Конспект урока по литературе Специфика фольклора. Основные жанры. (6 класс)


Тема: Специфика фольклора. Основные жанры
Цели: 
Обучающие: Показать своеобразие фольклорного мира, познакомить с основными жанрами фольклора
Развивающие: Умение работать с учебным материалом, переносить полученные знания в новую ситуацию.
Воспитательные: Любовь к художественному слову
Ход урока:
1.Организационный момент (взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку)
2. Проверка домашнего задания
Термины: миф, мифология, антропоморфизм, анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.
3.Работа с учебником
Чтение статьи «Своеобразие фольклорного мира», стр. 8-9.
Вопросы
Что вы узнали о «чужой» мире? Кто в нем живет?
А что вы можете сказать о «своем» мире?
Где находится граница между этими мирами?
А где вход в «иной»мир?
Что можно сказать о времени в фольклоре?
Кто является традиционными персонажами лирической песни?
Построение и запись в тетрадь таблицы «Своеобразие фольклорного мира»
Пространство
в фольклоре Время
в фольклоре Персонажи
в фольклоре
Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой». Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах. Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.
Слово учителя
Своеобразие фольклорного мира определяется не только его мифической основой, но и особенностями бытования художественных произведений. Жизнь многих их них исчисляется сотнями и даже тысячами лет, поэтому в фольклорных произведениях можно обнаружить следы разных эпох.
4. Знакомство с основными жанрами фольклора.
Кто знает определение понятия «жанр»?
Чтение статьи «Основные жанры фольклора», стр. 10.
Запись определения жанр в тетрадь (Жанр – это группа произведений, сходных между собой по ряду признаков).
Работа с таблицей «основные жанры фольклора», стр.10, занесение в тетрадь.
- Вне этой схемы остаются малые жанры, что к ним относится?
5.Обобщение
6.Домашняя работа. Выучить жанры фольклора.
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.