Модернизация системы обучения на уроках профессионального русского языка.
Актюбинский сельскохозяйственный колледж
Ешимова Жанаргуль Дусенгалиевна, преподаватель русского языка и литературы.
Модернизация системы обучения на уроках профессионального русского языка.
В системе средне-специального образования русский язык занимает одно из ведущих мест среди предметов гуманитарного цикла, с его помощью студент познает окружающий мир, принимает, осваивает опыт поколений, вбирает в себя другую человеческую культуру, познает самого себя, овладевает средствами самоанализа, самовыражения, то есть формируется как личность. Кругозор этой личности расширяется за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения произведений русской художественной литературы.
Как говорил Н.А.Назарбаев в своем послании «надо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии», так и мы внедряем на уроках профессионального русского языка инновационные технологии обучения. («Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» январь, 2012г)
Инновационное обучение делает практическое занятие по русскому языку в национальной аудитории подлинным речевым творением, способным в себе сочетать устные и письменные формы высказываний на грамматические и неграмматические темы. В связи, с чем представляется необходимым понимание своеобразия природы разговорной речи, сравнительно менее строгой по отношению к норме, однако одновременно обладающей определенной системной упорядоченностью. Названные выше ориентиры служат своеобразным руководством при изучении текста и как единицы коммуникации, и как единицы обучения, и как модель высказывания.
Формирование творческой личности студента требует особого подхода, который начинается с осознания системного характера языка. Инновационная методика русского языка предполагает последовательный учет дидактической зависимости качества обучения от условий процесса учебной деятельности студентов, опору на закономерную в инновационном обучении зависимость обобщенности образного восприятия инновационной опоры от интенсивной работы механизма эмоционально-рациональной переработки текста, перекодированного средствами метафоризации. Такая основополагающая закономерность инновационного обучения реализуется в творческом восприятии и усвоении знаний, переводе потенциальных возможностей личности в актуальные в организации речемыслительной деятельности с целенаправленным учетом возможностей ассоциативных рядов.
Понятийную базу инновационной методики русского языка составляют:
- принцип раскрытия творческих способностей, приобретать активным путем знания в системе;
-принцип взаимосвязи рационального и эмоционального;
- частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текста, вводимого в материал практического занятия.
Коммуникативная достаточность предполагает аксиологический компонент, что и является важным стимулом развивающего обучения русскому языку будущего специалиста. При инновационном обучении русскому языку на практических занятиях все значимые элементы деятельности: восприятие, мышление, научение, воспроизведение – студенты реализуют запас своих возможностей в знаниях, умениях и навыках, а мотивация направляет использование этих возможности в творческое русло. При этом мотивационная сфера студента обретает черты целостности, что, конечно, отражается на его желании и умении учиться русскому языку, позитивно проявляясь в формировании представлений и понятий, закреплении сохранении и воспроизведении знаний, умений, навыков. Добытые в инновационном обучении знания запоминаются глубже и прочнее, а успешное их применение свидетельствует о сформированности умений и навыков. При инновационном подходе исчезают препятствия, стоящие на пути обучения (страх, неуверенность, безразличие и т.д.), и создаются условия процесса формирования положительной мотивации.
При инновации в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие:
мотивы, побуждающие студента к учебной деятельности, которая ему интересна;
цели, которые ставит перед собой студент;
возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры (внешние побуждения и внутренние познавательная потребность, интерес) активизируется потребность студента в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях.
Компетентно-ориентированный подход к вопросам обучения практическому русскому языку на нашей кафедре неразрывно связан с когнитивным компонентом, предполагающим овладение базовыми знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Эффективная профессиональная деятельность возможна ли без коммуникативных навыков? Развитие умения сотрудничать с другими людьми следует так построить, чтобы оно способствовало бы формированию языковой личности. Такое обучение на практическом занятии будет иметь развивающий эффект, так как развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение. Наряду с этим в ключе принципа дифференциации, бесспорно, нужно учитывать индивидуальные особенности студентов, когда они работают на занятиях в парах постоянного и сменного состава, в группах. Наиболее подготовленные студенты могут стать консультантами, ассистентами.
В центре образовательной парадигмы такого занятия стоит личность, сознающая уникальность своего бытия, вне сомнения, развивающаяся по своим внутренним мотивам, самостроящая и конституирующая себя на свободный этической основе.
В практике обучения профессиональному русскому языку учитываем полифункциональность феномена языка, обращаем внимания на такие его функции, как
– когнитивная (или познавательная);
- коммуникативная (функция общения):
- эстетическая (использование в работе художественных текстов).
Учебный процесс таким образом становится важным фактором формирования устойчивого интереса студентов к предмету и процессу учения, развития их потребности удовлетворить интерес и созданию условий, способствующих активизации мотивационной сферы будущих медиков, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Учебная мотивация на практических занятиях по профессиональному русскому языку формируется довольно успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений обучающихся;
- обязательное включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого студента уровне успешности.
- опора на эмоциональную сферу студента при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала преподавателем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней
- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
- опора не механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что и обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.
Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях: в способе метафоризации лингвистических сведений; в способе инновационного развития речи. Материально-дидактическая сторона инновационной технологии, между тем, включает в себя главное понятие: инновационную опору (лингвистическую метафору – образ и текст с «прозрачным» ассоциативным рядом) и результаты ее трансформации. При подобной организации инновационная опора провоцирует студента на учебное действие, выступает ориентировочной основой умственного действия.
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности студентов является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения их не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:
использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с «прозрачным» ассоциативным рядом);
видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием);
логикой познавательного процесса;
учетом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального);
Процесс инновационного обучения направлен на формирование индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное. В инновационном обучении принято активно использовать различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, обучение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную. Инновационная методика позволяет нам подходить к каждому студенту как к личности с особыми возможностями: интерес к условиям его обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий. Инновационное обучение в нашей практике вариативно, коррекционно и координационно по характеру. При инновационной организации изучения предмета «Русский язык» ведущим компонентом выступает процессуальный блок (практические способы деятельности), в результате чего формирование знаний актуализирует формирование умений, т.е. практических навыков.
В итоге источником развития в инновационной методике преподавания профессинального русского языка в национальной аудитории является познавательной интерес студента, взаимодействующий с устойчивыми практическими способами его деятельности.
Итак, использование инновационных технологий на уроках профессионального русского языка позволяет студенту раскрыться, познать самого себя, овладеть средствами самоанализа, самовыражения. Студент формируется как личность. Овладевает не только знаниями, но и умениями использовать их в процессе деятельности.
15