гражданской войны Котовский перед казнью снимал у себя страх смерти, делая японскую гимнастику в камере. Все это вполне вероятно, ведь физические упражнения способствует «сжиганию» гормонов страха. Есть упражнения «краткого действия», которые эффективно утилизуют «энергию страха». Здесь плавание – вне конкуренции. Оно не только вас успокоит, но и сделает дыханием ритмичным. К тому же, пловцу гарантирован эффективный массаж всего тела. Нет под рукой подходящего водоема? Займитесь бегом, причем на длинные дистанции. Зимой снять тревогу помогут лыжи. Неплохо действует подъем тяжестей: замечено, что «качалка» хорошо убирает страх. Наконец, можно элементарно сесть на велосипед. Не ленитесь, все лучше, чем стучать зубами от ужаса на любимом уютном диванчике. Но после того, как самые явные страхи побеждены, пора переходить ко второму этапу.
Чтобы выработать в себе активность, уверенность, способность за себя постоять, лучше всего прямиком отправиться в ближайшую группу карате. Или, на худой конец, прийти в спортзал и доказать боксерской груше, что и вы чего-то стоите. Ну, а если вам повезло, и вы уже занимаетесь каким-либо боевым искусством, лучший вариант - спарринг. Настроиться на нужную волну поможет отработка мощных ударов ногами и руками или техники ведения боя. Для пущего эффекта стоит заняться сложными техническими движениями. Скажем, лихо крутить сальто, или проделывать замысловатые прыжки, придуманные в свое время японцами. Сложные связки в карате, искусные приемы айкидо помогут сосредоточиться и поверить в себя. Это гарантирует защиту от будущих страхов.
Техника «Резинка против страха». Наша психика сродни дикому зверю, который нуждается в дрессировке. А в основе любой дрессировки, как известно, лежит подкрепление, либо наказание. На запястье левой руки наденьте медицинскую резинку. Теперь, как только вы ощутите первые признаки страха, нужно ее оттянуть и резко отпустить. Наносить себе такие болезненные удары следует до появления злобы.  Вызвав же в себе состояние уверенности, бесстрашия, нужно подкрепить его положительной эмоцией (например, выпив чашку любимого кофе, послушав любимую музыку или съев шоколадную конфету, кому что нравится). Вам достаточно будет поработать с резинкой месяц-другой, и можно будет отказаться от нее. Выработается условный рефлекс: бояться – больно и плохо, быть бесстрашным и уверенным – хорошо!
Техника «Рационализация страха». Данная методика основана на реалистичной оценке возможных последствий того или иного действия.  Необходимо просчитать все возможные варианты развития пугающей ситуации. Скорее всего, вы убедитесь, что вероятность печального исхода не так уж высока. А значит – почувствуете себя увереннее и защищеннее. Попутно вы оцените происходящее и выясните, что вы сможете потерять, а что – приобрести в случае того или иного исхода.
Комплекс 3: Будь уверен!
Упражнения на развитие уверенности в себе
Уверенность в себе – одно из самых интересных свойств человеческой психики. Но, надо сказать, эта тема еще очень мало разработана в психиатрии, психотерапии или психологии. Прежде чем переходить к упражнениям на развитие уверенности, необходимо провести своеобразную диагностику: насколько лично вы уверены в себе. Необходимо разобраться как часто и какие признаки уверенности или неуверенности у вас присутствуют.
  Симптомы неуверенности Признаки уверенности
Общее внутреннее состояние       иллюзия уменьшения в размерах;
      желание провалиться сквозь землю, стать незаметным для окружающих;
       отсутствие внутреннего стержня (кажется, будто превратился в амебу);
       отсутствие энергии;
     нарушение координации движений (непонятно, куда девать руки-ноги, язык заплетается);
   обилие в речи слов-паразитов, неясностей, потеря смысла сказанного;
  ощущение своей «пришибленности», словно чем-то придавили сверху. иллюзия увеличения в размерах («нас - много!»);
   появление стержня внутри, спина и плечи распрямляются;
    появление внутренней силы, прилив энергии;
    отсутствие страха перед другими, желание быть в центре внимания;
        легкость во всем теле, «крылья за спиной»;
      отличная координация движений (хоть пляши чечетку, танцуй танго или делай акробатические пируэты).
В душе:       тревога;
     ощущение своей слабости, беззащитности;
       стыд за себя, беспричинное чувство вины;
        сниженное настроение.      повышение самооценки («Я – герой своей жизни!»);
       уверенный взгляд в будущее;
       повышенное настроение.
В голове:        постоянные сомнения, аналитический паралич («Быть или не быть? Делать или не делать?»);
       повышенное внимание к мнению окружающих («Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?»);
        боязнь ответственности;
        страх за будущее.        отсутствие страха перед выбором, принятием решений;
       отсутствие страха перед ответственностью;
        уважение к чужому мнению сочетается с готовностью самостоятельно выбирать свою дорогу.
 
Протестировав себя по этой таблице, попробуйте определить, как долго длятся у вас периоды уверенности или неуверенности: неделями, месяцами, годами? С чем вы живете большую часть времени – с уверенностью или с неуверенностью? Иной раз на тренинге выясняется, что люди вообще понятия не имеют, что это такое – быть уверенным в себе. В этом случае используются два следующих приема.
Техника «Лучшие воспоминания». Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально, ярко переживите его. Отметьте основные признаки вашей уверенности.
Техника«Ваш герой». Постарайтесь войти в роль того человека, которым вы восхищались или восхищаетесь теперь. Можно вспомнить книжных героев или героев кинофильмов. Можно создать сводный образ идеального героя - такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьте его ярко, вживитесь в его характер, привычки. Наконец, слейтесь с ним воедино! Представьте, что, уснув ночью, вы утром проснулись уже в образе этого, на сто процентов уверенного в себе человека. С этим убеждением следует прожить три следующих дня, на самом деле ощущая себя собственным героем. 
Уже отталкиваясь от полученного таким образом «примера уверенности», можно переходить к тренировке с помощью других, более сложных психотехник.
 
Техника «Зеркало для героя». Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза - все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: "Я хуже всех!" Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности. А потом медленно "выйдите" из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и, наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.
Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы - уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были "на коне". Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: "Я верю в себя! Я уверен в себе!". Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке. Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: "Я уверен в себе!". Представьте себе огромный зал. Вы стоите на сцене, и вам аплодируют десятки тысяч человек. Под конец глубоко вдохните и откройте глаза. 
Техника «Ощущения уверенности». Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди рассказывают о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепна, и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.
Техника «Накачка уверенностью». Подберите цвет, который ассоциируется у вас с уверенностью. И мысленно «прокачайте» им все свое тело: каждую клеточку, каждую мышцу, каждый нерв. У любого из нас есть и своя «музыка уверенности»: для кого-то подойдет военный марш, кому-то больше по душе классика или рок-музыка. Следует прокрутить эту мелодию в голове во время «накачки». Стоит припомнить и свой личный «запах уверенности». Для всех людей уверенность пахнет по-разному: это может быть аромат особых духов, запах ружейной смазки или же – боксерских перчаток.
Техника «Корона уверенности». Представьте себя посреди стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется великолепная корона.
Техника «Надпись уверенности».Представьте себе чудесную радугу, широкую как небо. На ней огромными буквами написано: «Я уверен в себе». Одновременно с небес раздается громовой голос: «Я верю в себя!».
Техника «Символ уверенности».Какой предмет, дерево или животное вы бы захотели сделать символом своей уверенности? Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны… Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем – слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным и насладитесь этим ощущением.
Техника «Внутренний волк». Жизнь – штука тяжелая. И в экстремальной ситуации частенько приходится действовать по формуле «загрызи всех, пока не загрызли тебя». Страх перед волками – и в прямом, и в переносном смысле символизирует, на самом деле, страх перед собственной слабостью. Но давно известно, что решительный человек даже в одиночку способен справиться с несколькими противниками. Время будить в себе зверя! 
Одна известная чемпионка по велоспорту часто применяла перед выходом на трассу именно «технику волка». Ведь победу придется вырывать зубами, а для этого надо разозлится как можно сильнее. «Спортивная злость» – ключ к победе! Также она использовала состояния стихий, представляя себя то ураганом, то штормом, то извержением вулкана, и таким образом наращивала энергетику. После чего – побеждала!
Техника «Биоэнергетическая медитация». Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Мысленно перенеситесь в свое «место комфорта», где вам когда-то было приятно и хорошо. Все путешествия в глубины души начинаются именно оттуда. А теперь плавно начинайте глубоко дышать всей поверхностью тела. Представьте, что вы растворились в воздухе, стали им. Вы поднимаетесь все выше и выше в голубое небо, сливаетесь с ветром, гуляющим в вышине. Ветер усиливается. Вы несетесь вместе с ним, становясь все сильнее и сильнее. Постепенно скорость становится головокружительной, вы превращаетесь в ураган. Сила урагана – теперь и ваша сила. Вы несетесь вперед в восторге от обретенной мощи. На своем пути сметаете деревья, поднимает вверх столбы пыли, крушите все, что попадается по дороге, и ничто не может противостоять вам. Разве есть что-то сильнее урагана?
Наконец, вы видите перед собой бескрайний океан и плавно опускаетесь на волны. Вы сливаетесь с толщей воды, ощущая ее глубину и безбрежность. Огромные океанские волны становятся частью вас. Эти валы ударяют в берега, уничтожают корабли, достигают высоты многоэтажных домов. Они сильны и нескончаемы, на смену одной волне всегда приходит другая, и в этом – безграничность ваших возможностей, мощь океана. Его сила стала вашей силой.
Ваши волны все сильнее и сильнее бьют в скалистый берег. И вы превращаетесь в огромную скалу, нависшую над бурным морем. Вы ощущаете ее спокойствие, мощь, непоколебимость. Она стоит на земле не меньше миллиона лет и, быть может, простоит еще дольше.
Вы начинаете опускаться вниз, все глубже погружаясь под землю и, наконец, превращаетесь в бушующий огонь внутри вулкана, чья сила копится в глубинах земной коры. В конце концов, огонь с ревом вырывается наверх, земная твердь лопается. Пробив землю, вы чувствуете свою мощь в великолепной вспышке извержения, перед которым ничто не способно устоять.
Поднимаясь все выше, вы вновь оказываетесь в небе и летите вперед, все дальше и дальше, оказываясь под конец над огромным девственным лесом. Вы находите самое высокое и большое дерево: пихту, дуб, сосну или лиственницу, опускаетесь вниз, касаетесь его кроны... И чувствуете себя деревом: ваши мощные корни уходят глубоко в землю, питательные соки наполняют каждую клеточку. Вы ощущаете энергию и мощь. Ваши ноги-корни приносят вам свежие силы, солнце  питает вас через листья. Снег или дождь также даруют вам жизненные силы, как и воздух вокруг вас. Ведь вы – дерево, природный аккумулятор энергии, способный получать силу отовсюду: из солнечных лучей, из воды и снега, из земли, через дыхание. С каждой минутой ваша мощь возрастает. Насладитесь этим ощущением!
Техника «Татвы». Закройте глаза и вспомните самый чистый, легкий ВОЗДУХ, каким вы дышали когда-либо. Медленный плавный вдох - и этот замечательный воздух наполняет кисти рук, плечи, выдох - и он выходит через руки. Вдох - воздух заполняет ступни, голени, бедра, живот, грудь; выдох - и он плавно выходит через ноги. Вдох - воздух заполняет все ваше тело. Свойства воздуха становятся частью вашего тела. Легкость, прозрачность, невесомость. Вы и есть этот чистый, прозрачный, легкий воздух.
Представьте себе ласковую голубую ВОДУ. Вы лежите в голубом бассейне. Вдох - и вода заполняет ваши руки, плечи. Выдох - и она выходит через руки. Вдох - и вода заполняет наши ноги, выдох - выходит через ноги. Вдох - и вода заполняет вашу голову, выдох - выходит. Вдох - и все ваше тело полностью наполняется чистой голубой водой. Вы растворяетесь в ней. Свойства воды становятся частью вашего тела и вашей психики: текучесть, подвижность, всепроникаемость.
А теперь представьте бушующий ОГОНЬ. Вы дышите всей поверхностью тела, и с каждым вдохом огонь заполняет ваши руки, ноги, грудь, живот, голову. Вы заполнены бушующим пламенем, и свойства огня - отныне часть вас.
Представьте себе легкий серебристый МЕТАЛЛ. Медленный плавный вдох - и ваши руки и ноги заполняются металлом. Почувствуйте, как свойства металла становятся частью вас: прочность, надежность, стойкость.
А теперь представьте тяжелую, рыхлую и надежную ЗЕМЛЮ. Вы лежите на земле и дышите всей поверхностью тела. С каждый вдохом вы втягиваете в себя землю и, наконец, растворяетесь в ней. И свойства земли – теперь тоже часть вас: стабильность, надежность, уверенность.
И, наконец, представьте себе мощное, красивое ДЕРЕВО. Вдох - ваши руки и плечи становятся ветвями этого дерева. Выдох - и вы обретаете все свойства этого дерева: гибкость, грациозность, прочность. Особое внимание при отработке чувства уверенности следует уделить собственному детству, своей биографии и истории вашего рода. 
Техника «Сила рода». Мысленно переберите своих предков, выберите того, кто кажется вам наиболее сильным, уверенным, ярким. Сконцентрируйте на нем свои мысли и попытайтесь с ним... слиться. Подумайте, как бы он вел себя на вашем месте? Как решал бы ваши проблемы? О чем бы думал, что бы говорил? Получилось? Отлично! Теперь проделайте то же самое еще с парой прабабушек-прадедушек, которые являются для вас эталоном. Так потихоньку вы напитаетесь энергией и почувствуете себя куда уверенней. Очень многие люди на тренингах, выяснив, что в роду у них были дворяне, знаменитые купцы, военные герои, начинали по-иному ощущать себя. У них резко повышалась уверенность в себе, возрастало чувство собственного достоинства.
Техника «Супербиография». Проанализируйте свою биографию. Найдите в ней что-либо героическое, ценное, хотя бы пять-шесть событий. Стоит нарисовать и свое генеалогическое древо. Постарайтесь выстроить соответствующую историю своей жизни. Красочно распишите ее в героическом ракурсе. А как вы воспринимаете свое имя? Происхождение? Национальность? Какие были у вас достижения в жизни, успехи? С какими интересными людьми вы общались? Где вы добивались успеха?
Поймите, порой можно даже выдумать свои прошлые героические поступки. Ведь мы - это то, что мы о себе думаем. Профессиональные разведчики называют это «легендированием». Поначалу они сочиняют себе биографию, затем в деталях заучивают ее наизусть. А после бесконечно повторяют ее про себя, пока и сами в нее не поверят. Честное слово, на пятнадцатый раз вы и впрямь поверите, что были в прошлом сверхчеловеком. Надо лишь почаще "просматривать" свою новую биографию.
Создайте свою собственную историю. Вспомните, или даже придумайте, десять случаев, когда вы оказывались на высоте. Возвращайтесь к ним при всяком удобном случае, и не забудьте рассказать об этих происшествиях друзьям и знакомым. Пройдет не так уж много времени, и вы ощутите, что становитесь другим человеком: уверенным в себе и сильным. Не забывайте каждый день пересказывать истории о своем героизме другим людям.
Существует известный механизм «розовые очки». Секрет его в том, что человек с нормальной психикой достаточно быстро забывает неприятности, а хорошее помнит куда дольше (ну, а если у вас все происходит с точностью до наоборот, то это повод обратиться к психиатру). Действие этого механизма мы ощущаем постоянно. Например, когда с ностальгией вспоминаем прежнюю любовь, с которой давным-давно расстались. Все плохое забылось, так хочется все вернуть. Однако, вновь встретившись  с бывшей возлюбленной или возлюбленным, очень часто хочется сказать себе: «Лучше бы я этого не делал!».
Чтобы поверить в себя, научитесь «стирать» неприятные воспоминания еще быстрее. В конце концов, «правды нет, есть история о правде». Зачем же запоминать неудачи? Лучше вспомните о хорошем, да еще и раздуйте, приукрасьте свою победу, насколько это возможно.
Когда все описанные выше этапы пройдены, можно переходить к постановке «Корсета уверенности».
Техника «Корсет уверенности». Данная техника включает в себя тренинг уверенного голоса, жестов и соответствующего поведения.Запишите свой голос на магнитофон, послушайте его. Насколько громко и четко вы говорите? Выдерживаете ли вы паузы? Варьируете ли модуляции голоса по своему желанию? Насколько приятен тембр вашего голоса? Записывайте и слушайте себя столько раз, сколько потребуется, пока не останетесь довольны собой. Теперь попробуйте поговорить с кем-нибудь в таком режиме по телефону, а потом - при личном контакте.
Запомните три «голосовых правила» уверенного человека:
Выделяйте в разговоре звук «р», можно даже слегка грассировать. Как вы думаете, почему многие любят песни Высоцкого? Весь секрет в заложенной в них мощной энергетике. Только вслушайтесь: «Но пар-р-рус, пор-р-рвали пар-р-рус!» – уверенность, звучащая в песне привлекает слушателя.
Держите громкость речи на одном уровне. Если вы начинаете фразу за здравие, а кончаете за упокой, впечатление уверенного человека вам не произвести.
Протягивайте гласные. Это признак того, что вы не торопитесь, говорите веско, уверенно.
Язык наших жестов и поз выразительнее наших слов. По одному движению можно понять, как чувствует себя человек в той или иной ситуации. Уверенных в себе людей отличает особая походка, их жесты выразительны, позы - открыты.
«Корсет уверенности» повышает настроение, дарит ощущение внутренней силы. Хотите «почувствовать разницу»? Пройдитесь-ка, согнувшись, словно старик, волоча ноги. Ну, как? Приятное это ощущение, будто вы лет на двадцать постарели? То-то же! Айда тренироваться!
Примите максимально закрытую позу: скрестите руки на груди, скрестите ноги. Что вы чувствуете? А затем - максимально откройтесь. Что вы чувствуете теперь? Встаньте в позу "руки в боки". А теперь заведите руки за спину. Какие из этих поз дают вам ощущения уверенности? Представьте, что центр тяжести вашего тела находится в центре живота - пусть он представится вам железным шариком, круглым камнем или чем-то в этом роде. Сместите его из головы, занятой тяжелыми и малопродуктивными мыслями, в самый центр живота, за пупок. Пройдите метров десять: позвоночник прямой, подбородок - параллельно полу, плечи разведены и опущены. Ощутите разницу между вашей обычной походкой и нынешней. Важно уметь своей походкой передать силу, уверенность, а когда надо, и солидность. Ведь смешно, если взрослый мужчина лет сорока-пятидесяти суетится как подросток. Отследите свои жесты и позы уверенности и неуверенности. Сосредоточьтесь на «симптомах уверенности». Закрепите новые ощущения. 
Наконец, необходимо закрепить свою уверенность, научиться применять ее в реальной жизни. Именно поэтому тренинги Игоря Вагина завершаются следующей техникой.
Техника «Модели уверенного поведения». 
Используются следующие техники:
как попросить человека так, чтобы он вам не отказал;
как уверенно отказать;
как с чувством собственного достоинства, рассказать о себе неприглядную историю, ничуть при этом не смущаясь;
как внешне и внутренне оставаться спокойным, когда тебе вся аудитория говорит гадости;
как рассказать о себе яркую героическую историю (можно использовать и блеф).
А чтобы закрепить полученные навыки, можно предпринять попытку попросить милостыню в людном месте, заставить людей что-то сделать для вас, отстоять в споре свое мнение, загрузить просьбами близких друзей, наконец, в сложной ситуации держать психологический удар. Даже если двадцать человек будут вас о чем-то настойчиво просить - сумейте сказать "нет".
ПУБЛИКАЦИИ ПО ПРАКТИКУМУ
Опубликованы следующие работы:
Статьи:
Bagnyukova E. B. Some psychological aspects of learning foreign language. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2013 / Praga Publishing House, 2013 – p.53-55.
Bagnyukova E.B., Ponomarev P.A. Psychology of learning a foreign language. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2013 / София «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2013 – p.88-89.
Bagnyukova E.B. Features of educational activity among teens. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2014 / Praga Publishing House «Education and Science», 2014– p.63-65.
Bagnyukova E.B., Ponomarev P.A. Psychotherapeutic approach in teaching foreign languages. // Education and Science: materials of the X International research and practice conference, 2014 / Praga Publishing House «Education and Science», 2014 – p.50-52.
Bagnyukova E.B. Influence of information and communication technologies on the psyche of the student. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2014 / София «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014 – p.61-62.
Bagnyukova E.B. Ways to overcome language barrier. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2016 / Великобритания
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева Т. Социальная психология: учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 1997.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, 2007. – 176 с.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003.— 528 с.
Дафт. Ричард. Л. Менеджмент / Л. Ричард Дафт. М.. С-Пб. Нижний Новгород—Воронеж. Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск. 2002.
Дятлов А.Н., Плотников М.В.. Общий менеджмент. Основы управления персоналом. М.: Дело, 2003 – 336 с.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991.
Кузнецов И.Н. Преодоление коммуникативных барьеров в управленческом общении. Управление компанией: журнал. 2007. - №8
Лабунская В.А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всеросс. конф. Ростов н/Д, 2000
Матиашвили В.М. Организационная проблема: диагностика и решение. Н.Новгород: НРИ АПК, 1998, с. 5-7
Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.;
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М. 1997. Часть П 2 «Коммуникации»
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990
Поваренков Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2003.
Реан А. Социальная педагогическая психология