Урок русского языка на тему Дательный и творительный падеж имён прилагательных множественного числа. (4 класс)
Автор: Гарифуллина Людмила Геннадьевна
Предмет: русский язык
Класс: 4-й
Тема: Дательный и творительный падеж имён прилагательных множественного числа.
Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах и правильно писать окончания таких прилагательных.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция ошибки товарища.
Метапредметные результаты: постановка учебной задачи, планирование деятельности, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; принимать и сохранять целевые установки урока; формулировка вывода и обобщения; осуществлять проверку и оценку своих достижений на уроке.
Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Литература: учебник «Русский язык» 2 часть 4 класс авт. В.П.Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.
УМК: «Школа России»
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организацион
ный момент
1 мин
Проверка готовности.
Настрой на плодотворную работу на уроке
2. Мотивация
2 мин
Слайд 1
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕРАДИ
Ребята, мне необходим на протяжении всего урока ваш большой труд. Чтобы справиться с заданиями, нам необходимы:
Я предлагаю вам работу по плану (смайлики)
Подписывают число, классная работа.
Ответы обучающихся.
Терпение, радость, усердие, дисциплина.
Повторить изученный материал.
Познакомиться с новым материалом.
Закрепить изученное.
Подвести итог.
3. Актуализация знаний и умений (10 мин)
Слайд 2.
Слайд 3.
Посмотрите, что случилось,-
Так рассыпались слова,
Что узнать теперь их сложно –
Что и кто? Откуда? Ах!
Может быть, удастся снова
Вам вернуть слова назад.
НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО
Какие слова вы составили? (дочка, белочка, молочко, ленточка, пеночка)
Кто такая пеночка?
Что общего в этих словах?
Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака?
Запись слов под диктовку (один у доски): мощные, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.
Какое слово лишнее? Почему? (болельщик)
Дети записывают слова.
Насекомоядная птичка, обитает в Европе, Азии, Африке.
Буквосочетания ЧК, которые пишутся без мягкого знака.
ЧН, ЩН, НЩ
Один обучающийся работает у доски.
Болельщик – пишется с мягким знаком.
4. Самоопределение к деятельности
(2 мин)
-Найдите среди записанных вами слов имя прилагательное.
- Подберите к нему подходящее имя существительное.
- Поставьте словосочетание в форму дательного и творительного падежей, запишите.
-Назовите окончания имен прилагательных в этих падежах. Объясните свой выбор.
-О чём сегодня будем говорить?
- Сформулируйте задачи урока.
МОЩНЫЕ
Обучающиеся записывают.
-ЫМ, ЫМИ, отвечают на вопрос: Д.п –каким?, Т.п.- какими?
Научится распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.
5. Работа по теме
(13 мин)
Работа по учебнику.
Работа в парах. Упражнение 95 (с.45) рассмотрите схемы, сформулируйте вывод.
Физминутка (для глаз, потягивание)
Упражнение 96 (с.45). Прочитайте текст. Обсудите в парах, как можно озаглавить.
Работа с орфограммами.
Письмо под диктовку.
Сверьте написание с текстом учебника.
Оцените себя.
! –отлично.
+ хорошо (1-2 ошибки).
- будь внимателен! (3-5 ошибок).
Разбор предложения. Один комментирует.
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким?, имеют окончания –ым, -им., в творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими, безударное окончание проверяй по вопросу.
Читают текст, озаглавливают.
Ранняя весна. Весенняя вода.
Объясняют написание орфограмм.
Пишут под диктовку.
Сверяют с эталоном.
Оценивают себя.
Разбирают предложение.
С крыш посыпались звонкие капли.
6.Закрепление материала (9 мин)
Работа по учебнику.
Упражнение 98 (с.46)
-Прочитайте.
-О какой птице идёт речь?
-Назовите имена прилагательные-эпитеты, которые встретились в тексте.
-Для чего так много эпитетов использует автор?
Спишите, определите падеж имён прилагательных.
Почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания? (Длинною, гибкою, красивою, окончания – ОЮ)
Читают.
О лебеде.
Белый, блестящими, прозрачными, небольшими, чёрным, чёрными, длинною, гибкою, красивою, зелёных, тёмно-синей гладкой
-Чтобы мы могли более точно представить птицу.
Списывают, определяют падеж.
Проверяют.
-Авторская художественная речь.
7. Рефлексия (5 мин)
Упражнение 97 (с.45) Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу (за доской)
Выполняют самостоятельно.
Самопроверка.
8. Итоги урока. (2 мин)
-Над какой темой работали?
-Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах.
Продолжи предложение.
- Я на уроке
Имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах.
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким?, имеют окончания –ым, -им., в творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими, безударное окончание проверяй по вопросу.
Высказывают своё мнение.
9 Домашнее задание (1 мин.)
Упражнение 99 (с 46), подготовиться к изложению.
Записывают в дневник.
15