Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного обучения

Метод проектов как средство реализации
личностно-ориентированного обучения


Костюкевич Е.Ф.
МБОУ СОШ №3 г.Салехард


В разные исторические эпохи цели и ценности образования менялись. В настоящее время ведущей педагогической парадигмой является личностно-ориентированное обучение, признающее субъектность учащегося. Серьезная проблема, сдерживающая реализацию принципов такого обучения – недостаточная разработанность образовательных технологий, обеспечивающих ее претворение на практике.
С точки зрения ученых-педагогов М.В. Кларина, В.В. Гузеева, Е.Н. Ильина, среди различных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным целям личностно-ориентированного обучения является метод проектов[3,1,2]. Он появился в мировой педагогике в начале прошлого столетия в США и разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком – сторонниками идеи прагматизма в обучении подрастающего поколения. В нашей стране идеи проектного обучения использовались в практике преподавания группой педагогов под руководством С.Т. Шацкого.
Работа над проектом по В.В. Гузееву [1] проходит в несколько этапов:
Подготовительный – формулируются тема и цели проекта.
Планирование – определяются источники и способы сбора, анализа и представления информации, устанавливаются критерии оценки результатов, распределяются обязанности.
Исследовательский – осуществляется сбор и анализ информации, оформление результатов.
Отчет-представление результатов исследования. Возможны различные формы отчета: устный, письменный, с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий.
Оценка результатов.
Применения метода проектов в обучении изменяет позицию обоих субъектов: педагога и учащихся. Преподаватель становится организатором познавательной деятельности, а не носителем готовых знаний. В деятельности учащихся доминирует самостоятельная работа на всех этапах реализации проекта.
Проект может быть монодисциплинарным, междисциплинарным и наддисциплинарным или внедисциплинарным.
Приведем пример одного из реализованных нами проектов. Проект по теме: «Визуальная среда современного городского жителя» выполнялся студентами экономического факультета Новосибирского гуманитарного института в разделе «Экология человека».
Студентам было предложено подобрать материал о влиянии визуальной среды на здоровье человека и его эмоциональное состояние. Изучив различные районы города, а также помещения своего института, нужно было выявить и сфотографировать разнообразные примеры однородных (гомогенных) и агрессивных полей и предложить способы повышения их визуальной комфортности. При этом следовало соблюдать три важных условия: предложения должны быть, реальными, эффективными и экономичными. При разработке проектов повышения комфортности визуальной среды института, возможно использование различных приемов фитодизайна (вертикальное озеленение, зимние мини-сады, овощные и пряные культуры в интерьере столовой и т.д.). Результаты исследования были представлены в различных формах, в том числе, выполненные с помощью специальных графических компьютерных программ.
Предложенная тема является актуальной для повседневной жизни и вместе с тем требует привлечения знаний из других областей (психологии, физиологии, экономики), способствует развитию творчества, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний студентов.


Библиографический список:
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование.- 2000.
Ильин Е.Н. Мертенс С.В. Давайте соберемся..: Новые возможности урока общения. М.: Школа-Пресс.-1994.-228с.
Кларин М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.:Наука.-1997.-223с.