Экологическое состояние реки Шехмань.
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Волчковской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Ф. А. Сорокина в селе Шехмань Петровского района Тамбовской области.
__________________________________________________________________
Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов для старшеклассников "Гимн воде"
Номинация.
«Экология и человек»
Тема
«Экологическое состояние реки Шехмань».
Работу выполнил: Евтухович Антон 11 класс
Руководитель: учитель биологии Евтухович
Татьяна Николаевна
2013 год
Аннотация к проекту.
Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами реки Шехмань Петровского района Тамбовской области.
Человек ломает хрупкое равновесие природы от которого зависит его собственное выживание. Постоянное, неуклонное, возрастающее влияние человека на природу приводит к тому, что животный мир планеты быстро изменяется.
Разрабатывая торф, человек вторгся в экосистему, нарушив её равновесие. Сможет ли человек сейчас, осознав свою ошибку, всё исправить? На этот вопрос нельзя получить однозначного ответа, поэтому идеи В.И Вернадского о ноосфере как сфере разума, сегодня приобретают наибольшую актуальность. Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней сияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету.
Целью проекта является: Изучение причин снижения уровня воды в реке Шехмань.
Методы исследования: полевой, реферативно-аналитический, сравнительный, описательный, сбор исторических справок.
В ходе выполнения проекта доказывается гипотеза о том, что влияние человека на природу неизмеримо.
Место и сроки проведения.
Исследования проводились с апреля 2012 года по ноябрь 2013 года. Объект исследования река Шехмань Петровского района Тамбовской области
В результате пришёл к выводу, что действительно, экологическое состояние реки плохое и что бы спасти реку необходимы следующие мероприятия:
не засорять русло реки бытовыми отходами;
проводить экологические рейды по очистке русла реки;
проводить чистку и благоустройство родников;
обратиться Шехманский лесхоз с заявлением о своевременной вырубке старых деревьев по берегам реки;
обратиться к природно – охранным организациям с просьбой включить нашу речку в проект по очищению малых рек с помощью специальных земснарядов.
освещать проблему малой реки в средствах массовой информации.
Список литературы
Ботаника высших растений; под редакцией Е.Еленевский, М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 432с.
Географическое краеведение; Под редакцией ДудникаН. И ООО « Издательство Юлис», 2006
Детская энциклопедия; под редакцией Маркушевича А.Д, М.: Педагогика , 1983г.
Книга природы; под редакцией Д. Дмитриев, М.: Издательство «Детская литература»,1990г - с.
Экология растений: Пособие для учащихся; под редакцией Г.А. Лады, Т.: ООО «Издательство Юлис», 2006г - с.
Электронная энциклопедия « Кирилла и Мефодия» 2011г.
Энциклопедия школьника под редакцией и. Цыганова, М,: издательство Махаон, 2003г.
5. www.Wipikedia.org 6. (wwwHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/".HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"ecaHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"-HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"planetHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/".HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"com).
9. wwwHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"dimHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"demHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"ru 10. www.km.ruОглавление.
1. Ведение___________________________________
1.1 Цель и задачи работы_______________________ 2
1.2 Актуальность______________________________ 3
3. Результаты исследования______________________ 5-
4. Выводы._____________________________________
5. Заключение._________________________________
6. Список использованной литературы_____________ _
Введение
Территория Тамбовской области расположена в бассейнах двух рек: Волги и Дона. Водосборная площадь бассейна р. Дон составляет 20,1 тыс.км2, р. Волги – 14,2 тыс.км2. По территории области протекает около 1400 рек, речек и ручьев, 40 из них являются объектами федерального контроля, 314- объектами регионального контроля. Наиболее крупными являются реки: Цна, Ворона, Воронеж, Матыра. Из общего количества рек более 1200 имеют протяженность менее 10 км. Малых рек согласно гидрологической изученности по территории области числится 159. Общая протяженность рек на территории области составляет 6,8 тыс. км. Весеннее половодье на реках области по средне-многолетним наблюдениям начинается на юге в третьей декаде марта, а на севере – в первой декаде апреля. Зимой на реках области устанавливается ледостав. Это происходит в конце ноября - начале декабря. Толщина льда составляет 50- 60 см, мелкие реки промерзают до дна. Большинство рек берут свое начало в пределах области и в своих верховьях немноговодны.
Река Шехмань относится к малым рекам, которых в Тамбовской области насчитывается 159.Она является самым большим притоком реки Матыра и притоком третьего порядка реки Дон. В реке водятся животные, занесённые в Красную книгу – бобр речной, минога ручейная.
Цель: Изучить причины снижения уровня воды в реке Шехмань.
Задачи:
собрать и проанализировать литературу по данной теме;
выявить: могла ли деятельность человека оказать влияние на ухудшение состояния реки;
собрать исторический материал по интересующей меня теме;
из воспоминаний очевидцев создать словесный портрет флоры и фауны прошлых лет;
определить видовой состав растений прибрежной зоны и леса;
изучить флору реки;
изучить информационные источники о значении бобров;
выявить их значение на улучшение состояния реки и биосистемы в целом;
разработать мероприятия по спасению реки;
сделать фотосессию на экскурсии и оформить ее в виде презентации;
заинтересовать моих одноклассников исследовательской работой - « Природа моего края уникальна»;
вести просветительскую работу в школе и среди населения по проблеме реки;
привлечь внимание общественности к проблеме моего исследования.
Гипотеза. Я считаю, что влияние человека на природу неизмеримо.
Актуальность. Проблема исследования заключается в том, что когда-то, по воспоминаниям моего прадеда, работавшего в 30- е годы прошлого столетия учителем местной школы, река Шехмань была полноводной, люди плавали на лодках, в реке водилось много различных видов рыб, во время полноводия река выходила далеко за приделы русла, берега реки были пологие, отдельными участками произрастали поросли ольхи, а в настоящее время ландшафт изменился. Отмечается бурный рост ольхового леса, на смену старых деревьев растёт молодая поросль. Ольховый лес украшает наше село, спасает нас от жары, является продуцентом кислорода и не менее важно, домом и укрытием для многих животных. Но вместе с бурным ростом ольхового леса река моей малой родины с каждый годом становиться мельче. Сегодняшнее состояние реки Шехмань бедственное.
Мне хотелось бы выявить- могла ли деятельность человека оказать влияние на изменение русла реки?
2013 год Президентом РФ объявлен Годом окружающей среды. Хочется, чтобы общественность обратила внимание на проблему малой реки моей большой Родины. Считаю тему своего исследования актуальной.
Место и сроки проведения.
Исследования проводились с апреля 2012 года по ноябрь 2013 года. Объект исследования река Шехмань Петровского района Тамбовской области.
Методы исследования:
.
полевой
реферативно-аналитический
сравнительный
описательный
сбор исторических справок
Результаты исследования.
Люблю природу родного края! С удовольствием хожу в походы и на экскурсии в школьное время, летом много времени провожу на реке. Мне интересно видеть животных не на картинках, а в живой природе, поймать вертячку, наблюдать, как порхают над водой подёнки, как высунув голову, греются на солнце щуки. После каждого своего похода приношу приятные впечатления и новые открытия. Становясь взрослее, всё больше понимаю, что река находится в бедственном положении и нуждается в помощи человека. Сейчас я ученик одиннадцатого класса, мне не безразлична судьба реки, хотелось внести свой вклад в её спасение.
Собрав исторический материал и изучив литературу, я выявил, что в 30-е годы прошлого столетия на территории села протекала полноводная река, в которой водились двухстворчатые моллюски беззубки, различные виды рыб (сомы, лещи, язи, налимы), раки. Во время полноводия река выходила далеко за свои пределы.
На побережье реки Шехмань в 30 –е годы прошлого столетие шла разработка торфа. Работа велась несколькими бригадами. При добыче торфа выкапывались огромные ямы которые, заполнялись водой благодаря огромному количеству не глубоких родников, имеющихся рядом с рекой. Так со временем изменилось побережье реки, почва стала влажной, местами заболоченной, что оказало существенное влияние на размножение ольхи. Изучив биологические особенности ольхи, я узнал, что ольха хорошо разрастается во влажной почве. Человек, добывая полезные ископаемые в виде торфа, вторгся в экосистему, что привело к разрастанию ольхового леса. На первый взгляд это очень хорошо, ведь ольховый лес имеет большое значение - это и жилище для птиц и животных, это источник кислорода и т.д. Но одновременно с этим в селе из года в год мельчает река Шехмань.
Примерный возраст ольхового леса около 80 лет. Старые деревья ломаются и падают в реку, засоряют её русло, замедляется течение, это приводит к заиливанию реки, что делает реку непригодной для обитания многих видов рыб и других животных. Старые деревья являются одной из причин гибели реки. ( Приложение фото 1).
Исключительной особенностью реки является родниковое питание. На протяжении русла, бегут извиваясь по топкому берегу, маленькие и большие ручейки из родников. Многие родники нуждаются в помощи человека. Являюсь участником ежегодной акции « Живи родник» вместе со своими друзьями и руководителем кружка «Природа и мы» проводим обследование родников. ( Приложение фото№2). Под нашей защитой находятся четыре родника расположенные около школы.
Вода из родника попадает в капницы- ямы, которые образовались во время торфоразработок, что приводит к заболачиванию берегов и поэтому до реки родниковая вода не доходит. Капницы являются причиной снижения питания реки родниковой водой.
Изучая русло реки, набрёл на поляну с множеством поваленных деревьев, (фото №3) пройдя чуть дальше, набрёл на гидросооружение – плотину (фото № 5) а выше по течению располагалось искусное жилице (фото № 4). Мне стало ясно - на нашей реке поселись бобры, и как хорошие мастера осваивают территорию. Речной бобр прирожденный инженер и строит свое жилье по определенной схеме: сначала в ход идут крупные ветки, затем промежутки между ними заполняются более мелкими. А чтобы в хатке не гулял ветер, ее стены смазываются смесью глины и ила. На «пол» животные кладут древесную стружку, а стены внутри хатки делают ровными, обкусывая выпирающие внутрь жилища ветки. Бобры стараются сделать свое жилище крепким, теплым, надежным – и это им удается. Изучив информационные источники я выяснил, что строя плотины бобры могут оказать положительное влияние на состояние реки: бобры поедают растения вдоль берегов, тем самым они расчищают её берега, а при постройки плотин вода может выйти из заиленного участка и найти новое русло.
Бобры смогут улучшить экологическую обстановку реки.
6. Проводя наблюдения, и беседуя с местными рыболовами, собрал материал о фауне реки.
Фауна реки Шехмань.
Таб. №1
Членистоногие Рыбы Земноводные Пресмыкаю-
щиеМлекопитаю-
щиеКлоп водомерка (фото9) Плотва Лягушка речная Окунь (фото 6)
Уж речной Ондатра
Жук вертячка Щука Тритон обыкновенный Есть сведения о появлении выдры
Жук плавунец Налим Бобр
Водяной скорпион Минога ручейная (класс Круглоротые) фото8 Бокоплавы Жаброноги (фото7) Характеристика некоторых представителей животного мира, обитающих в реке Шехмань.
Табл.№2
Систематическое положение Биологическое описание
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Подтип: Трахейнодышащие
Класс: Насекомые
Отряд: Жескокрылые
Семейство: Вертячки Голова с двумя парами глаз верхняя для воздушной среды расположена на лбу, а нижняя для водной среды, и расположена на боках нижней поверхности головы. Усики короткие шести сегментные. Надкрылья гладкие или с продольными борозками.
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Круглоротые
Отряд: МиногообразныеСемейство: Миноговые
Род: Миноги
Вид: Европейская ручьевая минога
Длинна достигает 20 – 40 см, первый спинной плавник сливается со вторым Окраска коричнево – оливковая. Личинки (пескоройки) живут в реке до 4- 7 лет. Занесена в Красную книгу.
Царство: животные
Тип: Хордовые
Класс: Земноводные
Отряд: Хвостатые земноводные
Семейство: Настоящие саламандры
Род: малые тритоны
Вид: Обыкновенный тритон Самый мелкий вид, размером 7 -11 см. Мужские особи крупнее женских.
Кожа гладкая, окраска коричнево – бурая, брюшко жёлтая с тёмными пятнами. Устойчив к низким температурам.
Описание жизненного состояния растений верхнего яруса.
Площадка №1 на площадке 50х50 м растёт 200 деревьев.
Диаграмма показывает, что из 200 деревьев на опытной площадке 126 с прямыми и ровными стволами, 48 деревьев (что составляет третью часть) молодых, и лишь 8 деревьев усыхают.
Вывод: На замену старых 8 деревьев, растут 48 молодых.
Результаты измерения верхнего яруса.
Табл. №2
Название Диаметр (см.) Высота (м) Число стволов на 1 га.
ольха 15 ольха 12 ольха 10 ольха 13 ольха 15 ольха 10 ольха 12 ольха 15 ольха 13 ольха 14 Средняя величина 26,4 12,9 800
Данные табл. № 3 показывают: в первом ярусе леса располагается ольха, в среднем высота дерева составляет 12, 9 м, диаметр дерева составил 26,4 см. Используя эти данные, я рассчитал запас древесины, который составляет 567,6м³ на 1 га.
Вывод: Средообразующую роль в данном растительном сообществе оказывает ольха. Запас древесины составляет 567,6м³ на 1 га, площадь более 500 га, имеется тенденция к увеличению лесного массива.
Определение древостоя второго и травянисто – кустарничкового яруса леса.
Растительное сообщество ольхового леса включает виды, относящиеся к разным жизненным формам и экологическим группам. Хорошо различимы растения второго яруса (берёза, ива, изредка встречается дикая яблоня и черемуха). Ярус кустарников представлен кустами калины. Богата растительность и яруса трав. Болотистая местность не помешала мне провести исследования и насладиться красотой родного леса. Полученный результат я оформил в виде таблицы № 4.
Характеристика растений леса.
Табл. № 4
Систематическое положение Биологическое описание
Медуница мягкая( фото №10)
Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Двудомные
Семейство: Бурачниковые
Род: медуница
Вид: Медуница мягкая
Растение высотой от 10 до 50 см, от других видов отличается мягким бархатистым, немного клейким опушением. Стебель прямостоячий, местами железистый, у соцветия разветвляется. Листья прикорневые широколанцетовидные - яйцевидные, коротко заострённые, постепенно сужающиеся к черешку
Медуница – отличный медонос.
Калужница болотная – Calthata palustis ( фото №11)
Отдел Покрытосеменные (цветковые) – Angiospermae (Magnoliophyta)Класс Двудольные (магнолиопсиды) – Dicotyledones (Magnoliopsida)Подкласс Ранункулиды – RanunculidaeПорядок лютиковые – RanunculalesСемейство Лютиковые – RanuncilaceaeМноголетнее травянистое растение высотой от 10 до 70см с мочковатой корневой системой и простыми или ветвистыми прямостоячими или приподнимающимися стеблями. Прикорневые листья черешковые до 12 см диаметром; прицветнике почти сидячие, более мелкие. Пластинки листьев крупные, кожистые, блестящие, от округло почковидных до сердцевидных, городчато-зубчатые или почти цельнокроеные. После цветения листья темнеют и сильно разрастаются
Чемерица Лобеля – Veratrum lobelianum (фото№12)
Отдел покрытосеменные (цветковые растения) – Angiospermae, Anthophyta, Magnoliophyta.Класс однодольные – MonocotyledoneaeПорядок – лилиецветные – LilialesСемейство лилейные –Liliaceae;Семейство мелантиевые (осенниковые) – Melanthiaceae
Многолетнее травянистое корневищное растение. Мезофит. Светолюбива, морозоустойчива, но может расти в небольшом затенении. Стебель высотой 50-150см, округлый, толстый, два – три сантиметра в диаметре, в верхней части с редким опушением, облиственный. Нижние листья складчатые, широкоэллиптические; верхние ланцетные. Соцветие метельчатое, раскидистое, длиной 20-60см, многоцветковое.
Ива белая. (Фото№13)
Царство: растения
Отдел: Цветковые
Класс : двудольные
Порядок: мальпигиецветныеСемейство: Ивовые
Род: Ива
Листва у одних видов ив густая, курчавая, зелёного цвета, у других более редкая сквозистая, серо-зеленого или серо-белого цвета.
Листья очередные, черешчатые; листовая пластинка у одних видов широкая, эллиптическая, у других довольно узкая и длинная; край пластинки только у немногих видов цельный, у большинства же мелко или крупно - зубчатый. Цилиндрический черешок довольно короткий; у основания его находятся два прилистника, большей частью зубчатых, широких, или узких; они сохраняются или только до полного развития листа, или все лето. Стебель ветвистый; ветви тонкие, прутьевидные, гибкие, ломкие, с матовой или блестящей корой, пурпурового, зелёного и других цветов
Береза повислая – Betula pendula (фото№14)
Отдел Покрытосеменные (цветковые) – Класс Двудольные (магнолиопсиды ) – Подкласс Гамамелидиды – Hamamelididae Порядок Буковые – Fagales Семейство Берёзовые – Betulaceae Подсемейство Березовые – Betuloidae
Однодомное, листопадное, анемофильное (ветроопыляемое) дерево диаметром ствола до 80см. Крона неправильно-яйцевидная. Ветви обычно повислые. Растёт быстро. К почве нетребовательна. Довольно засухоустойчива. Морозостойка. Недостаточно устойчива к дыму и газу. Очень светолюбива. По отношению к свету берёза занимает второе место после осины. Размножается семенами и порослью от пней. Дерево сравнительно недолговечное, редко живет до 150 лет.
Мать-и-мачеха – Tussilago farfara (Фото№15)Отдел Покрытосеменные (цветковые)
Класс двудольные – Dicotyledones Порядок Астровые – Asterales Семейство Астровые (сложноцветные) –Asteraceae, CompositaeМноголетнее травянистое растение с длинными ползучими корневищами. Прикорневые листья длинночерешковые, угловатые, сердцевидные, сверху кожистые, снизу мягко-беловойлочные. Листовые черешки длинные, сочные, сверху желобоватые покрыты длинными тонкими волосками. Прикорневые листья появляются только после цветения. На цветоносных побегах листья чешуевидные. Цветоносные побеги появляются ранней весной, паутинисто-опушенные, высотой от 3 до 30 см высотой, к моменту созревания семян вытягиваются до 50 см. Цветы золотисто-жёлтого цвета, собраны в одиночные корзинки.
Осока лесная (Сarex sylvatica) ( фото№16)
Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Однодольные
Порядок: ЗлакоцветныеСемейство: Осоковые
Род: Осока
Вид: Осока лесная
Многолетнее травянистое растение с деревянистым корневищем. Стебельки кверху тонкие и поникающие, гладкие, высотой 30 – 100 см, у основания одетые в светло- бурыми цельными влагалищами. Листья зелёные или ярко – зелёные, мягкие, короче стебля
Ольха черная (Alnus glutinosa) (фото№17)
Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Двудольные
Порядок: БукоцветныеСемейство: Берёзовые
Подсемейство: Берёзовые
Род: Ольха
Вид: Ольха серая
Мощное дерево до 25 м высоты, с почти черной морщинистой корой. Красным цветом; используется для производства столярных и токарных изделий, а также на подводные постройки
Видовой состав растений прибрежной зоны
Рдест плавающий Potamogeton natansРдест курчавый Potamogeton crispusЧастуха подорожная
Стрелолист обыкновенный
Водокрас лягушачий
Осока пальчатая Carex digitataОжика волосистая Luzula pilosaРяска трехдольная Lemna trisulcaРяска маленькая Lemna minorМногокоренник обыкновенный Spirodela polyrrhizaКубышка жёлтая Nuphar luteaКувшинка белоснежная Numhaea candidaГипотеза подтвердилась - влияние человека на природу неизмеримо.
Вывод.
1. Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней сияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету.
2. Человеческая деятельность, а именно разработка торфа, могла создать условия для разрастания ольхи, учитывая её биологические особенности.
3. В результате добычи торфа произошло заболочивание побережья, что повлияло на измельчение реки и стремительному росту поросли.
4.Ольховый лес в настоящее время находится в хорошем состоянии. На смену старых деревьев растёт молодая поросль.
5.Видовой состав трав очень разнообразен, цветение начинается с первыми проталинами, и все лето лес меняет свой облик.
6.Ольховый лес имеет большое значение, как для человека, так и для животных.
7. Старые поваленные деревья являются одной из причин гибели реки. Падающие деревья образуют запруды, течение реки нарушается, происходит заиливание русла.
8. Основной источник питания реки – родники. Спасти реку можно, если будем ухаживать за родниками.
9. Речной бобр, поселившийся на нашей реке, сможет изменить пойменный ландшафт. Уровень воды из-за плотин существенно повысится, увеличится площадь и глубина водоема. Таким способом бобры защищают место своего обитания, что приведёт к изменению в экосистемы местности. Питаются бобры растительной пищей, на зиму запасают побеги деревьев, пряча их на дне водоема около берега. Мех бобра, красивый и прочный, всегда ценился, что и привело к почти полному исчезновению этих животных. На территории современной Тамбовской области до начала 17 века было множество поселений бобров, а уже к началу 20 столетия они совсем исчезли из этих мест. Вновь бобры вернулись, когда были организованы Хоперский и Воронежский заповедники в Воронежской области. Появление бобров может стать спасением для умирающей речки. Как защитить бобров? Не уничтожит ли их человек? Для меня они остаются больными вопросами.
Экологическое состояние реки плохое, если не помочь реке, то через несколько десятков лет река Шехмань (а в народе ее называют Шехманкой) исчезнет. Стоит ли нам надеяться на то, что её спасут бобры? А может мы сами должны принять меры по спасению реки?
Заключение.
Человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное, неуклонное, возрастающее влияние человека на природу приводит к тому, что животный мир планеты быстро изменяется.
Разрабатывая торф, человек вторгся в экосистему, нарушив её равновесие. Сможет ли человек сейчас, осознав свою ошибку, всё исправить? На этот вопрос нельзя получить однозначного ответа, поэтому идеи В.И Вернадского о ноосфере как сфере разума, сегодня приобретают наибольшую актуальность.
Данную проблему в 2013 году освещал на научно- практической конференции ЧиП, где стал победителем в номинации « Проблема природных экосистем». Фото №18
На мой взгляд, для спасения реки необходимо провести следующие мероприятия:
не засорять русло реки бытовыми отходами;
проводить экологические рейды по очистки русла реки;
проводить очистку и благоустройство родников;
обратиться в Шехманский лесхоз с заявлением о своевременной вырубке старых деревьев по берегам реки;
обратиться к природно – охранным организациям с просьбой включить нашу речку в проект по очищению малых рек с помощью специальных земснарядов;
освещать проблему малой реки в средствах массовой информации.
Планирую участвовать в областном конкурсе «Письмо губернатору. Охрана окружающей среды в Тамбовской области», в котором буду освещать проблему малой реки моей большой Родины.
Список литературы
Ботаника высших растений; под редакцией Е.Еленевский, М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 432с.
Географическое краеведение; Под редакцией ДудникаН. И ООО « Издательство Юлис», 2006
Детская энциклопедия; под редакцией Маркушевича А.Д, М.: Педагогика , 1983г.
Книга природы; под редакцией Д. Дмитриев, М.: Издательство «Детская литература»,1990г - с.
Экология растений: Пособие для учащихся; под редакцией Г.А. Лады, Т.: ООО «Издательство Юлис», 2006г - с.
Электронная энциклопедия « Кирилла и Мефодия» 2011г.
Энциклопедия школьника под редакцией и. Цыганова, М,: издательство Махаон, 2003г.
5. www.Wipikedia.org 6. (wwwHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/".HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"ecaHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"-HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"planetHYPERLINK "http://www.eca-planet.com/".HYPERLINK "http://www.eca-planet.com/"com).
9. wwwHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"dimHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"demHYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/".HYPERLINK "http://www.dim.dem.ru/"ru 10. www.km.ru