Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь птиц. Классификация птиц по способу питания (1 класс). Программа Начальная школа 21 века

Проект открытого урока окружающего мира в 1 классе (1 - 4) по программе «Начальная школа XXI века».
Учител: Дубовик С.Т.
Тема. Жизнь птиц. Классификация птиц по способу питания.
Тип урока. Изучение нового материал.
Цель. Расширение и углубление знаний учащихся о птицах.
Задачи:
- дать понятия “хищные”, “насекомоядные” и “растительноядные” птицы; учить устанавливать зависимость строения клюва от способа питания.
-формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, делать выводы;
-развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать коммуникативные умения учащихся.

Этапы урока

Слайд

I. Организационный.

Приветствие:
- В мире много интересного
Нам порю неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, скорей, друзья, за дело!
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим заниматься исследованиями, которые приведут нас к открытию нового.
-А что самое главное в исследовании?
(Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать, анализировать, делать выводы).
- Вот мы с вами сейчас понаблюдаем.











II.. Фенологическая
минутка.
















































































































III. Актуализация
знаний.















-Посмотрите в окно.
Расскажите, что вы наблюдаете?
-Какая сегодня погода? Докажите.
Контроль: - А вы, ребята будете оценивать ответ ученика.
-По каким критериям будем оценивать ответ? (точность (правильность) ответа, полная характеристика погоды)
(один ученик даёт характеристику погоды)
ПАМЯТКА на парте у каждого учащегося
-Какое время года сейчас?
Почему вы так думаете?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
Погода: ясная, пасмурная, переменная, солнышко играет с нами в прятки?
-Есть ли осадки?
-Дует ли ветер?
- Какие изменения в природе произошли за неделю?
- Мы продолжаем наше исследование, и я предлагаю поработать в парах. Не зря говорят: “один ум хорошо, а два - лучше”.
РАБОТА В ПАРАХ
(Раздаю карточки парам с загадками, другим парам пословицы и поговорки о зимних месяцах)
- Поднимите руки у кого карточки жёлтого цвета – на этих карточках загадки. Слушайте внимательно задание.
Ваша задача: отгадать загадки, выбрать и зачитать классу только те, в которых описывается зимний месяц - февраль.
-Кто не понял задание?
- Поднимите руки у кого карточки голубого цвета. Слушайте внимательно задание.
Ваша задача: нужно пословицы прочитать, вставить название месяца и зачитать классу только те пословицы и поговорки, в которых описывается зимний месяц – февраль.
Задание: прочитать, отгадать и выбрать загадки о зимнем месяце (феврале):
Загадки:
1.Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год (декабрь)
2.Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (февраль)
3.Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду - упадёт не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (январь)
Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он - ... – Кто знает, сколько дней в феврале? (Февраль) Снег колючий по земле Гонит ветер в ... (Феврале) В каком месяце люди говорят меньше всего (В феврале)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга: снежная метель и вьюга. (Февраль)
Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год придёт
И добавку принесёт! (Февраль) 
Пословицы и поговорки: (задание на карточке)
Прочитайте. Вставьте нужное название месяца в пословицу, найди свою пословицу и прочитай её классу:
1.Декабрь зиму начинает, а год кончает.
2.Декабрь – хвостик года.
3.Январь – году начало, зиме – середина.
4.Январь – носик года.
5.Февраль – хвостик зимы. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
В .. два друга –мороз и вьюга.
Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
- Пары готовы отвечать? Но не просто зачитываем ответ, а с доказательством. – Почему именно эту загадку вы выбрали?
ПРОВЕРКА работы.
- Вы, ребята, внимательно слушаете и оцениваете ответы своих одноклассников. (согласны, не согласны – показываем значком)
ПРОВЕРКА работы. Первая пара
ФИЗМИНУТКА
- А теперь все тихо встали - А сейчас мы в лес пойдём Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево
Подними ладоши выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!
Подними ладоши выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел? Вышли - гуси
Вот один, а вот другой!
Подними ладоши выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Тихо сели, вновь за дело.
-Посмотрите, ребята, на картину зимнего леса, кого вы не видите в нашем лесу?
(В лесу не хватает птиц, зверей)
- А вот о ком пойдёт речь вы узнаете., если соберёте слово из звуков. А каких? Определите сами выполняя мои задания:
- возьмите звук парный по глухости звуку (Б)
-это лишний звук в группе звуков: )(Л, Р, С, ТЬ)
-следующий звук ударный гласный в слове ЛИСТЬЯ
-найдите согласный звук, который находится в третьем слоге в слове ЛИСИЦА
-Найдите в группе звуков лишний: (Ж, З, Ф, Ы)
-Так, кто назовёт тему сегодняшнего урока? (ПТИЦЫ)
-Сегодня мы поговорим о жизни птиц и узнаем много – много подробностей о них..
-Каких птиц можно встретить зимой?
(В лесу: снегирь, синица, клёст, сова, дятел, дрозд – рябинник).
-Выпал снег, и наш лес тихо стоит, укутавшись в снежную шубу. Мы не слышим здесь весеннего и летнего разноголосья птиц, но так ли уж там тихо? Об этом мы узнаем, послушав небольшой отрывок.
- Откройте учебник на с. 99.
(Чтение текста в учебнике вслух хорошо читающими детьми)
-Почему снегирей называют “тихопевами”?
(Пение у них нежное, тихое)
- Послушайте голоса птиц и рассмотрите картинки











Слайд
На улице – зима, потому что температура ниже нуля, идёт временами снег, люди одеты в тёплые одежды, деревья голые, земля покрыта снегом, солнце светит низко.
Сегодня:____ февраля
вторник
Переменная облачность:
солнце то появляется, то пропадает
Осадков нет или с утра идёт снег *
Ветра нет
продолжительность светового дня увеличилась


































Слайд.
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?










































Слайд
Февраль – хвостик зимы.



Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.




















Слайды

VI. Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на строение клюва птиц.
Чем они похожи (прочные, острые) и чем отличаются (цветом, формой, размером)?
-ПОЧЕМУ у птиц разное строение клюва?
-Ответ на этот вопрос предлагаю вам обсудить вместе с соседом по парте.
РАБОТА В ПАРАХ
-Кто готов? А вы, ребята, слушаете ответы одноклассников внимательно, согласны вы с их предположением или нет?
Отвечают дети: у дятла клюв тонкий и острый, прямой, прочный. Он этим клювом раздалбливает кору дерева, чтобы достать личинки, паучков

Учитель: По способу питания всех птиц можно разделить на три группы:
хищные
растительноядные
насекомоядные
- Попробуйте, как настоящие учёные, сами определить каких птиц называют: хищными, растительноядными и насекомоядными?
РАБОТА В ГРУППАХ
(- Каждому дано название одной из групп. Ваша задача: дать определение той группе птиц, название которой у вас написано на карточке)
ПРОВЕРКА.
- Как убедиться в правильности сделанного вами предположения?
(прочитать в учебнике)
С.100. Читаем вывод – Правильно сделали вывод?

Слайд












Слайд:
хищные
растительноядные
насекомоядные


ИГРА «ПТИЦЫ” – ФИЗМИНУТКА
- (Если слышим название птицы - встаём, если нет - садимся и хлопаем в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Вилки и ножи
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Плюшки и подушки,
Даже совы – сплюшки
Лебеди и утки,
Нитки и катушки
И спасибо шутке!


V. Первичное
закрепление с комментированием.







VII. Итог.








- Поиграем – с. 101.
- Сегодняшние знания, которые мы приобрели на уроке помогут нам в игре, которая называется «Соображалки”.
Задание: Прочитайте название птицы. Определить к какой группе относится данная птица. Приклеиваем фишки (самостоятельно):
красная фишка – насекомоядные
зелёная растительноядные
жёлтая – хищная
Проверка по образцу на доске:
-Были ли те, кто ошибся? В чём причина допущенной ошибки? (не запомнил, нужен помощник – учебник и т.д.)
-По какому признаку вы относили птиц к данным группам? (по способу питания)
С.100. Читаем текст.
-Почему разное строение клюва у птиц? Подчеркните в тексте.










Слайд

VIII. Рефлексия
Наше исследование на уроке подошло к концу.
Я приготовила вам дополнительный материал, а ребята сейчас вам прочитают.
ВЫВОД:
Ученик: у ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно пичуг сбивать на лету, мясо от добычи отрывать.
Таких птиц называют хищными ( у них обычно клюв короткий, сильный и загнутый крючком)
Ученик: у пеликана клюв – сачок. Найдёт пеликан стаю рыб, разинет клюв и подхватит добычу. А как удобно в таком сачке рыбу переносить своим птенцам!
Ученик: у попугая клюв крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать дупла для гнёзд, а ещё за ветки цепляться.
Таких птиц называют растительноядными – клюв короткий и тупой.
Ученик: Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры длинным языком вредных жучков – вредителей.
Таких птиц называют насекомоядными (клювы у них тонкие и острые)
Хотите подробнее узнать о пеликанах или о других птицах?
Можно обратиться в библиотеку, посмотреть в энциклопедии, журналах, интернете. Много интересного можно узнать о птицах.
-Подведём итоги.
-Спасибо всем за работу.
-Пожмите друг другу руку и поблагодарите за совместную работу.
-Ещё раз назовём тему сегодняшнего урока. Кто считает, что до конца понял тему, может безошибочно относить птиц по способу питания в группы, то в мешочек, где улыбается солнышко положите жёлтый квадратик, а кто считает, что ещё нужно поработать по этой теме положите в другой мешочек –розовый квадратик.

































Слайд






















15