Отчет о работе над проектом«Один на один с тормозной системой легкового автомобиля ВАЗ — 2106.»
Отчет о работе над проектом обучающегося 2 курса ГБОУ НПО
ПУ-98 МО группы № 121 Медведникова Дениса по теме:
«Один на один с тормозной системой легкового автомобиля ВАЗ - 2106.»
1. Обоснование выбора проекта как метода обучения в данном случае:
дидактические цели проекта:
- развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения
- развитие у обучащегося интереса к выбранной профессии
- формирование поисково-аналитических навыков
- формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности
- вазвитие навыков критического мышления
- приобретение навыков самостоятельной работы
- активизация творческих способностей
- формирование навыков публичного выступления
методические задачи проекта:
- собрать информацию по теме проекта « Один на один с тормозной системой
легкового автомобиля ВАЗ-2106
- изучить основы ТО и ремонта легкого автомобиля ВАЗ- 2106
- выстроить для себя деятельность по этому направлению в стройную систему
- выявить какие неисправности предстоит ликвидировать в данном конкретном случае
- опробовать разные способы самостоятельного техобслуживания тормозной систе
мы на практике
- выяснить эффективность каждого в отдельности способа
- разработать технологическую карту по ТО и ремонту тормозной
системы автомобиля ВАЗ- 2106
- Расширить свои практические навыки в области техники и информатики
- Научиться сотрудничать со сверстниками и со взрослыми людьми
2. Ожидаемые приращения в компетенциях учащегося:
исходный уровень подготовленности учащегося (что он знает и умеет по проблеме проекта на начало работы):
- базовый теоретический материал по ТО и ремонту -ь лучший из них и составить окончательный вариантлось подобно обсудить каждую часть отчета и совместно выработать
- небольшие практические навыки по совместной деятельности в лаборатории
«Тракторы и автомобили», «Двигатели», в учебных мастерских
- умение пользоваться технической литературой и техническими справочниками
- первичные шаги самостоятельного вождения автомобиля
дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы (чего он еще не знает и не умеет по проблеме проекта, и чему он должен научиться):
- анализ и обобщение данных
- обоснование выводов
- публичное выступление (защита проекта)
- более глубокие знания по теории по данной теме
- самостоятельные практические навыки по ремонту и ТО легкового автомобиля
- новое содержание и новый взгляд на данную тему
- развитие навыков самостоятельной работы, самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности, самоанализа и рефлексии
где и как учащийся сможет получить необходимую помощь, найти недостающую информацию и другие ресурсы:
- консультирование и советы педагога и мастера производственного обучения
на любом этапе работы по запросу обучающегося
- поиск информации в библиотеке и в сети Интернет
- консультация в училищном автосервисе
какова предполагаемая степень вашего участия в работе над проектом.
Эксперт.
3. Проект какого типа вы выбрали для достижения дидактических целей,
решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащегося. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенностей учащегося.
Возраст обучающегося - 17 лет. Обучающиеся в этом возрасте могут выполнять любые типы проектов. В данном конкретном случае Денис очень любит технику, но ему не хватает навыков самостоятельного обучения, ему необходимо совершенствовать практические предметные умения и навыки, развить у себя деятельностную компетенцию.
Тип проекта – практико-ориентированный. Данный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участника проекта, с самого начала обозначен результат деятельности, продукт в реальности может использоваться на практике и способен решить заданную проблему.
По количеству участников – индивидуальный.
По виду конечного продукта - материальный (разработаны инструкционные карты, выпущен видеоролик для новичков автолюбителей подержанной техники).
4. Какую позицию (роль педагога) вы выбрали для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
Выстраивая взаимодействие с данным обучающимся, я заняла позицию эксперта-знатока, который является источником информации по проблеме проекта. Это позволило обучающемуся получить опыт ответственности, самостоятельности и инициативности.
Я, как педагог, оказывала содействие и давала советы только тогда, когда обучающийся обращался за помощью, то есть находилась в несколько отстраненной позиции, побуждая обучающегося проявлять максимум активности и почувствовать себя не только инициатором работы, но и организатором нашего общего взаимодействия.
5. Как была представлена учащемуся проблема проекта, какую неявно сформулированную цель она в себе заключала.
Началом работы над проектом является наличие проблемы. Материалом для обсуждения стал неожиданный житейский случай со старой дедовой машиной. В ходе беседы и диалога педагога с обучающимся появились первые очертания будущей работы и ее неявно сформулированная цель. Процесс пошел и исходная проблема приобрела личностную окраску сама собой.
6. Опишите процесс проблематизации:
как учащийся «присвоил» проблему проекта, каким личностным смыслом наделил ее;
что стало первичным мотивом учащегося в работе над проектом.
Обучающийся сам выбрал тему проекта – « Один на один с тормозной системой легкового автомобиля ВАЗ-2106» и обосновал свой выбор. Мой дед, зная о том, что в следующем году я заканчиваю училище и получаю специальность « Мастер по ТО и ремонту МТП», отдал в мое распоряжение старую «шестерку». Я, конечно, сразу «загорелся», размечтался, что вот, наконец-то у меня будет на чем покататься, но оказалось, что все не так-то просто. В данный момент автомобиль неисправен, что-то с тормозной системой. Вот и возникла сама по себе проблема и появилась личная заинтересованность. Я решил попробовать сам своими руками восстановить, реанимировать старую технику, получив при этом хорошую преддипломную практику мастера по ТО и ремонту машинно-тракторного парка, а также возможность совершенствовать практическое вождение, и одновременно помочь другим начинающим автолюбителям (не имеющим возможность купить себе новый авто).
7. Опишите процесс целеполагания:
как была сформулирована учащимся цель проекта.
Цель проекта направлена на решение исходной проблемы и заключается в следующем – реанимировать своими силами тормозную систему старого неисправного автомобиля ВАЗ – 2106
как было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта.
Достижение этой цели будет способствовать преодолению исходной проблемы и в конечном итоге позволит решить проблему проекта.
каков ожидаемый результат работы, какой проектный продукт предполагалось создать.
Проектный продукт – технологическая карта с пошаговой инструкцией по восстановлению тормозной системы автомобиля, включая прокачивание тормозной системы, и видеоролик о проделанной работе.
соответствует ли данный проектный продукт цели проекта.
Данный проектный продукт позволил обучающемуся достичь цели проекта и соответствует заявленной цели и требованиям качества, удобен в использовании. Он будет палочкой-выручалочкой для любого потребителя, который столкнется с подобной проблемой, так как облегчит работу и направит по нужному пути любого начинающего автолюбителя.
является ли данный проектный продукт оптимальным способом решения проблемы проекта.
Да, является. Сделав данный проектный продукт, обучающийся смог разрешить собственную проблему (реанимировать доставшийся ему неисправный авто) и в то же время помог другим людям, включая своих однокурсников и просто друзей, справиться в одиночку со старой неисправной техникой, используя его личный опыт.
8. Опишите процесс планирования:
перечислите все этапы работы, которые учащийся выделил самостоятельно.
Обучающийся выделил самостоятельно следующие этапы работы:
- сбор информации и изучение технических вопросов из различных литературных источников по данной тематике
- проработка имеющихся информационных сайтов по данной теме
- отбор нужной и значимой информации
- изучение, сравнение и анализ различных точек зрения и фактов по данному вопросу
- обобщение и соответствующие выводы
- наблюдение за работой мастеров производственного обучения и автомехаников в училищном автосервисе
- выяснение возможности восстановления автомобиля собственными силами
- оформление письменной части
- создание рекомендаций по восстановлению тормозной системы
- создание презентации
- защита презентации
перечислите все этапы работы (основные и более мелкие), которые учащийся не смог выделить самостоятельно.
Обучающийся не смог увидеть и выделить самостоятельно следующие этапы работы:
- подробный развернутый план работы (показать алгоритм, но не делать вместо него)
-последовательность выполнения, что и зачем
- формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему и способы ее решения
- самооценка работы - обзор трудностей
как (с помощью каких вопросов) вам удалось помочь учащемуся разработать подробный план и график работы над проектом.
Примерные вопросы к обучающемуся:
- что необходимо сделать для достижения цели проекта?
- как ты будешь решать предстоящие задачи?
-в какой последовательности ты будешь это делать?
- когда ты будешь осуществлять каждый из вопросов
- что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, на что ты можешь опереться, что ты уже умеешь делать?
- чего у тебя еще нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться?
9. Опишите процесс реализации:
какие этапы работы не вызвали затруднений у учащегося:
- проблематизация ( выделение и формулировка проблемы)
- формулирование цели проекта
- создание проектного продукта
- изучение технической литературы и дополнительных источников, включая информационные сайты
-
с какими трудностями столкнулся учащийся:
- поэтапное планирование
- обобщение, выводы, анализ
- грамотное составление письменного отчета
как учащийся преодолевал возникшие трудности:
- пытался справиться самостоятельно (набивал «шишки»)
- прибегал к помощи педагога для обсуждения различных гипотез и идей, для грамотного составления письменного отчета
- какую помощь вы оказывали учащемуся.
Я, как преподаватель, принимала минимальное участие на всех этапах работы в форме консультаций, советов, обсуждений по запросам обучающегося. Потребовалась небольшая помощь для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей в процессе работы. Совместно разработали алгоритм работы над письменной частью отчета.
как колебался у учащегося мотив к деятельности.
Обучающийся проявлял интерес на всех этапах работы, правда на этапе планирования немного поник, поняв какую же огромную работу предстоит выполнить, но на этапе реализации, увидев первые плоды самостоятельной работы, еще больше воодушевился и решил не останавливаться на технологической карте по ТО и ремонту тормозной системы ВАЗ-2106, а подготовить «Рекомендации для начинающих реаниматоров старой техники».
как вы стимулировали работу учащегося на различных этапах.
На всех этапах в качестве стимулирования обучающегося не скрывала заинтересованность в совместной работе , оказывала поддержку, показывала веру в успех, в собственные силы, подбадривание.
10. Опишите процесс рефлексии и самооценки учащимся своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.
Целью рефлексии является осмысление полученного в результате работы над проектом опыта, анализ пережитых ситуаций и проблем по преодолению их, сравнение реального результата с тем, который был задуман в начале работы. Для того, чтобы это стало реально для обучающегося были разработаны критерии оценивания проекта, которые предлагались обучающемуся перед началом работы. Эти критерии активно совместно обсуждались, вносились поправки, что сделало процесс оценивания понятным для всех субъектов учебного процесса и в целом снизило стрессогенность и излишнюю тревожность, тем самым способствовало формированию адекватной самооценки обучающегося.
Согласно критериям оценивания:
- тема проекта была выбрана самостоятельно в максимальном соответствии со своими интересами
- сумел ясно сформулировать и обосновать в общих чертах цель проекта
- составил краткий план из основных этапов проекта
- раскрыл тему проекта, показал знания в рамках программы
- предоставил в работе достаточно полную информацию из разных источников, включая опыт из практики автосервисов.
- анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы
- преодолевал трудности, добивался достижения результата
- большую часть работы сделал самостоятельно, пытался представить личный взгляд на решение, применял элементы творчества
- проявлял настойчивость, ответственность, упорство в достижении цели
- иногда не мог справиться с написанием письменной части без помощи педагога
какие трудности возникли у учащегося при анализе своей работы.
При анализе работы трудности возникли в основном в формулировке выводов.
смог ли учащийся самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок в будущем.
В большинстве случаев обучающийся смог самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины, а обдумывание способов преодоления подобных ошибок в будущем проводилось совместно с педагогом.
какую помощь вы оказывали учащемуся в ходе анализа работы;
В ходе анализа работы для обучающегося была проведена консультация педагогом по данному вопросу с необходимыми разъяснениями.
как учащийся оценил результат своей работы с опорой на критерии оценивания, совпал ли этот результат с вашей оценкой и оценкой независимых экспертов;
Оценка проектной работы обучающимся совпала с выставленной оценкой педагога и независимых экспертов
как были преодолены разногласия в оценке с опорой на критерии оценивания.
Разногласия по большому счету отсутствовали, единственно обучающийся по ряду практических навыков наоборот занижал свои баллы, то есть не увидел своих достижений в полном объеме
11. Какие трудности возникли у учащегося при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены.
При написании письменного отчета возникли небольшие трудности с самооцениванием, обучающийся не всегда мог со стороны увидеть и заметить свои погрешности по работе и свои приобретенные изменения. Вторая заминка - неумение излагать свои мысли на бумаге, пришлось подробно обсудить каждую часть отчета и совместно выработать алгоритм работы. Третья заминка произошла в связи с недостаточными знаниями грамматики русского языка, пришлось наверстывать упущенное когда-то по программе школы.
12. Как учащийся показал результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытал он в ходе презентации проекта.
Обучающийся отнесся к презентации очень ответственно, заранее определил и выписал ключевые слова, провел готовность оборудования, продумали вместе его внешний вид, заранее провели репетицию, просчитали все по времени, подготовились к возможным вопросам.
И все равно в конце немного волновался.
Презентация содержала лишь необходимую информацию, оформление соответствовало стандартным требованиям, внешний вид и речь автора достойные, выступление чуть превысило рамки регламента, обучающемуся удалось заинтриговать аудиторию своим мастерством и четкими ответами на задаваемые вопросы. Текст презентации заранее был подготовлен в виде тезисов. Проектный продукт вызвал большой интерес и был нарасхват у однокурсников. Подросток получил признание результативности его самостоятельной деятельностной и творческой работы. После завершения презентации на его лице сияла улыбка от полного счастья, удовлетворения, веры в свои силы и возможности, было бы только желание.
13. Докажите обоснованность применения проектного метода обучения в данном конкретном случае:
достигнуты ли запланированные дидактические цели, если нет, то почему;
решены ли запланированные методические задачи, если нет, то почему
возник ли запланированный воспитательный эффект, если нет, то почему.
Запланированные дидактические цели и методические задачи полностью достигнуты.
Запланированный воспитательный эффект конечно же возник, это и личная ответственность, самостоятельность, организация своей деятельности, настойчивость в достижении цели, развитие коммуникативных навыков, рефлексивные способности, толерантность, развитие успешности, самореализация личности.
15