Урок по теме Жизнь птиц зимой 2 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Русский язык.
2 класс.
В помощь учителю начальной школы.
Учитель начальных классов
Кокорина Н.И.
2016-1017г.
Тема: Составление и запись текста «Жизнь птиц зимой».
Цели: Развивать речь учащихся; учить составлять план и текст по плану; систематизировать знания детей о жизни птиц в зимнее время; воспитывать любовь к природе, гуманность, сострадание.
Ход урока:
ОГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Учитель. В последнее время мы с вами много говорили об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы, о том, как трудна жизнь зверей и птиц в зимний период. Почему им тяжело зимой?
Дети. Трудно добывать себе пищу.
У. что страшнее для птиц и зверей зимой: холод или голод?
Д. Голод.
У. Послушайте, как об этом пишет в своем рассказе «Кто сыт, тому холод не страшен» В. Бианки:
У зверей да птиц все дело в сытости.
Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где ее взять – пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают – нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
У. Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ на тему «Жизнь птиц зимой».
Вспомните, что вам известно о жизни птиц в зимний период.
Дети вспоминают о том, что перед началом зимних холодов многие птицы улетают в теплые страны. Остаются зимовать только те, которые могут добыть себе пищу. Дети называют этих птиц, вспоминают, чем они питаются.
- Что мы можем сделать для того, чтобы птицам легче было пережить зиму?
Д. Вешать кормушки и насыпать в них зерна, крупу, крошки хлеба. Если люди живут за городом, они могут специально заготавливать осенью семена растений, чтобы зимой ими подкармливать птиц.
У. Правильно, ведь когда много снега, он покрывает все растения, семена которых любят многие птицы.
Птицы очень благодарные. Они летом остаются жить в том саду, где зимой висела кормушка, и уничтожают вредных насекомых.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА К ТЕКСТУ.
У. Для того чтобы легче было писать текст, давайте составим план. Из каких частей состоит любой повествовательный текст?
Д. Вступление, основная часть, заключение.
У. Как вы считаете, что нужно писать во вступлении?
Д. О том, какие бывают птицы.
У. Как называют птиц, которые улетают в теплые страны?
Д. Перелетные.
У. А как называются те, которые остаются зимовать?
Д. Зимующие.
У. Тех птиц, которые остаются зимовать, правильно называть оседлыми.
Параллельно идет запись плана в тетради.
- Где птицам проще перезимовать: в городе или в лесу?
Д. В городе, потому что там легче добывать пищу: люди больше подкармливают птиц.
У. Вот об этом и нужно написать в основной части. Только не надо забывать о том, что любая из трех основных частей текста может делиться на несколько смысловых кусочков. При записи текста не забудьте каждый из них написать с красной строки.
Чем можно закончить рассказ?
Д. Как помочь птицам пережить зиму.
У. Или рассказать о том, как вы сами помогаете птицам.
В результате обсуждения дети записывают в тетрадях план:
Вступление. Перелетные и зимующие птицы.
Основная часть.
Птицы в городе.
Птицы в лесу.
Заключение. Помощь людей.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ (УСТНО).
Выслушиваются варианты детей. Учитель дает советы по выстраиванию предложений.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
У. При записи текста нужно стараться думать не только о том, как красиво составить предложение, но и о том, как его грамотно записать. Поэтому не торопитесь, думайте об орфограммах, проверяйте их, где это возможно.
Сейчас мы проработаем слова, которые вам могут понадобиться при написании текста.
Подбор проверочных слов:
Осенью – осенний; улетать – полет; тяжело – тяжесть;
семена – семя; кормушки – корм; деревья – дерево;
бережно – берёг.
Повторение написания словарных слов: воробей, ворона, сорока, город, деревня.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Ученики самостоятельно записывают текст. Если у них возникают затруднения при написании слов, они обращаются к учителю за помощью.
САМОПРОВЕРКА ДЕТЬМИ НАПИСАННЫХ ТЕКСТОВ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.