Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении младших школьников на уроках русского языка.
МБОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида
для детей с нарушениями зрения №71»
Выступление на тему:
Реализация личностно – ориентированного
подхода в обучении младших
школьников на уроках русского языка.
учитель начальных классов
I категории
Шикина Ирина Евгеньевна
Нижнекамск 2014г.
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
В настоящее время перед нашим государством, школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить детей не только физически крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, имеющими творческий подход к любому делу.
Важной особенностью системы личностно - ориентированного обучения является то, что данный процесс позиционируется, как развитие Личности ребенка, а значит, обучение должно быть нацелено не на весь класс - как единое целое, а на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно - ориентированную направленность.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя, прежде всего, заключается, в создании эмоционально - положительного настроя класса на работу. Случается, учитель не ставит плохой оценки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Не всегда акцентирует внимание на проявление недисциплинированности, используя уроки, насыщенные разнообразными заданиями, несущими в себе как познавательный характер, так и развитие творческого потенциала учащихся. Это, безусловно, делает урок более интересным, увлекательным, более результативным, но при этом не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, (доведение навыков до автоматизма), то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.
Поэтому в процессе планирования и организации уроков я опираюсь на некоторые из них:
Использование возможностей для самовыражения учащихся, способствующих их самосовершенствованию и развитию потенциала;
Применение разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
Предоставление учащимся возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
Стимуляция учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
Подведение учащихся к выбору различных способов выполнения заданий.
Русский язык
Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку я применяю занимательные дидактические игры. Ученики с интересом ждут таких уроков и сами предлагают свои ребусы, кроссворды; подбирают загадки, пословицы.
На уроках у меня работают дежурные, которые подготавливаются к минутке чистописания (во 2 - 4 классах). Они дома подбирают интересные стихи, загадки, ребусы или пословицы на определенную букву, например, «Что у цапли впереди, а у зайца сзади?» (буква ц) – дежурный записывает на доске эту букву – можно с узорами и записываем пословицу на эту букву.
Провожу занимательные минутки из книги рекордов Гиннеса – «Какая самая нерусская буква? – «Ф» - ни одного русского слова, начинающегося с этой буквы не существует. Далее выполняем минутку чистописания, используюя цепочки букв разного уровня сложности, дети сами выбирают себе одну из цепочек и продолжают её. И всегда найдётся ученик, спросивший: « А можно свою придумать ?» или : « А можно просто написать «Фф ?»
1) Ффа Ффе Ффё… (продолжить Ффи Ффо Ффу Ффы Ффэ Ффю Ффя)
2) фа фб фв фг… (продолжить фд фе фё фж фз и т.д.)
3) Фф Ффф Фффф… (продолжить Ффффф Фффффф и т.д.)
Для опроса домашнего задания, для ответа на дополнительные вопросы можно поиграть в игру «Альтернатива» – необходимость выбора из возможных решений. Для этого ученик бросает кубики (два) и на пересечении этих цифр читает вопрос и отвечает на него, например: 5, 3 в каждой клетке вопрос (для 2 класса полегче, а для 3и 4 – посложнее). Это же самое можно применять на уроках математики.
Также на уроках русского языка можно провести элементы игры «Поле чудес», например, задаю вопрос: «Место, где растут цветы?» (ребята по буквам отгадывают слово)
цв е т н и к
Затем можно дать разноуровневые задание к этому слову:
1 уровень: подобрать однокоренные слова; поставить ударение;
2 уровень: разобрать по составу; определить склонение;
3 уровень: просклонять по падежам; произвести фонетический разбор.
Также можно разделить класс на две-три группы «Умники и умницы», чья команда больше соберет (за правильные ответы) орденов «шелкового умника», та команда и выиграла.
Существенную помощь в усвоении учебного материала по русскому языку оказывают памятки. Система работы по их введению и использованию предусмотрена опорой на индивидуальные различия детей. «Как правильно списывать?», «Как писать без ошибок?», «Как искать проверочные слова для корня?» - эти и другие вопросы задают себе дети в процессе обучения и находят ответы на них в подробных и доступных памятках. Ссылки на них используются регулярно для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе не уверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.
Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка – письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю – пишу, не уверен – показываю выбор букв в «окошке», не знаю – оставляю «окошко» пустым. Так я учу рассуждать учеников. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде индексов – обращение к памяткам, подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению – «знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.
В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» Ш.А.Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса. «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему « радость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку» и т. п.
Список литературы:
Аникина А.. Жарова Т., Акшина Т. Игры на уроках русского языка – М.: Русский язык, 1990
Патрушева В.В. Играем, считаем // начальная школа. – 1994. - № 5
Перькова О.И., М.А. Вержбицкая Время подводить итоги // Начальная школа. –
1989. - №9
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001.
Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996.